Оси для втулок велосипеда
Втулка (англ. Bicycle hub
) — центральная вращающаяся часть велосипедного колеса, предназначенная для размещения внутри неё неподвижной оси колеса, и опирающаяся на неё. К фланцам втулки крепятся спицы. Втулки бывают передние и задние.
Содержание
-
1 Конструкция втулки
- 1.1 Корпус
- 1.2 Фланцы
- 1.3 Подшипники
-
1.4 Ось
- 1.4.1 Переднее колесо
- 1.4.2 Заднее колесо
- 2 Особенности задних втулок
- 3 Производители втулок
- 4 Материалы втулок
- 5 Примечания
Конструкция втулки[править]
- Виды
-
Устройство втулки с кассетой (вверху) и с трещоткой (внизу)
-
Втулка под 20-мм вставную ось с 6-болтовым креплением ротора и адаптером на 9 мм
-
3-скоростная планетарная втулка Shimano с ножным тормозом
-
Втулка под 15-мм вставную ось стандарта Centerlock
-
Задняя 6-болтовая втулка
-
Втулка вилсета под прямые спицы
Корпус[править]
Корпус втулки связывает воедино все её части. Одно из требований к нему — большая жёсткость, особенно к корпусу задней втулки, поскольку он испытывает скручивающую нагрузку от трансмиссии. Изготавливается он несколькими методами — горячей или холодной штамповками или литьём. Наиболее прочные корпуса (вместе с фланцами, представляющими собой единое целое с корпусом) изготовляются методом горячей штамповки. Только такие втулки можно использовать для радиального спицевого набора.
- Для ободных тормозов,
- Роллерных тормозов,
- С креплением для дисковых тормозов, в т.ч.:
- 6-болтового стандарта,
- Centerlock,
- Собственных стандартов.
Разумеется, на дисковой втулке можно собрать колесо для ободных тормозов, но не наоборот.
Фланцы[править]
Фланцы — кольцевые выступы на корпусе втулки, к которым крепятся спицы. Во фланце сделаны отверстия, через которые спицы вставляются при наборе колеса. К прочности фланцев выдвигаются высокие требования — ведь их размер относительно небольшой, и при этом треть веса велосипеда с велосипедистом приходится на этот небольшой кусочек. Особенно прочность фланцев важна при радиальной спицовке.
Подшипники[править]
Основная характеристика подшипников втулки, влияющая на их ресурс, это грязезащита. Хорошая втулка после установки дает забыть о себе на 10 000 км, а то и более, тогда как плохая начнет люфтить и стучать уже после первых дождей, а проведя зиму без движения — просто заклинит.
Вторая по важности характеристика подшипников — необходимость и сложность обслуживания. Широко распространен миф, что промподшипники не требуют обслуживания, в отличие от насыпных. На самом деле, при равной хорошей грязезащите (напомним, что втулка на промподшипниках при этом будет дороже) обслуживание требуется одинаково часто — когда вследствие износа появляются люфты. Разница между втулками в том, что насыпную можно отрегулировать и убрать люфт, а промподшипники придется менять. Перед покупкой втулки не помешает узнать, легко ли добыть промподшипники для нее: если используются нестандартные подшипники (или информации вообще нет), то от покупки имеет смысл воздержаться.
Ось[править]
Длина оси определяется параметром OLD (Over-Locknut-Dimension), характеризующим расстояние между внешними гайками на оси втулки (равное расстоянию между дропаутами рамы или вилки).
Переднее колесо[править]
Существует несколько стандартов осей передних втулок:
- 9×74 мм — складные велосипеды.
- 9×100 мм — используется на большинстве велосипедов:
- версия с эксцентриковым зажимом (QR) — наиболее популярна,
- версия с креплением гайками — устаревший стандарт.
- вставная полая 15×100 мм — начинает применяться в велосипедах для кросс-кантри и трейла, имеет эксцентриковый зажим.
- вставная полая 20×110 мм — применяется в велосипедах для экстремального спорта:
- версия с эксцентриковым зажимом — быстро ставится и снимается, но выдерживает меньшие нагрузки,
- версия с креплением гайками — для экстремального спорта, выдерживает большие нагрузки.
- 10×135 мм — для фэт-байков.
Чем больше диаметр оси, тем выше прочность и жесткость соединения колеса с вилкой. Но при этом несколько увеличивается вес всей конструкции, кроме того, колесо со вставной осью снимается и ставится дольше обычного. Во втулках под полую ось применяется специфический локринг centerlock, под съемник интегрированной системы.
Заднее колесо[править]
Распространенные стандарты задних втулок:
- 10×120 мм — велосипеды для трековых гонок;
- 10×130 мм — шоссейные велосипеды[1];
- 10×135 мм — большинство современных велосипедов;
- 12×135 мм — изначально велосипеды для даунхилла и других экстремальных видов спорта, с недавних пор велосипеды для кросс-кантри высокого уровня.
- 12×142 мм — изначально велосипеды для даунхилла и других экстремальных видов спорта, с недавних пор велосипеды для кросс-кантри высокого уровня. Также существует стандарт 142+, употребляющийся только компанией Spicialized, эти втулки шире стандартных 142 на 2 мм и не совместимы с рамами других производителей
- 12×150 мм — велосипеды для даунхилла и других экстремальных видов спорта.
- 10×160, 10×165 мм — для фэт-байков.
- 10×170 мм — для фэт-байков.
- 10×186 мм[2] — для фэт-байков.
- 14×110 мм — для велосипедов BMX.
Особенности задних втулок[править]
Задние втулки, как правило, асимметричны, поскольку с правой стороны располагается задняя звёздочка или кассета. Поэтому правый фланец задней втулки находится ближе к середине втулки, и в результате спицы правой стороны на 1-2 мм короче левосторонних.
Производители втулок[править]
- Hope
- Shimano
- DT Swiss
- Sun Ringle
- Sram
- Spank
- RaceFace
- Novatec
- Odyssey
- Salt
- Shadow
- Primo
- Stranger
- Cult
- Animal
- Superstar
- Fly
- NsBikes
- FireEye
- McNeil
- DaBomb
- Quando
Материалы втулок[править]
См. также Материалы рам и компонентов