Труба сидения велосипеда

Подседельный штырь
(«подседельник», англ. seatpost) — деталь велосипеда, соединяющая седло с рамой. Штырь закрепляется в подседельной трубе рамы с помощью зажима (эксцентрикового или болтового), а в верхней части он имеет регулируемый замок седла, фиксирующий его направляющие. Подседельный штырь сдвигается в соответствующей трубе рамы, обеспечивая регулировку высоты седла.
Содержание
-
1 Устройство
-
1.1 Жесткий
- 1.1.1 Особенности
- 1.1.2 Используемые материалы
- 1.1.3 Специфические виды
-
1.2 Амортизационный
- 1.2.1 Телескопический
- 1.2.2 Рычажный (параллелограмный)
-
1.1 Жесткий
-
2 Особенности конструкции
- 2.1 Диаметр
- 2.2 Длина
- 2.3 Замок
- 2.4 Зажим
- 3 Производители
- 4 Примечания
Устройство[править]
В зависимости от конструкции, подседельные штыри делятся на жесткие и амортизационные.
Жесткий[править]
Особенности[править]
Это классическая конструкция, представляющая из себя тонкостенную трубу с замком. Широко используется на всех типах велосипедов, особенно спортивных.
- Низкий вес,
- Низкая цена,
- Высокая надежность и долговечность.
Недостатки:
- Ограниченный комфорт.
Используемые материалы[править]
- Алюминиевый сплав — множество моделей для широкого диапазона применений, уровнем от низкого до высокого.
- Сталь — подседельники на старых и/или очень дешевых велосипедах.
- Углепластик (карбон) — легкие гоночные штыри высокого уровня, для кросс-кантри и шоссейных гонок.
- Титан — единичные модели штырей высокого уровня для ценителей.
- Скандий — легкие штыри высокого уровня.
Специфические виды[править]
Интегрированный штырь — представляет собой одно целое с рамой (обычно карбоновой). Труба один раз отпиливается под рост байкера, в нее устанавливается замок, в дальнейшем регулировка высоты седла невозможна. Это специфическая гоночная технология, служащая для максимального облегчения велосипеда в ущерб удобству и универсальности.
Амортизационный[править]
В амортизационный подседельный штырь встроен механизм, обеспечивающий смягчение ударов и увеличение комфорта. Такие штыри применяются в велосипедах для «комфортного» катания. В зависимости от конструкции, амортизирующий механизм может быть телескопическим или рычажным. Материал таких штырей — алюминиевый сплав.
Телескопический[править]

Такая конструкция характерна для самых дешевых подседельных штырей и характеризуется большим трением в направляющих из-за того, что направление сжатия штыря не совпадает с направлением ударов снизу. Вследствие низкого технологического уровня, такие штыри весят очень много, работают неэффективно, быстро разбалтываются и превращаются в жесткие. Покупка велосипеда с таким подседельником не рекомендуется. Исключением служат лишь очень дорогие модели от фирмы USE (на фото).
- Низкая цена.
Недостатки:
- Большой вес,
- Низкая эффективность,
- Низкая надежность.
Рычажный (параллелограмный)[править]

Такой подседельный штырь имеет параллелограмный механизм с эластомером в качестве амортизирующего элемента (жесткость регулируется преднагрузкой и/или заменой эластомера). При ударе снизу седло качается вниз-назад, что совпадает с направлением удара и обеспечивает высокую эффективность амортизации. Однако при работе штыря седло смещается назад, посадка растягивается, что может быть неудобным. Кроме того, сложность устройства обуславливает подверженность шарниров износу — штырь требуется защищать от грязи фирменным чехлом, но даже в этом случае он быстро начинает люфтить.
Достоинства:
- Эффективная амортизация,
- Высокая надежность.
Недостатки:
- Высокая цена,
- Большой вес (550-800г),
- Растягивание посадки,
- Необходимость защиты шарниров от грязи.
Особенности конструкции[править]
Диаметр[править]
Наиболее распространенные стандартные диаметры подседельных штырей: 25,0 (советский), 27,2 и 31,6 мм. Однако у ряда производителей рам используются другие размеры отверстия в подседельной трубе, соответственно, выпускаются штыри и других диаметров: 22.0, 22.2, 23.4, 23.8, 24.0, 25.0, 25.4, 25.8, 26.0, 26.2, 26.4, 26.6, 26.8, 27.0, 27.2, 27.4, 27.8, 28.0, 28.6, 29.2, 29.4, 29.6, 29.8, 30.0, 30.4, 30.8, 30.9, 31.4, 31.6, 31.8, 32, 33.9, 34, 34.9 мм.
Длина[править]
Как правило, подседельные штыри для горных велосипедов имеют длину 350 или 400 мм, а для шоссейных — 270 или 300 мм. Примерно за 10-12 см до конца штыря находится метка, выше которой его нельзя выдвигать из рамы (иначе может сломаться либо штырь, либо рама). Соответственно, при езде на раме малого размера требуется более длинный штырь.
Замок[править]
Замок предназначен для надежной фиксации направляющих седла и для регулировки его наклона и продольного смещения. Он может быть как отдельной деталью, так и представлять со штырем монолитную деталь. В зависимости от конструкции, замки делятся на 3 вида:
- Одноболтовые — с грубой регулировкой наклона седла,
- Двухболтовые — с точной регулировкой наклона,
- Оригинальные — сложные запатентованные конструкции отдельных производителей.
В зависимости от положения замка относительно трубы подседельника, они разделяются на 2 вида:
- Со смещением назад — наиболее распространенные,
- Без смещения — обеспечивают чуть более сдвинутую вперед посадку.
Зажим[править]
Зажим подседельного штыря (англ. seat clamp) предназначен для его закрепления в раме. В зависимости от внешнего диаметра подседельной трубы рамы, зажимы выпускаются стандартных размеров 30,0, 31,8, 34,9 мм.
- Эксцентриковый зажим — позволяет без инструментов регулировать высоту седла или вообще снимать его. Для достаточной фиксации требуется приложение физических усилий.
- Болтовой зажим — требует наличия шестигранника для регулировки. В определенной степени дает защиту седла от кражи, также физически легок в обращении, за что ценим девушками.
Некоторые рамы (преимущественно, старые) имеют интегрированный зажим.
Производители[править]
Целый ряд фирм выпускает серии рулей, выносов и подседельных штырей.
- Низкий уровень: стальные или алюминиевые детали, имеющие большой вес и невысокую жесткость. Надежность может быть непредсказуемой.
- Средний уровень: базовые серии известных производителей из алюминиевых сплавов с достаточно большим весом и приемлемой надежностью.
- Высокий уровень: легкие алюминиевые компоненты и бюджетные карбоновые.
- Очень высокий уровень: топовые сверхлегкие карбоновые и титановые компоненты.


