Соскочила цепь на скоростном велосипеде

" Как правильно настроить

Как настроить задний переключатель скоростей на велосипеде

Задний переключатель на велосипед

Современные велосипеды имеют достаточно сложную систему механизмов, которая обеспечивает эффективную функциональность техники. Регулировка скоростей на велосипеде может производиться непосредственно во время езды, но тросик переключателя иногда способен растянуться, и потребуется дополнительное обслуживание. Переключатель скоростей, который оптимально отрегулирован, обеспечивает нормальную работу двухколесного транспорта.

Регулировка заднего переключателя скоростей

Перед тем как приступить к работе, необходимо убедиться в исправности детали. Задний переключатель более подвержен различным поломкам, так как он имеет выступающую форму. Даже незначительный удар может сместить устройство и повредить спицы. Для защиты последних используется специальный петух — деталь из металла, сохраняющая целостность рамы при ударе. В случае удара механизм ломается и именно это приспособление сзади будет сильно повреждено, а жизненно важные элементы сохраняются. Несмотря на такие особенности, лучше всего относиться к технике бережно и аккуратно.

Если есть повреждения, то ни в коем случае не стоит выпрямлять петух без специального инструмента. Проверить же можно это следующим образом: ролик имеет два направляющих, которые в правильном положении в единой плоскости находятся строго друг над другом, а цепь непременно должна иметь четкое вертикальное положение без отклонений в стороны.

Задний переключатель может быть разных видов, но принцип и конструкция у всех очень похожи:

  • Деталь винта крепления троса;
  • Регулировочный барабан натяжения троса;
  • Винт настройки малых передач (самую большую звездочку велосипеда, L);
  • Винт больших передач (Н);
  • Регулировочный винт натяжения цепи.

В важности заднего переключателя скоростей для комфортной поездки на велосипеде можно убедиться, только накрутив на нем немалый километраж. Причем купить его — это только малая часть дела, гораздо важнее правильная настройка и установка. Наверное, у каждого велосипедиста бывала ситуация изменения скоростей на велосипеде с неприятными звуками, когда цепь начинала хрустеть и греметь. Одним из вариантов такой неисправности бывает цепь, тогда ее надо снять и почистить, но бывает и другой вариант, когда надо уметь произвести самостоятельную настройку приспособления для изменения скоростей.

Начинать работу по обслуживанию переключателя скоростей лучше с осмотра детали, убедившись в ее исправности визуально, так как задний переключатель больше каких-либо других компонентов велосипеда подвергается ударам и ломается.

Четко настроить деталь можно следующим образом: переместить цепь на самую маленькую звезду, воспользовавшись правой манеткой, затем отпустить трос и винтом Н расположить самую маленькую звездочку в ряд, в котором находится ролик в лапке. Затем надо натянуть трос обратно и закрепить его винтом.

Переднее же изменение скоростей производим по такой схеме: смещаем цепь на самую маленькую звезду, затем ослабляем винтом трос, а далее винтом L устанавливаем цепь ровно между пластинами рамки. Затем производим натяжку троса обратно и перемещаем цепь в кассете переключателем. Сделать это нужно на самую маленькую звезду, после чего сдвигаем с помощью переднего переключателя цепь уже на звезду среднюю и увеличиваем натяжку троса с помощью барабана на левой манетке.

Задний переключатель велосипеда и особенности его устройства

Переключатель скоростей выполняет важные функции — это движение цепи по звездам, расположенным сзади, и ее натяжение. Механизм выполнен из металла и обладает достаточно простым принципом работы. Крепление осуществляется болтом на петух, а непосредственно переключение производится путем натяжения троса. Важно в процессе переключения уменьшить по возможности нагрузку на область педалей, что позволит предотвратить поломку, износ элементов, ведь этому подвержен переключатель скоростей.

Устройство заднего переключателя скоростей на велосипеде может быть изготовлено из таких материалов как:

  • Сталь. Приспособления из этого металла имеют низкую цену, недолговечны и часто подвергаются поломкам;
  • Сплавы алюминиевые. Устройство из такого материала более прочное, средней ценовой категории, а некоторые его элементы могут быть выполнены из стали: болты, пружина и др;
  • Наиболее дорогостоящими и прочными считаются устройства, имеющие надежную пружину из титана и углепластиковую рамку.

Переключатель скоростей велосипеда и его долговечная работа зависит от регулярного обслуживания. Аккуратное отношение к велосипеду и его компонентам позволит исключить большинство поломок и неприятный ситуаций. Регулировку устройства скоростей можно проводить непосредственно в движении, нужно лишь крутить барабан на манетке.

Как натянуть цепь на велосипеде

Цепь является одним из важнейших конструктивных элементов, обеспечивающих движение велосипеда. И срок службы ее зависит от регулярности и качества ухода. Показателем же того, что с вело-цепью что-то не в порядке, является треск и скрип при движении, а также проскальзывание ее на трещотке.

