Средняя ось велосипеда
Планетарная втулка велосипеда
«Зачем изобретать велосипед, если его можно усовершенствовать?» — данное высказывание все еще актуально. Несмотря на то, что велосипед был придуман около 200 лет назад, его модернизация не прекращается. Разработчики постоянно совершенствуют внешний вид велосипеда и его комплектующее. Прогресс в области велотуризма и в частности велоспорта стремительно развивается, чему свидетельствует увеличение таких показателей как: средняя скорость, надежность качество и комфорт велосипеда.
Планетарная втулка — технически сложная, но очень важная часть современного велосипеда. Несмотря на то, что такая втулка была изобретена в начале прошлого века, производители стали использовать ее в велостроении относительно недавно. Причиной тому являлась сложная внутренняя оснастка, которой необходимы мелкие детали из высокопрочных материалов. В настоящее время планетарные втулки довольно практичны и широко используются в производстве велосипедов.

По характеру работы планетарная втулка напоминает автомобильное КПП. Внутренняя часть втулки оснащена системой шестеренок соответствующих размеров, которые обладают необходимым передаточным числом. Велосипедная планетарная втулка, также как и автомобильная коробка передач, выполняет функцию переключения скоростей, тем самым уменьшает нагрузку на ноги велосипедиста. Благодаря планетарной втулке передачи переключаются быстро и своевременно. На изображении ниже, наглядно показана внутренняя механика втулки:
По характеру работы планетарная втулка похожа на вариатор (передает крутящий момент и плавно изменяет передаточное отношение). К основным элементам втулки относятся:
- Солнечная шестерёнка (желтый цвет на изображении) — расположена в центре, также является осью заднего колеса;
- Водило (синий цвет) — несколько равных планетарных шестеренок (сателлитов), которые «намертво» фиксируют свои оси относительно друг друга и находятся в жесткой сцепке с солнечной шестерней;
- Кольцевая шестерёнка (красный цвет) — наружная шестерня (эпицикл) с внутренней зубчатой передачей, с помощью которой сцепляется с сателлитами.
Планетарная втулка, в отличие от распространенной втулки с большим количеством звездочек (кассетой), имеет 3 или 7 передач. Велосипед, оснащенный «кассетной» втулкой имеет 21 или 27 скоростей, часть которых взаимозаменяемы за счет различных комбинаций, так как передаточные показатели звездочек довольно близки. Как правило, на велосипеде с «кассетной» втулкой редко используются все передачи. Это в свою очередь свидетельствует о том, что нет необходимости в большом количестве скоростей. К тому же диапазон передач планетарной втулки очень обширный — 180% — 500%, в зависимости от типа втулки.

Достоинства планетарной втулки
- Высокая практичность и надежность, все детали сложного механизма защищены прочным корпусом, к тому же элементы втулки постоянно смазываются трансмиссионным маслом;
- Используется встроенный механизм для переключения скоростей и тормозов, не требующий регулировки;
- Возможность переключать скорость, как на ходу, так и стоя на месте;
- Большие ресурсы велосипедной цепи и звездочек благодаря определенным техническим характеристикам планетарной втулки.
Недостатки планетарной втулки
- Относительно большой вес механизма — втулка включает в себя множество различных металлических шестеренок. Масса планетарной втулки в сборе составляет — 1,5-3 кг;
- Большой коэффициент трения — из-за чего редуктор втулки имеет низкий КПД, что является одной из причин того, почему в профессиональном велоспорте не используется втулка планетарного типа;
- Не рекомендовано эксплуатировать велосипед с планетарной втулкой в зимнее время из-за высокого коэффициента вязкости используемого трансмиссионного масла;
- Чтобы отремонтировать планетарную втулку нужно обращаться к квалифицированным специалистам. Запчасти, необходимые для ремонта довольно сложно отыскать, к тому же найти подходящее трансмиссионное масло не легкая задача.
Подводя итоги, можно сказать, что для любителей комфортной и размеренной велосипедной езды планетарная втулка будет лучшим вариантом. Для тех же, кто склонен к быстрой езде по пересеченной местности, низкий КПД и довольно высокая стоимость планетарной втулки будет большим препятствием, в таком случае лучше ее не использовать.
Читайте также:
Втулки велосипеда
Транспортировка велосипеда в самолёте
Боли в ступне при езде на велосипеде
Все статьи раздела