Велосипеды для раздельного старта

Все чаще и чаще сталкиваюсь с тем, что люди покупают шоссейный велосипед для соревнований по триатлону, который не очень-то и подходит, особенно в контексте длинных дистанций ironman. Поэтому решил и написать про выбор велосипеда для триатлона.

Пишу её скорее как человек, который настраивает эти все велосипеды под гонщика. Поэтому особое внимание уделено не надписям на компонентах, а техническим и функциональным особенностям.

Выбор рамы велосипеда.

Самое важное в велосипеде не задняя перекидка и не профиль колес, а именно рама. Она больше всего влияет на ходовые качества, на удобство и возможности по настройке посадки, а как следствие, на комфорт и вашу скорость.

Существует 2 типа рам, шоссейные и триатлонные. Основное отличии в геометрии.

Шоссе — угол подседельной трубы 73 градуса, эффективная длина верхней трубы (ЕТТ) соответствующая размеру рамы, то есть для размера 52 ЕТТ будет 520-530, для 54 размера ЕТТ 540-550.

Велосипед для шоссе или триатлона (2)

Триатлон — угол подседельной трубы 77 градусов, ЕТТ меньше на 2-3 сантиметра.

Велосипед для шоссе или триатлона (1)

Есть ещё такой подвид, как велосипед для раздельного старта (TT — Time Trial). Он внешне очень схож с велосипедом для триатлона, но зачастую имеет более низкий рулевой стакан (head tube length), что сильно сказывается на посадке… Дело в том, что на ТТ велосипедах редко ездят соревнования длительностью более часа. Они рассчитаны на 15-минутные прологи и часовые разделки, но никак не на 3/6 часов ironman.

Триатлон велосипед

Поверьте, это очень важно, так как геометрия влияет на посадку. Это как выбор размера. Если не правильно подобрать размер, то толку от того велосипеда будет немного…

Размер рамы практически всегда очень легко подобрать. У производителей на сайтах, либо у дилеров в магазинах, существуют таблицы подбора размеров велосипеда. Смотрим на рост, попадаем в какой-то определенный размер. Наука не хитрая. В случае, если рост попадает на границу двух размеров, всегда рекомендую брать меньший.

У продавцов велосипедов из гаражей, харьков-туриста и продай2колеса этих таблиц данных обычно нет, да и там важнее продать и забыть, а как вы на нем будет ездить, продавцов не волнует. На репутацию там никто не работает.

Итак. Если вы хотите ездить групповые тренировки, какие-то шоссейные гонки, триатлон-олимпийку, и при этом не планируете пока покупать 2 велосипеда, то ваш выбор — шоссейная рама с возможностью установки лежака и настройки аэропосадки.

Другое дело, что этих шоссейных рам тоже развелось много разных 🙂

В контексте этой статьи я бы разделил их на 2 типа.

  1. Рамы, на которые можно установить лежак и настроить посадку.
  2. Рамы, на которые лежак лучше не ставить, так как посадку нормальную настроить все равно не получится.

Тут мы затрагиваем вопрос аэробара/рогатки/лежака/клипонов. Это отличное приспособление, которое при правильном использовании дает прирост средней скорости на 10-15%. А при неправильном только утяжеляет ваш велосипед 🙂

Посадка для шоссе и триатлона отличается значительно. Наши локти «уходят» вниз и вперед на подлокотники, при этом таз не может оставаться на том же месте, его надо сдвинуть вперед. А при простом сдвиге седла вперед, уменьшится расстояние от каретки до седла (высота седла), так что седло надо будет поднимать вверх.

Посадка триатлон велосипед

Посмотрите на эти несколько фото… Без боли я на них смотреть не могу.

И сравните их с этими. Одна гонка, один город.. Но кто-то настроил посадку, а кто-то не очень…

Так вот, чтобы приблизить наш шоссейный велосипед по геометрии к триатлонному с правильной установкой аэробара, нам надо изменить угол подседельной трубы с 73 до 77 градусов, хотя бы виртуально. Это можно сделать сместив седло вперед на 5-10 сантиметров, в зависимости от ростовки рамы. Это можно сделать с помощью сдвига седла вперед, если рамки позволяют и установки подседельного штыря со смещением вперед.

