Американские велосипеды schwinn
США являются великой автомобильной державой, и этот факт неоспорим. Автомобиль был и остаётся здесь основным средством передвижения. Но всё чаще на дорогах страны можно встретить простое и надёжное транспортное средство, не требующее топлива. За последние 150 лет американские велосипеды пережили взлёты и падения, претерпели многочисленные внешние изменения и технические усовершенствования, а теперь переживают новый подъём.
Прошлое и настоящее американского велосипеда
Первым американским велопроизводителем стал Альберт А. Поуп. В 1878 году он начал выпускать в Коннектикуте велосипеды под торговой маркой Columbia. Это были машины с увеличенным передним колесом со спицами и педалями, над которым располагалось седло.
В 1888 году Джон Данлоп запатентовал пневматические шины. Примерно тогда же появились велосипеды с колёсами одинакового размера, цепной передачей и переключателем скоростей. Публика высоко оценила новинку, и в Америке начался настоящий бум. В 1889 году было выпущено 200 тысяч велосипедов, а в 1890-м — уже 1 миллион. Следующие 10 лет двухколёсный транспорт доминировал на дорогах.
В период между 1900 и 1905 годами количество производителей велосипедов упало с 312 до 101. В этом виноват не только возросший интерес к автомобилю. Общество переключилось на другие виды отдыха, а в городах дорожки, ранее предназначавшиеся для велосипедов, заняли электрические трамваи. В течение более 50-ти лет велосипед оставался лишь забавой для детей.
В конце 1960 годов началось пробуждение интереса к велосипеду, и он стал использоваться в качестве недорогого и экономичного транспорта, а также для отдыха.
Именно тогда многие ведущие современные производители начали свою деятельность. В 1970 году в США было произведено около 5 миллионов велосипедов, а количество велосипедистов достигло 75 миллионов. Бум закончился в конце 70-х. Рынок быстро насытился, а выбор товаров был ограничен и не сумел поддержать спрос.
В последние годы в США ежегодно продаётся от 15 до 20 миллионов новых велосипедов на сумму около 6 миллиардов долларов. В их производстве и реализации задействовано более 2 тысяч различных компаний. На рынке существует примерно 150 велосипедных брендов, так что потребителям нельзя пожаловаться на недостаток выбора.
«Большая Тройка»
Более 40% рынка велосипедов в США принадлежит трём крупнейшим компаниям. Это Trek Bicycle, Giant и Specialized Bicycle Components. Что же они собой представляют? Какую продукцию предлагают?
Trek
Безусловным лидером среди американских производителей является Trek Bicycle, которому принадлежат такие бренды, как Trek, Gary Fisher и Electra. Компания появилась на свет в самый разгар велобума в 1975 году, когда Ричард Бёрк и Бевил Хогг стали производить в сарае стальные рамы для велосипедов. Сейчас её продукция занимает 26% американского рынка.
Взяв на вооружение технологии из аэрокосмической индустрии, в 1985 году компания Trek начала выпускать алюминиевые рамы, а годом позже появились и первые рамы из углепластика. Внедрение инновационных решений в производство велосипедов стало для нее ключом к успеху.
В 1990 году Trek Bicycle разработала новый вид велосипеда, который объединил в себе комфорт горного и скорость шоссейного. Так появилась первая линейка гибридов.
На сегодняшний день этот производитель выпускает практически все виды велосипедов. В его каталогах найдутся горные, городские и электрические байки, мужские, женские и детские. Разброс цен тоже впечатляет. Каждый может подыскать себе двухколёсного друга по средствам, начиная от самых простых моделей за 200 долларов и заканчивая снарядами для профессиональных спортсменов ценой более 10 тысяч.
На заводе Trek в Висконсине ежегодно изготавливается около 20 тысяч велосипедов класса high-end, а всё остальное производство переведено в Азию. Кроме собственно велосипедов, её многочисленные подразделения производят шлемы, шины, колёса, рули, выносы, сёдла, электронику, велосипедную обувь и другие комплектующие и аксессуары.
Giant
Второе место на рынке США занимает компания Giant, являющаяся крупнейшим мировым производителем велосипедов. Мы не станем детально останавливаться на её продукции, так как она не является собственно американской. Отметим лишь то, что тайваньский гигант не остался в стороне, и его рыночная доля составляет более 10%.
Specialized
Замыкает «Большую Тройку» лидеров компания Specialized Bicycle Components. История её успеха во многом типична и напоминает о «сбывшейся американской мечте». Основатель компании Майк Синьярд с детства увлекался велосипедом, а в колледже начал ремонтировать и продавать подержанные экземпляры через газетные объявления. В 1974 году он открыл свою компанию и стал импортировать комплектующие из Италии. Однако их качество не удовлетворяло Майкла, и в 1976 он выпустил на рынок свой оригинальный продукт — шины Specialized.
Успех компании позволил ему начать производство собственных моделей велосипедов. Specialized Stumpjumper был первым массовым маунтинбайком. Эта модель появилась в 1981 году и продолжает выпускаться до сих пор, хотя и претерпела ряд изменений. Сейчас Stumpjumper доступен в двух вариантах — хардтейл и двухподвес.
Компания Specialized постоянно разрабатывает и внедряет в свою продукцию передовые технологии. Она внесла огромный вклад в разработку и использование композитных материалов при изготовлении велосипедов и их комплектующих. Её Specialized Epic стала первой доступной для простого потребителя моделью с рамой из углепластика. Схема амортизатора задней подвески, разработанная компанией, остаётся одной из самых распространённых.
