Звезды системы на велосипеде
Система (англ. crankset
, chainset) — составная часть трансмиссии, совокупность шатунов и передних звезд (у интегрированных систем — еще и чашек каретки), продающаяся в виде единого комплекта. Как правило, шатуны не продаются отдельно от звезд, за исключением дорогих моделей некоторых производителей и совсем старых дешевых шатунов.
Содержание
-
1 Классификация
- 1.1 Неинтегрированные
- 1.2 Интегрированные
- 1.3 По способу крепления звезд
-
2 По типу велосипеда
-
2.1 Системы для внедорожных велосипедов
- 2.1.1 Кросс-кантри
- 2.1.2 Гибриды
- 2.1.3 Модели для экстремального спорта
-
2.2 Системы для шоссе
- 2.2.1 Классические системы
- 2.2.2 Компакт-системы
- 2.2.3 Велокроссовые системы
-
2.1 Системы для внедорожных велосипедов
- 3 Выбор звезд
- 4 Защита цепи
- 5 Примечания
Классификация[править]
Неинтегрированные[править]

Это классический набор из левого шатуна и правого шатуна со звездами, устанавливающихся с натягом на вал каретки, покупаемой отдельно. Устанавливаются с помощью 8-мм шестигранника (или обычного ключа в старых моделях), снимаются съемником шатунов. В системах высокого уровня вытеснены интегрированным типом.
- С клиновой посадкой шатунов — использовались на старых советских велосипедах;
- С осью квадратного сечения («под квадрат»);
- С полой осью под шлицевую посадку (Shimano Octalink, ISIS и др.).
Каретки одной разновидности разных фирм-производителей слегка отличаются друг от друга и могут быть несовместимы. Также, например, каретки Shimano XTR Octalink совместимы только с системами XTR и Dura Ace
- Высокая долговечность кареток «под квадрат»;
- Не требуется торцевание кареточной трубы рамы;
- Возможность выбирать чейнлайн и расстояние между педалями (Q-фактор) по своему усмотрению;
- Дешевые каретки.
Недостатки:
- Огромное количество типоразмеров кареток повышает риск ошибки при выборе[1];
- Склонность к потрескиванию при загрязнении;
- Невысокая жесткость;
- Проблемы при снятии с вала: прикипание, срыв резьбы съемника.
Интегрированные[править]


В этих системах вал каретки полый большого диаметра и впрессован в правый или левый шатун. Вместо каретки используются раздельные кареточные чашки, содержащие в себе вынесенные из кареточной трубы наружу промподшипники. Чашки с установленной между ними цилиндрической пластиковой проставкой вкручиваются в раму, в них продевается вал системы, на его конец с помощью шлицевой посадки крепится шатун и затягивается винтом (винтами). Для снятия системы необходим съемник чашек, для установки — шестигранник (для Shimano — еще и пластиковый ключ прижимного болта).
Разновидности:
- Стандартная (для вкручивающихся и запрессовываемых чашек).
- Шоссейная (длина кареточного стакана 70 мм), бывают модели под итальянскую резьбу.
- Для экстремальных дисциплин — удлиненный вал под кареточный стакан 83 мм, в целом более прочная конструкция.
- BB30 или Pressfit 30 — подшипники или чашки подшипниками запрессовываются непосредственно в раму, а не вкручиваются, требуется соответствующая рама. Используется ось еще большего диаметра (30 против 24 мм) и не стальная, а алюминиевая, что позволяет уменьшить вес и увеличить жесткость конструкции.
В общем случае, интегрированная система полностью снимает с покупателя заботу о выборе: чашки совместимы с системами этого же производителя независимо от модели системы и длины кареточного стакана. Во всех случаях обеспечивается необходимый чейнлайн.
- Высокая жесткость кареточного узла.
- Не требуется тщательный подбор каретки под раму и систему.
- Теоретически более передовая конструкция подшипников, выпускаются чашки с керамическими подшипниками.
Недостатки:
- Единственное значение чейнлайна.
- Большое расстояние между педалями без возможности уменьшения.
- Может требоваться торцевание кареточного стакана.
- Относительно небольшой ресурс.
По способу крепления звезд[править]

Наиболее распространенный способ крепления, когда звезды крепятся к шатуну специальными полыми болтами — бонками. Составной частью шатуна является т. н. «паук», имеющий 4 или 5 «лап» с отверстиями для бонок. Для подбора звезд необходимо знать диаметр круга, на котором расположены отверстия — BCD — и количество этих отверстий.
Используется в некоторых системах высокого уровня от SRAM, Race Face и совместимых с ними. В этом случае единственная звезда устанавливается непосредственно на шатун с помощью шлицевого соединения и фиксируется несколькими винтами или шлицевой гайкой. Таким же способом может крепиться и паук (рассчитанный на 1-3 звезды), таким образом, на шатуны с непосредственным креплением можно устанавливать оба типа звезд, а также легко менять количество звезд, на которое рассчитана система.
По типу велосипеда[править]
Системы для внедорожных велосипедов[править]
Кросс-кантри[править]
Как правило, это тройные системы с набором звезд
Гибриды[править]
Тройные системы с набором звезд наподобие
Модели для экстремального спорта[править]
Системы с особо прочными шатунами, большинство моделей двойные или даже одинарные (для даунхилла). Обычно присутствует рокринг. Некоторые модели рассчитаны на кареточный стакан 83 мм.
Системы для шоссе[править]
Издавна повелось, что для шоссе используются системы пятилапки и соответственно звезды на 5 болтов.
Классические системы[править]
Двойные системы с большими звездами наподобие 39-52, 42-53 и т. п. Для новичков и развлекательной езды — тройные системы
Компакт-системы[править]
Двойные системы со звездами 34-50, 36-50. Больше подходят для гонок в холмистой местности. Для новичков и развлекательной езды — тройные системы
Велокроссовые системы[править]
Предназначены специально для велокроссовых велосипедов. Всегда двойные. Характерный набор звезд — 36-46, но выпускаются и традиционные 34-50.
Выбор звезд[править]
Многие начинающие велосипедисты верят, что установка более крупных звезд позволит им увеличить скорость — в начале сезона регулярно возникают темы с вопросами, как поставить на MTB большую звезду на 48, 50 или даже 52 зуба. На самом деле, они обычно просто не умеют поддерживать достаточно высокий каденс (возможно, после перехода с советского синглспида), поскольку даже стандартная горная система
Некоторые хотят установить себе большую звезду для постановки рекордов скорости с горы, но опытные байкеры, знающие, что такое ехать 60 км/ч, не крутя педали в горах, на такие порывы смотрят весьма и весьма снисходительно…
Защита цепи[править]

На кросскантрийных и гибридных системах часто можно увидеть интегрированную с системой защиту цепи (англ. chain guard, нем. Kettenschutzring). Выглядит как пластиковое кольцо, крепится, как правило, на большую звезду четырьмя или пятью коротенькими болтиками/шурупами диаметром 5мм. Имеет достаточную эластичность чтобы не ломаться при ударах.
- защиты ног велосипедиста от грязи с системы/цепи;
- защиты ног велосипедиста от от повреждений острыми зубьями большой звезды системы (по мере износа зубья становятся всё более острыми);
- защиты штанины от закусывания цепью;
- защиты большой звезды.