В принципе, то, что со временем цепь изнашивается -это нормально. И визуальным признаком износа служит цепное растяжение. То, что цепь пришла в негодность, можно почувствовать даже тактильно. В нормальном положении эта деталь слегка провисает (миллиметров на 10 или 12), и если слегка потянуть ее, то она поддастся еще на 10-15 мм. Правда, такой способ актуален лишь для моделей, у которых отсутствует скоростное переключение или же присутствует передача планетарного типа.

Регулировка цепного натяжения на вело-моделях без передач

Для безупречного функционирования велосипедов без скоростей, их цепь не должна быть предельно натянутой. Необходимо обеспечить ее свободное провисание на длину до 5 мм. А чтобы натянуть таким образом, нужно выполнить определенный набор действий в правильной последовательности:

  1. Перевернуть транспортное средство колесами вверх.
  2. Ослабить крепление заднего колеса -отвернуть гайки или крепежные эксцентрики.
  3. Настроить цепное провисание на необходимую величину. Для этого надо аккуратно двигать колесо по наклонным пазам (дропуатам).
  4. По окончании настройки следует снова закрепить колесо в исходное положение. При этом колесная ось должна быть параллельна валу каретки.

Если цепь будет слишком натянута, то крутить педали станет тяжело. А элементы цепной передачи очень скоро придут в негодность. Также плохо, если велосипедная цепь будет чересчур провисшей. Она просто в определенный момент соскочит со звездочек и дальше ехать будет невозможно.

Когда колесо буквально уперлось в дропуаты и его совсем некуда дальше двигать, но при этом велосипедная цепь болтается, придется удалить с нее пару звеньев. По всей вероятности, она растянулась или вовсе была не по размеру для конкретной модели.

Регулирование натяжения цепи в велосипедах со скоростями

Натяжение цепи на велике с параллелограмным переключателем (задним) обуславливается исключительно пружинной жесткостью собственно переключателя. Но цепь, оказавшаяся чересчур длинной, станет биться о раму, поскольку натяжитель уже не в состоянии будет компенсировать ее провис.

Стоит иметь в виду, что недостаточная длина цепи ведет к износу основных деталей передачи, поскольку существенно затрудняет их переключение. И особенно надо обращать на это внимание владельцам двухподвесных велосипедов.

При установке новой вело-цепи на скоростные модели, следует цепочку укоротить. На несколько звеньев. А вот определить, сколько конкретно звеньев надо убрать, можно двумя возможными методами:

  1. Натянуть цепь спереди и сзади на самые большие звездочки. А потом потянуть за цепь, отводя вперед и до предела задний переключатель. Остается прибавить 2 звена, и получится цепь оптимальной длины.
  2. Или цепь нужно перебросить спереди на самую крупную звездочку, сзади -на самую мелкую. И тянуть за цепь до тех пор, пока рамка заднего перебрасывателя не окажется в положении строго вниз, а ролики переключателя не образую горизонтальную линию. Это и есть оптимальная длина цепи, лишнее надо убирать, а недостающее -прибавлять.

На велосипедах двухподвесных настраивать цепь (а точнее, регулировать ее длину) правильнее, придавив маятник -до позиции, при которой передняя звездная кассета будет максимально удалена от трещотки. Полученная длина цепи замеряется-отмечается, а все лишнее убирается.

Звеньевое удаление

Обычные безскоростные велики оснащаются разборными цепями, одно из звеньев которых имеет специальный замок. А вот на профессиональных вело-байках устанавливаются цельные цепные конструкции, все звенья которых отлично заклепаны.

Впрочем, разобрать цельноклепанную велосипедную цепь тоже несложно. И сделать это можно одним из двух возможных методов:

  • обточить наждачкой штифтовые головки на одном из цепных звеньев;
  • или воспользовавшись универсальным инструментом -выжимкой.

Кстати, выжимку не зря называют универсальной. Ею можно не только выдавить штифт, но и надежно зафиксировать вновь собранную велосипедную цепь. Ведь у выжимки (ну, по крайней мере у большинства из них) есть пара особых функционально-технологических канавок. И одной из этих канавок штифт из ролика выпрессовывается, а другой -запрессовывается. Что же касается установочного места, что расположено на выжимке чуть подальше от давящего винта, то оно предназначается для расклепки самого цепного штифта.

Проскальзывание, как дефект цепной передачи

Каждому велосипедисту знакома проблема цепного проскальзывания. Цепь растягивается со временем и натяжение ее ослабевает. Кроме того, цепная растянутость ведет к скорому износу вело-звездочек. Казалось бы, чего проще -надо просто убрать 2 звена. Но фишка в том, что сделать это можно только один раз, а дальше надо цепь менять.

И еще. Новая цепь на старой трещетке -это совсем не айс. Наверняка останется пробуксовка на малых звездочках. Так что нужно менять и трещотку тоже.

