Название первого велосипеда

Так кого же благодарить за это полезное изобретение? Если рассматривать велосипед как производное от колеса, поскольку оно и является его основной деталью, можно погрузиться в весьма древний временной предел. Еще недавно считалось, что родиной колеса является Восток — Месопотамия. Однако лет двадцать назад в болгарской деревне Беково, недалеко от Черного моря, было найдено самое старое колесо из доселе известных. В результате изучения было установлено, что этому экземпляру — свыше 5850 лет! Следы безымянных изобретателей велосипедов уходят в глубь тысячелетий.

ОДНАКО ЕСЛИ АБСТРАГИРОВАТЬСЯ ОТ ОТДЕЛЬНЫХ ДЕТАЛЕЙ И РАССМАТРИВАТЬ велосипед как самостоятельную конструкцию, воплощающую конкретную идею, можно попробовать выяснить, кто изобрел первый велосипед. Люди спорят. Французы утверждают, что первый байк спроектировал француз, шотландцы думают, что изобретатель — шотландец, англичане считают первопроходцем англичанина, американцы часто приписывают заслугу создания велосипеда американцу. В целом создание первого велосипеда — заслуга многих людей, которые способствовали его появлению своими идеями и разработками.

В середине XIII в. английский ученый Бэкон предсказал появление машин, которые не будут использовать тягу животных. В начале XV в. появился чертеж машины, которая приходила в движение с помощью усилий человека, сидевшего внутри нее и оперирировавшего веревкой и системой колес. В 1418 г. Джованни Фонтана построил первое в мире транспортное средство, приводимое в движение мышечной силой человека. Это была четырехколесная тачанка, имеющая передачу на задние колеса через веревку между деревянными шкивами. Идея самодвижущихся транспортных средств вдохновляла знаменитых художников. Так, 1493 годом датированы эскизы примитивного велосипеда, который предположительно был начерчен Леонардо да Винчи. Альбрехт Дюрер же спроектировал для императора Максимилиана Первого великолепные кареты, которые приводились в движение слугами с помощью различных механизмов. В начале XVI в. в немецком городе Пирна была изобретена карета, двигавшаяся без лошадей, усилиями самого изобретателя, с помощью системы рычагов и шестеренок. К сожалению, этот один из первых «велопроходцев» на пути в Дрезден на глазах у многочисленных зрителей увяз в грязи.

В 1649 г. в Нюрнберге «циркульным мастером» Гаутчем была сконструирована карета — удивительный самоход, украшенный великолепной резьбой, с изображениями ангелов. Достаточно было нажать на его рычаги — и карета начинала двигаться в любом направлении, преодолевала возвышенности, давала задний ход с невероятной для самоходов того времени скоростью. Тайна волшебной кареты скоро раскрылась. Оказалось, что ее приводят в действие с помощью нехитрых механизмов мальчишки, спрятанные внутри машины. В том же Нюрнберге в 1655 г. часовой мастер Стефан Фарфлер создал трехколесный прототип первого хэндбайка, в котором с помощью шестеренок, как в часовом механизме, мускульная сила рук передавалась на колеса, приводя их в движение.

Первый велосипед

ПРАРОДИТЕЛЕМ НЫНЕШНЕГО ВЕЛОСИПЕДА В 1791 г. СТАЛ ФРАНЦУЗ — ГРАФ ДЕ СИВРАК. Эта деревянная конструкция состояла из двух колес, скрепленных перекладиной с седлом, на котором велосипедист сидел по-кавалерийски и попеременно отталкивался ногами от земли, приводя таким способом машину в движение. Этим удерживалось и равновесие — задача и сейчас для начинающих велосипедистов достаточно сложная. Данное чудо техники не имело ни руля, ни педалей. Изготовленную машину граф назвал «селерифером», соединив французское слово «селерите» — «быстрота» с латинским «феро» — «несу».

Барон фон Дрез, главный лесничий немецкого герцогства Баденского, познав радость вождения «селерифера», приспособил к нему простейший руль, с помощью которого можно было направлять по воле седока переднее колесо и даже описывать на машине круги. В апреле 1818 г. Дрез показал свое творение публике и запатентовал первое двухколесное самодвижущееся средство, послужившее праобразом современного велосипеда. Изобретатель назвал свое детище Laufmaschine, что в переводе означало «машина для бега». Но поскольку англичанам и французам это немецкое слово сильно резало слух, то машины для бега стали производить под названием «Дрезина», в честь автора. По мнению многих исследователей, одной из главных объективных причин изобретения велосипеда барона фон Дреза послужили широко распространившийся голод и массовый забой лошадей вследствие неурожайного 1816 г., вошедшего в мировую историю под названием «Год без лета». Велосипеды Дреза были сделаны целиком из дерева. При езде на них нужно было находить баланс на переднем колесе, чтобы сдвинуть его немного при повороте. Люди тогда не решались убирать ноги с безопасной земли, поэтому деревянные велосипеды приводились в движение при помощи бега.

Вскоре интерес к дрезинам настолько возрос, а прибыли от их продаж были таковы, что уже в конце 1818 г. британский коммерсант Денис Джонсон объявил о выпуске новой, усовершенствованной модели. Деревянную раму заменили легким металлическим каркасом, а к рулю приделали упор для груди. Теперь отталкиваться от земли ногами стало намного легче. Новая модель была названа «денди-хорс»- «лошадка английского денди».