Рамы с симметричной подседельной трубой — круглой и овальной подойдут. В идеале, когда штырь сразу будет иметь смещение 20-30мм.

Большинство шоссейных рам как раз имеют круглое сечение подседельной трубы. Они то нам и подходят! Ещё есть рамы с овальным штырем как у Specialized Venge и у некоторых моделей Kuota.

Либо, где крепление сиденья можете ставить в разные посадочные места в штыре.

Пример: Merida Reacto, Cervelo разные.

При выборе рамы я бы не рассматривал рамы с несимметричным подседельным штырем и рамы с интегрированным штырем, которые не предусматривают значительное изменение смещения седла.

Примеры: Scott Foil, BMC TMR, Giant Propel и другие.

На этих рамах вы не сможете сместить седло вперед на нужное расстояние. Справедливости ради, у Giant и BMC можно менять смещение 0-30мм, но диапазон не достаточен для нашего применения.

Дальше пошел производитель Redshift, придумав подседельный штырь с параллелограммной системой изменения офсета и высоты одновременно. Гениальная идея! Но всегда есть «но». Кому-то с определенным ростом (скорее всего небольшим) подойдет это, но кому-то (большинству) нет.

Ещё обратите внимание и подумайте где вы будете везти воду, питание и запаску с насосом. Производители стали делать триатлон-специфик велосипеды со специальными отделениями под этот багаж. Либо сразу смотрите куда вы будете устанавливать сумочку/фляги/бокс и есть ли на раме/седле места, специально для этого предназначенные.

После рамы, по приоритету важности оборудования, идут точки контакта — руль с лежаком, седло и обувь.

Выбор насадки/клипона/лежака и руля.

Они тоже бывают разные 🙂 Очень разные!

Я советую обращать внимание на количество настроек для подгонки под себя. На хороших лежаках можно настраивать:

  1. Расстояние между подлокотниками. И круто, когда оно регулируется независимо от ширины самих удлинителей-рогаток (~150-260мм)
  2. Расстояние от центра подлокотника до конца удлинителя ( ~200-350мм)
  3. Расстояние между самими удлинителями (~70-130мм)
  4. Смещение всего лежака назад относительно центра руля

Это основное. Есть ещё 5-6 других настроек, которые уже не так важны.

Хороший пример распространенных у нас лежаков — profile design в алюминиевом исполнении, в карбоновых версиях нет 4-й настройки.

Форма удлинителей тоже бывает разной. Наиболее эргономична J-bend или Ski-bend. Я бы разместил их в таком порядке. Сверху самая удобная форма, снизу самая неудобная. Хотя это субъективно, но все-таки есть статистика и отзывы.

Выбор лежака для триатлона

А ещё есть такая картинка из статьи, после которой становится понятно в какой позиции рукам будет более комфортно 🙂

Выбор лежака для триатлона клипон

Помимо лежака смотрим и на сам руль, на который мы хотим на какие-то гонки ставить лежак. Руль должен иметь круглое сечение не только в месте крепления выноса, но и по бокам от этого места. Хотя бы по 3-4 сантиметра круглого сечения. К счастью, нам подходит большинство шоссейных рулей.

Но есть и исключения — аэрорули, которые пользуются определенной популярностью. Ещё интереснее — комбинация руль+вынос.. Это не для триатлона.

Примеры на фото.

Выноса. Отличаются длиной и углом. Нужные параметра определяются во время настройки посадки. Жесткость и вес прочувствовать непросто. Подбирайте по длине/углу/дизайну/стоимости.

Ещё встречаются разные нестандартные выноса, вроде конструктора у BMC TimeMachine. При выборе велосипеда c нестандартным выносом следует очень тщательно подойти к подбору размера (reach и stack рамы). И все равно есть вероятность, что нормально посадку с ним вы не настроите. Так как тот же BMC ТМ — это велосипед, в первую очередь, для TimeTrial, а не для триатлона на длинную дистанцию.