Как натянуть и отрегулировать велосипедную цепь

Важным элементом для работы велосипеда является цепь, срок службы которой зависит от своевременного ухода. При работе она не должна трещать и скрипеть. Это нормально, что в процессе эксплуатации она постепенно изнашивается и, как следствие, удлиняется. При правильной регулировке цепь должна провисать на 10–12 мм. При оттягивании пальцами она должна поддаться на 10-15 мм, а если эта величина больше, то её необходимо натянуть. Заметьте, что это актуально только для велосипедов или без переключателей скоростей, или с планетарным механизмом передач.

При установке новой цепи также важно отрегулировать её натяжение. Ещё важнее — после первых трёх заездов подтянуть её. Новая деталь в первое время эксплуатации очень быстро растягивается.

Регулировка натяжения на велосипеде без передач

Правильно натянутая цепь на велосипеде без скоростей должна быть немного свободной на величину провисания около 5 мм.

Чтоб натянуть цепь на обычном бесскоростном велосипеде, нужно:

  1. Положить свой транспорт вверх колесами.
  2. Ослабить гайки или эксцентрики крепления заднего колеса.
  3. Настроить правильную величину провисания цепи, передвигая колесо по наклонным пазам, которые называются дропаутами.

Закреплять заднее колесо нужно только в положении, когда его ось параллельна валу каретки.

При чересчур натянутой цепи вращать педали на велосипеде становится очень тяжело, детали цепной передачи быстро изнашиваются. Тогда как провисшая цепочка может соскочить со звездочек, и дальше ехать уже точно будет невозможно.

Если колесо уже уперлось в край дропаутов, его больше некуда отодвигать, а цепная лента по-прежнему болтается, тогда потребуется удалить парочку звеньев.

Регулировка на велосипеде со скоростями

Величина натяжения цепи на велосипеде с задним параллелограммным переключателем задаётся всецело силой жёсткости пружины самого переключателя. Но если цепь будет слишком длинной, то этот натяжитель не сможет скомпенсировать её провисание, и она станет бить по раме. Особенно это актуально для велосипедов с коротким задним перебрасывателем.Слишком короткая цепочка затрудняет переключение передач. Она станет причиной ускоренного износа деталей передачи. В первую очередь это относится к двухподвесным велосипедам.

Очень часто при установке на скоростной велик новой цепи необходимо укоротить её длину, то есть убрать несколько звеньев.

Есть два способа определения того, сколько звеньев нужно убрать:

  • Установить цепь на самые большие звездочки спереди и сзади. Потянуть за неё, отводя задний переключатель до предела вперед. Теперь остается лишь добавить два звена, и оптимальная длина будет определена.
  • Перебросить цепь спереди на наибольшую звездочку, а сзади — на самую маленькую. Подтянуть цепочку до положения, при котором рамка заднего перебрасывателя будет указывать ровно вниз, точнее говоря, когда оси роликов переключателя станут в одну вертикальную линию.

На двухподвесах настраивать длину цепи правильнее будет, придавив задний маятник до позиции, когда передняя кассета звездочек максимально удалена от задней трещотки. Пометив нужную длину, лишние звенья можно удалить.

Удаление звеньев

На обычный велосипед без скоростей ставятся разборные цепи, у них на одном из звеньев имеется замок. На большинство современных байков со скоростями ставятся неразборные цепочки с одинаково хорошо заклепанными всеми звеньями. Разобрать цельную заклёпанную цепочку несложно, достаточно лишь обточить на наждаке головки штифтов на одном из её звеньев. Ещё легче и боле аккуратно можно рассоединить заклепки при помощи специального инструмента — выжимки.

Нужно заметить, что выжимка — это универсальный инструмент. С её помощью можно не только выдавить фиксирующий штифт, но и заново заклепать разобранную цепь. Многие выжимки имеют две рабочие канавки: одна нужна для выпрессовки штифта из ролика, а вторая — для запрессовки. Установочное место, расположенное дальше от давящего винта, предназначено для расклёпки штифтов цепи. Подробнее о пользовании подобным инструментом можно узнать из следующего видео.

Проскальзывание цепи

Цепь начинает проскальзывать, когда ослабевает натяжение вследствие ее сильного растяжения. А будучи чрезмерно растянутой, она, в свою очередь, быстро изнашивает звездочки. Так что, поставив новую цепочку на старую трещотку, можно ничего и не добиться. Всё равно пробуксовка на маленьких звездочках останется.

Если вы подтягиваете старую цепь же не в первый раз, готовьтесь к скорой её замене. Помните, что удалить два звена из неё можно лишь один раз. В конечном исходе, вам все равно придётся потратиться на новую деталь.

Источники: http://yvelo.ru/sovetii_i_faktii/kak_nastroit_zadnij_pereklyuchatel_skorostej_na_velosipede.html, http://sportzoom.ru/kak-natyanut-cep-na-velosipede/, http://velofans.ru/remont/kak-natyanut-otregulirovat-velosipednuyu-cep

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.