В середине 1990-х Specialized Bicycle Components потерпела ряд неудач и была на грани банкротства, но к концу тысячелетия её позиции улучшились. Сейчас 49% компании принадлежит тайваньскому производителю Merida, но Майк Синьярд продолжает контролировать производство.
Гиганты поменьше
Вслед за лидерами индустрии идут известные, но не такие крупные бренды. Доля рынка каждого из них составляет 2–6%. Они выпускают достойную продукцию, но не могут потеснить производителей из первого эшелона.
Redline bicycles занимает 6% рынка. Компания известна в первую очередь своими достижениями в гонках на BMX. Она предлагает преимущественно велосипеды для велокросса и фристайла, а также горные и шоссейные байки. В настоящее время эта марка принадлежит голландскому холдингу Accell Group.
Компания Haro Bikes была создана в начале 1980-х чемпионом по фристайлу Бобом Харо на пике популярности BMX. Основатель продал свою долю в 1988 году, и в течение более 10 лет дела у производителя шли не лучшим образом, пока на стыке тысячелетий он опять не оказался в первых рядах на рынке BMX. В настоящий момент компания расширила производство, и её ассортимент пополнился несколькими линейками горных велосипедов. Рыночная доля Haro Bikes составляет 4%.
Компания Schwinn — одно из самых известных имён в истории американского велоспорта. Основанная в 1895 году в Чикаго, она на протяжении почти всего двадцатого века была крупнейшим производителем велосипедов в США, пережила две мировые войны и Великую депрессию, но не смогла противостоять конкуренции и обанкротилась в 1992 году.
Сейчас торговой маркой Schwinn владеет международный конгломерат Dorel. Schwinn, который производит почти все виды велосипедов, включая складные и электрические. Другой известный производитель, Cannondale, также принадлежит Dorel и специализируется в основном на горных байках и гибридах.
Оставшиеся 30% американского рынка велосипедов приходятся на небольшие компании, занимающиеся мелкосерийным производством. Каждый из них собирает несколько сотен байков в год. В основном это кастомные байки, в которых каждая деталь подгоняется вручную. Такой способ изготовления обеспечивает высочайшее качество и надёжность изделий, но стоят они гораздо дороже, чем продукция массовых производителей.
Америка или Китай?
Агрессивная реклама уверяет нас в том, что наклейка Made in USA гарантирует несравненное качество продукции, и многие потребители в странах бывшего СССР до сих пор свято верят в это.
Правда заключается в том, что на американском рынке доминируют велосипеды, произведённые в Китае и на Тайване. В 2014 году лишь 56 тысяч из 17,8 миллиона проданных в США байков были изготовлены на территории этой страны.
Dorel, владеющая всемирно известными марками Schwinn, Mongoose, Cannondale и GT, а также Dynacraft (Magna), Huffy Corp (Royce Union), Kent International (Shogun, Specialty) и многие другие компании уже давно перевели производство за границу. Все велосипеды этих фирм изготовлены в Китае и реализуются через предприятия массовой розничной торговли, поэтому в спортивных супермаркетах в основном представлены аналоги наших «ашан-байков».
В число компаний, распространяющих свою продукцию через независимых специализированных дилеров, входит так называемая «Большая Тройка». Это Trek, Giant и Specialized. Качество велосипедов, реализуемых таким способом, остаётся на самом высоком уровне.
Большую часть велосипедов, изготовленных непосредственно на территории США, составляет продукция мелких независимых брендов. Например, компания Waterford Precision Cycles производит около 2 тысяч кастомных байков на старом заводе Schwinn. Эти производители ставят на свои рамы детали таких фирм, как Shimano или SRAM, так что без импорта тут тоже не обходится.
Но не всё так плохо, как может показаться. Рассказы о низком качестве китайской продукции давно стали лишь устоявшимся стереотипом. Ведущие производители жёстко контролируют все стадии производства. Конечно, велосипед за 150 долларов и в России, и в США будет полным барахлом. Хорошие вещи стоят дорого.
Будущее американского байка
После затяжного кризиса 2001–2010 годов велоиндустрия США начала стремительно набирать обороты. Ежегодно растёт количество продаж, появляются новые виды продукции. С ростом цен на топливо огромный интерес у потребителей вызывают электрические и складные велосипеды. В Нью-Йорке и других мегаполисах люди всё чаще пересаживаются на двухколёсный транспорт. Велосипед приобрёл популярность у тех слоёв населения, которые никогда раньше им не интересовались.
Расширяется и развивается инфраструктура. «Система американских велосипедных дорог» (USBRS) призвана дать возможность велосипедистам свободно путешествовать по всей территории страны. Сейчас её протяжённость составляет 11 тысяч миль и покрывает территорию 23 штатов, а в будущем планируется довести длину USBRS до 50 тысяч.
Производители не стоят на месте и прилагают все усилия для того, чтобы удовлетворить выросший спрос. В 2014 году фирма Kent International начала строить новый завод в Южной Каролине. Ожидается, что он будет выпускать 500 тысяч велосипедов в год. Многие усматривают в этом сигнал о возможности возвращения в будущем производства на территорию США.
Ближайшие 5 лет станут переломными для велоиндустрии США. Сможет ли Америка превратиться в великую велосипедную державу? Удастся ли её производителям потеснить азиатских конкурентов? Время покажет.