В истории велосипеда есть модели, которые не получили большой популярности и практически никак не повлияли на эволюцию транспортного средства. В первую очередь это изобретенный шотландцем Томасом МакКоллом в 1830 г. двухколесный велосипед без педалей. Главное отличие модели от дрезины заключается в том, что у разработки переднее колесо несколько больше заднего. Не стал популярным велосипед и другого шотландца — Киркпатрика МакМиллана. В 1839-1840 гг. кузнец из маленькой деревушки усовершенствовал изобретение МакКолла тем, что добавил к нему седло и педали. Но в этом варианте конструкции педали не крутились, а попеременно нажимались, приводя в движение заднее колесо при помощи системы шатунов и стержней. Велосипедист находился между передним и задним колесом и управлял велосипедом с помощью руля, который в свою очередь был прикреплен к переднему колесу.

Велосипед Да Винчи

В 1861 г. ВО ФРАНЦИИ БЛАГОДАРЯ ПЬЕРУ МИШО ПОЯВИЛИСЬ велосипеды, оснащенные педалями, которые нужно было крутить. Они закреплялись непосредственно на втулке переднего колеса и передавали усилие напрямую. Впервые для изготовления рамы был применен металл. Такой транспорт стал пользоваться большой популярностью. Правда, при несоблюдении правил равновесия он легко валился на бок, но сын Мишо быстро освоил искусство балансировки и стал первым в мире велосипедистом.

Есть версия, что именно Пьер Мишо первым решил сменить неблагозвучное для французского уха название «денди-хорс» на «велосипед», образованное сложением двух латинских слов, — velox («быстрый») и pedis («ноги») — «быстроног» или «быстроножник». Однако до сих пор доподлинно так и не установлено, кто же первым придумал название «велосипед» — бургундец Жозеф Нисефор Ньепс или же лотарингиец Пьер Мишо.

Чтобы увеличить развиваемую скорость, переднее колесо стали делать большего диаметра. Такой негармоничный велосипед был изобретен в 1871 г. англичанином Старли, он назывался «пенни-фартинг» — по названию английских монет, пенни и фартинга. У отдельных экземпляров вес достигал 35 кг, а диаметр переднего колеса мог превышать два метра. Неудивительно, что этот велосипед представлял опасность для наездника, поскольку был слишком высок и неустойчив — сиденье было расположено на очень большой высоте, а центр тяжести смещен к переднему колесу.

Пенни-фартинг

Появление металлического колеса со спицами, предложенное изобретателем Каупером в 1867 г., является следующим важным шагом в эволюции велосипеда, благодаря чему получилась причудливая конструкция в виде «паука». Тогда же английским конструктором Лоусоном был изобретен первый велосипед, имеющий цепной привод. Он уже был приближен к современным образцам и имел две звезды: первая была закреплена на втулке заднего колеса, вторая — на раме. Благодаря введению в обиход цепной передачи удалось вернуть колеса к нормальным размерам. В 1884 г. англичанин Джон Кемп Старли создал новую модель велосипеда и назвал ее Rover, что в переводе с английского означает «скиталец», «бродяга». Спустя всего один год эта конструкция полностью перетянула на себя внимание покупателей, окончательно оттеснив с рынка гигантские велосипеды с прямым приводом на переднее колесо.

Далее история велосипеда заключается лишь в усовершенствовании роверов Старли. В 1888 г. транспортное средство снабдили надувными шинами из каучука — это было изобретение Джона Бойда Данлопа. Каучуковые шины сделали катание максимально комфортным и популярным.

Трехколесный велосипед

СТО ЛЕТ ПОНАДОБИЛОСЬ ВЕЛОСИПЕДУ, ЧТОБЫ ПРОЙТИ ПУТЬ от «селерифера» графа де Сиврака до легкой машины на резиновом ходу. Прослеживая хронологию возникновения и эволюции велосипеда, можно с уверенностью утверждать, что ироничная известная фраза, свидетельствующая о каком-то безнадежном начинании или изобретении чего-либо давно изобретенного — «изобретает велосипед» — в принципе теряет оттенок насмешки. Велосипеды продолжают изобретать, и небезуспешно. У велосипеда богатое прошлое и отнюдь не менее богатое будущее.

В 1898 г. решили проблему торможения. В обиход вошли педальные тормоза. Также был изобретен механизм свободного хода, который позволял не крутить педали, когда велосипед крутится сам. Примерно в это же время был изобретен ручной тормоз, но широко применяться он стал намного позже. К началу ХХ в. появились механизмы переключения скоростей. Современный же механизм изобрел в 1950 г. итальянский велогонщик и производитель велосипедов Туллио Кампаньоло. В первой половине ХХ в. конструкция велосипеда постепенно улучшалась и совершенствовалась, применялись новые технологии и материалы. В конце ХХ в. в США были сконструированы особые гоночные и горные велосипеды.

Что касается сегодняшнего велосипедного бума в мире, он весьма обоснован. Велосипед не требует дефицитного бензина, не загрязняет среды, кардинально решает проблему уличного движения. Пропагандируя здоровый образ жизни, врачи дружно утверждают, что поездки на велосипеде могут принести здоровью только пользу. Психологи считают, что совместные прогулки на велосипеде увеличивают чувство доверия, а езда на двойном велосипеде-тандеме развивает семейную идиллию.

К сожалению, в Ереване велосипедисты либо едут по проезжей части, рискуя жизнью, либо по тротуарам, мешая пешеходам, из-за отсутствия специальных велосипедных дорожек. Однако уже есть места для парковки велосипедов, что вселяет надежду на то, что в ближайшем будущем велолюбители могут рассчитывать на появление настоящих велодорожек, специально оборудованных под двухколесный транспорт.

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.