Советские велосипеды названия
Первый советский велосипед был собран на 13 марта 1924 г. в Харькове под маркой «Украина»
Велосипедный завод Харькове и первая модель советского велосипеда
История харьковского завода сама по себе примечательна. До 1924 года в России производились велосипеды, но силами зарубежных компаний. А в 1915 году, в разгар Первой мировой войны, велосипедный завод Лейтнера эвакуировали из Риги в Харьков и там разместили в цехах завода «Серп и Молот». Велосипедов там выпускалось немного, и это были в основном складные велосипеды для военных «самокатных» частей. Как и всякая продукция для военных нужд, велосипеды, собранные в Харькове, отличались прочностью, удобством и простотой.
После революции именно на базе переехавшего завода и был организован государственный заводе имени Г.И. Петровского. «Мирный» велосипед производился в основном для нужд сельских жителей.
В первый год самостоятельной работы на харьковском заводе собрали только 2200 велосипедов, так как комплектующие для сборки еще закупали в Англии. Когда же завод перешел на отечественное сырье, производство значительно увеличилось, и в 1925 — 1927 г.г. Харьковский велозавод выпустил около 12 тысяч велосипедов! С 1926 года на производство была поставлена первая единая модель велосипеда «Украина», которая долгие годы оставалась основной.
Велосипеды Харьковского завода разных лет
Модели Харьковского завода помимо буквенных обозначений носили звучные названия: Украина, Рекорд, Спринт, Метеор, Старт-шоссе, Чемпион-шоссе, Турист. Среди них были городские, туристические и спортивные модели. Некоторые из них весьма примечательны.
- Призовой велосипед «Золотые колеса» — выдавался за победу в гонке на первенство одноименного харьковского велоклуба.
- Трековый велосипед «Тахион» — предназначался для тренировок и соревнований на треке в индивидуальных и командных соревнованиях. В конструкции велосипеда широко использовались уже популярные на момент выпуска (1981-1992г.г.) материалы — титан и различные алюминиевые сплавы.
- Спортивно-трековый велосипед В 94 «Тандем» — двухместный велосипед предназначался для трековых гонок в парном разряде. В силу специфики конструкции и назначения, таких велосипедов было выпущено немного.
Другие велосипедные заводы СССР
В 1969 году в Советском Союзе выпустили больше 4 млн. велосипедов. К тому времени появились другие заводы и модели.
- Жуковский велосипедный завод выпускал знаменитые велосипеды Десна
- Пермский машиностроительный завод выпускал модели Кама, Урал и Салют
- Атигский машиностроительный завод выпускал модели Рябинка и Весна
- Горьковский автомобильный завод выпускал модели Школьник и взрослый Прогресс
- Шауляйский велосипедно—моторный завод выпускал модели Орленок и Ласточка для подростков с открытой рамой — Дубиса, подростковый складной Рамбинас, с разборной рамой — Вента.
- Минский мотовелосипедный завод выпускал модели различные модификации под маркой Минск и Люкс.
- Рижский мотовелозавод выпускал модели Саркана Звайзгне.
И это далеко не исчерпывающий список. Велосипеды прочно вошли в жизнь советского человека не только как спортивные снаряды или элемент туристического снаряжения, а как повседневный транспорт жителей села. До сих пор в провинциальных городах люди используют велосипеды не просто для прогулки, а как удобное средство передвижения, на котором не зазорно съездить в гости или добраться до рынка.