Звезды системы на велосипеде

Система (англ. crankset

, chainset) — составная часть трансмиссии, совокупность шатунов и передних звезд (у интегрированных систем — еще и чашек каретки), продающаяся в виде единого комплекта. Как правило, шатуны не продаются отдельно от звезд, за исключением дорогих моделей некоторых производителей и совсем старых дешевых шатунов.

Содержание

  • 1 Классификация

    • 1.1 Неинтегрированные
    • 1.2 Интегрированные
    • 1.3 По способу крепления звезд
  • 2 По типу велосипеда

    • 2.1 Системы для внедорожных велосипедов

      • 2.1.1 Кросс-кантри
      • 2.1.2 Гибриды
      • 2.1.3 Модели для экстремального спорта
    • 2.2 Системы для шоссе

      • 2.2.1 Классические системы
      • 2.2.2 Компакт-системы
      • 2.2.3 Велокроссовые системы
  • 3 Выбор звезд
  • 4 Защита цепи
  • 5 Примечания

Классификация[править]

Неинтегрированные[править]

Это классический набор из левого шатуна и правого шатуна со звездами, устанавливающихся с натягом на вал каретки, покупаемой отдельно. Устанавливаются с помощью 8-мм шестигранника (или обычного ключа в старых моделях), снимаются съемником шатунов. В системах высокого уровня вытеснены интегрированным типом.

  • С клиновой посадкой шатунов — использовались на старых советских велосипедах;
  • С осью квадратного сечения («под квадрат»);
  • С полой осью под шлицевую посадку (Shimano Octalink, ISIS и др.).

Каретки одной разновидности разных фирм-производителей слегка отличаются друг от друга и могут быть несовместимы. Также, например, каретки Shimano XTR Octalink совместимы только с системами XTR и Dura Ace

  • Высокая долговечность кареток «под квадрат»;
  • Не требуется торцевание кареточной трубы рамы;
  • Возможность выбирать чейнлайн и расстояние между педалями (Q-фактор) по своему усмотрению;
  • Дешевые каретки.

Недостатки:

  • Огромное количество типоразмеров кареток повышает риск ошибки при выборе[1];
  • Склонность к потрескиванию при загрязнении;
  • Невысокая жесткость;
  • Проблемы при снятии с вала: прикипание, срыв резьбы съемника.

Интегрированные[править]

В этих системах вал каретки полый большого диаметра и впрессован в правый или левый шатун. Вместо каретки используются раздельные кареточные чашки, содержащие в себе вынесенные из кареточной трубы наружу промподшипники. Чашки с установленной между ними цилиндрической пластиковой проставкой вкручиваются в раму, в них продевается вал системы, на его конец с помощью шлицевой посадки крепится шатун и затягивается винтом (винтами). Для снятия системы необходим съемник чашек, для установки — шестигранник (для Shimano — еще и пластиковый ключ прижимного болта).

Разновидности:

  • Стандартная (для вкручивающихся и запрессовываемых чашек).
  • Шоссейная (длина кареточного стакана 70 мм), бывают модели под итальянскую резьбу.
  • Для экстремальных дисциплин — удлиненный вал под кареточный стакан 83 мм, в целом более прочная конструкция.
  • BB30 или Pressfit 30 — подшипники или чашки подшипниками запрессовываются непосредственно в раму, а не вкручиваются, требуется соответствующая рама. Используется ось еще большего диаметра (30 против 24 мм) и не стальная, а алюминиевая, что позволяет уменьшить вес и увеличить жесткость конструкции.

В общем случае, интегрированная система полностью снимает с покупателя заботу о выборе: чашки совместимы с системами этого же производителя независимо от модели системы и длины кареточного стакана. Во всех случаях обеспечивается необходимый чейнлайн.

  • Высокая жесткость кареточного узла.
  • Не требуется тщательный подбор каретки под раму и систему.
  • Теоретически более передовая конструкция подшипников, выпускаются чашки с керамическими подшипниками.

Недостатки:

  • Единственное значение чейнлайна.
  • Большое расстояние между педалями без возможности уменьшения.
  • Может требоваться торцевание кареточного стакана.
  • Относительно небольшой ресурс.