При выборе стандартного выноса, лучше чуть сэкономьте, и купите хорошую толстую обмотку. И не забывайте её менять время от времени. Ладони скажут спасибо.

Выбор седла.

В целом седла для аэро-посадки отличаются длиной, они короче обычных. Помимо этого у них совсем другая форма, иногда достаточно непривычная.

Бывает и такое, что шоссейное седло от шоссейной посадки подойдет и для аэро, но это 50/50. Модели вроде Specialized Romin с вырезом и наклоном задней части частенько подходят.

Подбирать седло нужно только пробуя его лично. Не покупайте седло через интернет по картинке, по совету товарища, по дизайну или ещё чему-то. Нужен тест, хотя бы 20-30 минут на станке. Лучше седло подобрать сразу во время настройки посадки, можно сразу протестировать и настроить все под нужное седло, а не менять по 10 раз потом при смене седел.

Обувь для триатлона.

Хорошая статья про выбор велообуви есть у Юры Ганусяка.

Чем же отличается обувь для триатлона?

Возможностью быстро одеть туфли «на ходу», запрыгнув на велосипед, выбежав из транзитной зоны.

Для этого на триатлонной обуви на пятке есть петля, за которую можно потянуть.

Застежка обычно одна широкая липучка. Быстро можно затянуть.

Ещё есть специальные зацепы для канцелярских резинок, с помощью которых мы фиксируем обувь в горизонтальном положении, когда туфли пристегнуты к велосипеду, ожидающему вас в транзитке.

Все это здорово, но на практике одна липучка не так здорово держит ногу как хотелось бы. И если на олимпийке велоэтап редко что-то решает, то на длинных дистанциях удобство, комфорт и хорошая фиксация стопы играют более весомую роль.

Поэтому не списывайте шоссейные туфли, особенно, если у вас в приоритете только длинные дистанции.

Отдельный абзац хочу посвятить уникальным туфлям Specialized S-Works Trivent. Уникальность их заключается в откидывающейся пятке и системе затяжки BOA. Пятка откидывается назад и держится там с помощью магнита, запрыгнув на велосипед, можно сразу «с разгону» вставлять стопы в обувь и остается лишь покрутить колесико BOA, пятка поднимется, а стрепа над подъемом затянется. Это крутой продукт!

Ещё абзац педалям. Тут просто мнение опытного фитера. Берите Shimano SPD-SL. Look, Mavic имеют меньший диапазон регулировок. В остальном функционал педалей примерно одинаков. Особняком стоят педали Speedplay, на которых можно легко настроить угол свободного хода и подобрать оси нужной длины, при необходимости. Но они достаточно не популярны из-за цены и неудобства ходьбы, в случае установки на туфли с 3-дырочным стандартом крепления шипа.

Шипы с ненулевым свободным ходом пятки! Колени скажут спасибо! Подробнее в моей статье про контакты.

Колеса.

Хорошие колеса (стоимостью от 1500$) сэкономят вам 2-3 минуты на 90км, столько же, сколько и хороший аэрошлем (200-350$).

Если все-таки решились на такое вложение средств, смотрите на Roval, Zipp, Mavic, Enve, Corima, Reynolds, Easton, HED, Vision, Campagnolo (Fulcrum). Вроде никого не обидел ))

Трансмиссия.

Напишу лишь два коротеньких момента.

  1. Рассчитывайте ваши силы. Если на дистанции есть холмики, либо ФТП меньше 350, то можно обойтись системой-компактом с набором звезд 50-34 спереди.
  2. Di2 стоит того. Благодаря возможности кнопок переключение и на лежак и на сам руль.

Группу можете выбирать исходя из религиозных соображений и толщины кошелька. Когда оборудование хорошо смазано, чистое, а цепь/кассета менялись вовремя, то все будет работать. Разницу в работе новой перекидки 105 и дюра-ейс почувствовать труднее, чем кажется.

Информации много, постарался написать самое важное. Надеюсь, вы нашли что-то полезное. Сэкономите время и деньги при выборе своего гоночного друга 🙂

До встречи на стартах 🙂

Триатлон Киев Triatman 33.3 (192)

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.