Звезды кассеты велосипеда

Хочу поделиться опытом восстановления кассеты (задних звездочек) велосипеда.

Моему бюджетному байку примерно 10 лет. Затрудняюсь сказать сколько всего на нем наездил, но за четыре последних сезона примерно 10 тыс. км, из которых 8.5 тыс. по шоссе и 1.5 тыс по лесу. В принципе, нет ничего странного в том, что цепь стала проскакивать по кассете (задним звездочкам) под нагрузкой. Но все равно это случилось как-то неожиданно.

Началось все с того, что на длинном тягуне на трассе КК-марафона в Альфа-Битце, цепь стала иногда сползать с большой звезды системы на соседнюю среднюю. Сделал из этого вывод, что цепь растянулась, измерил калибром — действительно так и есть. На этот случай была припасена, как считал более крепкая цепь, Shimano HG, для 6-7-8 скоростей. Кассета 8-и скоростная, 11-30 зубьев. Обычно ставил цепи КМС на 8 скоростей, но последние такие совсем бюджетные цепи из соседнего Декатлона растягивались в лесу довольно быстро. С этой новой цепью ехать стало совсем плохо, цепь проскакивала, причем почти на всех звездочках. Насколько читал, при износе кассеты цепь сначала проскакивает на «любимой звездочке», или на 1-2 из средних. Причем это должно происходить постепенно. То есть, совсем не так как в моем случае. Заметил стикер на большой звезде системы «использовать только цепь Shimano IG». Копание интернета показало, что IG более узкая цепь, причем такая же как КМС на 8 скоростей, а HG скорее подходит для 6-7 скоростей, а на 8 может задевать за зубья соседних звездочек. Поставил снова старую растянутую цепь КМС, все стало нормально, опять появилась «сильная педаль», цепь не проскакивала. Осмотрел кассету, следов износа не заметил. На всякий случай проверил интернет-магазины, подозрения подтвердились, таких кассет больше не продается. Все-таки 10 лет прошло, теперь кассеты на 8 скоростей редкость, а кассета с большой звездочкой всего-навсего 30Т вообще не встречается. Можно купить на 36 зубьев, но скорее всего тогда придется менять и задний переключатель. В Декатлоне бюджетных цепей КМС на 8 скоростей не оказалось, пришлось заехать в «Соколя» и заодно убедиться, что кассет 11-30Т там тоже нет. Замена цепи на «привычную» для моего байка мало что дало. Цепь проскакивала меньше, чем Shimano HG, но вкручивать все равно было невозможно. Значит дело все-таки в кассете. Так много написал, чтобы было понятно, что прогресс в развитии велосипедных кассет припер к стенке. Поэтому другого способа выйти из этой ситуации как попробовать проточить кассету я не придумал ?

Кассета состоит из «сборки» на 6 звезд и двух отдельных звездочек. Повторный осмотр опять мало что дал. Кассета выглядит великолепно, сверкает никелем, грани четкие. Совсем не так представлял себе изношенную кассету ? Вот звездочки покрупнее.

Как ни странно, можно сказать, что так и должно быть. Когда проводил исследование по рывкам цепи, то выяснил, что ролик цепи сходит с зубца при подъеме всего на 0.4 мм. Поэтому такую выработку (округлость зубца) можно и не углядеть. К тому же цепь соскакивает не со всех зубьев, а возможно даже с одного на звездочке. Поэтому его нужно найти.

Вот эти два выглядят довольно подозрительно. Есть наклеп, который мог образоваться только за счет выработки. Сложно сказать, сопоставим ли такой дефект с размером 0.4 мм.

А здесь одинокий зубец среди совсем хороших, но с более заметным наклепом. В общем, приятного мало. Если это называется «износ кассеты», то как-то все совсем неправильно устроено в этом узле.

Скорректировать такой небольшой износ не очень сложно. Нужно снять наклеп и слегка проточить зубец, исходя из предположения, что верхушка рабочей части зубца слегка стесана, то есть нужно сделать кромку более «крутой», чтобы ролик цепи лучше держался. Причем сделать это лучше сразу на всех зубьях, поскольку на вид они все примерно одинаковые. Для этого нужно измерить диаметр ролика цепи и взять камушек примерно такого же размера для «дримеля».

Потом нужно пройтись дримелем с камушком по рабочему участку каждого зубца. Это не долго и не сложно.

Честно говоря, слабо верилось, что эта «косметическая» процедура что-то даст. Кассета с виду совсем не изменилась, лучше выглядеть не стала ?

Тем не менее, результат есть и он ошеломляющий. Вернулась «сильная педаль», цепь не проскакивает в принципе. Глядя на кассету, захватывает дух, если представить сколько раз можно ее обновлять таким способом. Скорее всего пока хватит плоской части зубьев. То есть очень много раз. Или, соответственно, очень много (десятков) лет ?

Вадим Никитин

на начало страницы

Похожие записи / Similar notes:

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.