По способу крепления звезд[править]

Наиболее распространенный способ крепления, когда звезды крепятся к шатуну специальными полыми болтами — бонками. Составной частью шатуна является т. н. «паук», имеющий 4 или 5 «лап» с отверстиями для бонок. Для подбора звезд необходимо знать диаметр круга, на котором расположены отверстия — BCD — и количество этих отверстий.

Используется в некоторых системах высокого уровня от SRAM, Race Face и совместимых с ними. В этом случае единственная звезда устанавливается непосредственно на шатун с помощью шлицевого соединения и фиксируется несколькими винтами или шлицевой гайкой. Таким же способом может крепиться и паук (рассчитанный на 1-3 звезды), таким образом, на шатуны с непосредственным креплением можно устанавливать оба типа звезд, а также легко менять количество звезд, на которое рассчитана система.

По типу велосипеда[править]

Системы для внедорожных велосипедов[править]

Кросс-кантри[править]

Как правило, это тройные системы с набором звезд 22-32-42 (у дешевых), 22-32-44 или 24-32-42 (Shimano Dyna-Sys). Системы высокого уровня в последние годы (Shimano SLX и выше, Sram X.7 и выше) также бывают и двойными: 26-38(39) или 28-40(42), подразумевая использование 10-звездной кассеты. Самые последние разработки — системы с 1 звездой спереди (при кассете на 11 звёзд сзади), полностью пропадает необходимость в переднем переключателе.

Гибриды[править]

Тройные системы с набором звезд наподобие 26-36-48. Ориентированы в большей степени на движение по шоссе и туризма. Хотя некоторые тренированные спортсмены ставят их и на кантрийные байки.

Модели для экстремального спорта[править]

Системы с особо прочными шатунами, большинство моделей двойные или даже одинарные (для даунхилла). Обычно присутствует рокринг. Некоторые модели рассчитаны на кареточный стакан 83 мм.

Системы для шоссе[править]

Издавна повелось, что для шоссе используются системы пятилапки и соответственно звезды на 5 болтов.

Классические системы[править]

Двойные системы с большими звездами наподобие 39-52, 42-53 и т. п. Для новичков и развлекательной езды — тройные системы 30-42-52.

Компакт-системы[править]

Двойные системы со звездами 34-50, 36-50. Больше подходят для гонок в холмистой местности. Для новичков и развлекательной езды — тройные системы 30-39-50.

Велокроссовые системы[править]

Предназначены специально для велокроссовых велосипедов. Всегда двойные. Характерный набор звезд — 36-46, но выпускаются и традиционные 34-50.

Выбор звезд[править]

Многие начинающие велосипедисты верят, что установка более крупных звезд позволит им увеличить скорость — в начале сезона регулярно возникают темы с вопросами, как поставить на MTB большую звезду на 48, 50 или даже 52 зуба. На самом деле, они обычно просто не умеют поддерживать достаточно высокий каденс (возможно, после перехода с советского синглспида), поскольку даже стандартная горная система 22-32-42 позволяет ехать со скоростью 50 км/ч, что для горного велосипеда более, чем достаточно.[2]. А пытаться ездить на высоких скоростях с низким каденсом — это подписать приговор коленям, что к повышению скорости точно не приведет.

Некоторые хотят установить себе большую звезду для постановки рекордов скорости с горы, но опытные байкеры, знающие, что такое ехать 60 км/ч, не крутя педали в горах, на такие порывы смотрят весьма и весьма снисходительно…

Защита цепи[править]

На кросскантрийных и гибридных системах часто можно увидеть интегрированную с системой защиту цепи (англ. chain guard, нем. Kettenschutzring). Выглядит как пластиковое кольцо, крепится, как правило, на большую звезду четырьмя или пятью коротенькими болтиками/шурупами диаметром 5мм. Имеет достаточную эластичность чтобы не ломаться при ударах.

  • защиты ног велосипедиста от грязи с системы/цепи;
  • защиты ног велосипедиста от от повреждений острыми зубьями большой звезды системы (по мере износа зубья становятся всё более острыми);
  • защиты штанины от закусывания цепью;
  • защиты большой звезды.

Примечания[править]

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.