Замена тросика на велосипеде

tosik pereklyachatelya

От того, как установлены рубашки и как проведены в них тросики во многом будет зависеть работа тормозов и переключателей горного велосипеда. Особенно это касается дорогих высокоточных моделей переключателей и механических тормозов. Большинство проблем с тормозами и переключением передач вызвано слишком большим трением, а не недостатками конструкций обвески. А как минимизировать трение мы рассмотрим ниже.

Возможно у вас возникал вопрос почему на некоторых участках тросик голый, т.е. не имеет рубашку. Делается это для уменьшения веса. Рубашки вообще необходимы только в тех местах, где тросик изгибается, чтобы свести к минимуму его трение и приблизить к идеальной работу переключателей и тормозов.

Тросики сделаны из скрученной проволоки. При покупке новых не перепутайте: у тормозов тросики толще, чем у переключателей скоростей. И рубашки тоже бывают двух видов. Помимо обычных рубашек, сделанных из скрученной спиралью проволоки, существуют рубашки сделанные из связок упругой проволоки, идущих почти по прямой параллельно рубашке. Автором этой идеи является фирма Shimano. Делается это опять же для точности переключения скоростей, т.к. при повороте руля обычные рубашки немного вытягиваются. Снаружи этого не видно, т.к. снаружи у рубашки есть еще пластиковое покрытие для того чтобы металлические внутренности не ржавели и не царапали байк.

На что следует обратить внимание при замене тросиков и рубашек переключателей скоростей или тормозов. Очень частая причина большого трения тросиков, от чего кажется что нужно настраивать переключатели скоростей — это неправильно отрезанная рубашка и просто неровные срезы. Также немаловажен производитель рубашки. Лучше всего если у вас будут рубашки JagWire или Shimano M-System, последние к тому же имеют удлиненные колпачки с пыльниками, надежно защищающими внутренности от грязи.

Спиральные рубашки

Спиральные рубашки — это обычные рубашки (для тормозов v-brake или механических дисковых), которые можно отрезать бытовыми кусачками. При этом виток спирали на срезе может неудачно загнуться, сузив вход в рубашку, что затруднит ход тросика.

Концы рубашки до и после обработки

Этот виток лучше отрезать, а срез обработать шлифовальным кругом или напильником, чтобы срез был плоским.

После чего гвоздем, дюбелем или шилом аккуратно разработайте вход, чтобы пластмасса внутри рубашки не закрывала вход. Тепло от шлифования расплавит пластик. Засунув шило внутрь, прежде чем пластик остынет, вы не только закруглите конец, но и расширите отверстие, что поспособствует хорошему переключению.

Несжатые рубашки

Кусачки для резки рубашек переключателей скоростей

Такую рубашку будет сложно отрезать без специальных кусачек (см. картинку). К тому же вы получите ровный конец рубашки, не потребующий какой-то дополнительной обработки. Только разработайте аналогично отверстие шилом, как в обычной рубашке для тросика. Подойдет для обрезки и болгарка с диском из мелкого абразива.

Несжатая рубашка используется для подведения тросиков к переключателям скоростей. При замене рубашки тросика стоит обратить внимание на отрезок рубашки перед задним переключателем, он изгибается почти на 180 градусов и чтобы срезы были ровные лучше отрезать рубашку, предварительно изогнув ее в рабочее положение. Если отрезать прямую рубашку, то при ее изгибе те продольные проволоки внутри рубашки, что пройдут внутри изгиба на конце рубашки окажутся длиннее и срез будет неровным, что негативно скажется на четкости переключения скоростей. Этой проблемы нет если у вас задний переключатель Sram или Shimano Shadow — у них подводка тросика прямая. Можно также самому сделать подвод тросика прямым, используя специальную avid-овскую приспособу Rollamajig.

Наконечники

Наконечники или колпачки — это металлические или пластмассовые крышечки, надеваемые на концы рубашки. Они нужны для защиты концов рубашки, хорошего соединения с держателями рубашки и особенно важны для несжатых рубашек (без них из рубашки начнет вылезать проволока). Колпачки на рубашки лучше брать с пыльниками. Отличный вариант — колпачки Shimano XTR с вынесенным наружу пыльником.

Проведение тросиков

Есть 3 основных правила, о которых нужно помнить, прокладывая рубашку:

  • Длины рубашки должно хватать для поворота руля в крайние положения (под 90 градусов) без натяжения рубашки, но при этом должен быть выбран весь оставленный припуск.
  • Не делайте лишних изгибов рубашки и делайте их максимально плавными.
  • Рубашку делайте по возможности короче, но следите чтобы тросик входил в нее, не изгибаясь.

Рисунок ниже иллюстрирует как происходит излом тросика при слишком длинной рубашке (сверху) и слишком короткой (посередине). Оба варианта приводят к плохой работе переключателей скоростей и поэтому недопустимы.

Смазывание

Смазывать тросики вопреки распространенному мнению не нужно. Смазка может улучшить работу дешевых некачественных тросиков в аналогичных рубашках, да и то не надолго. А в качественных рубашках смазка может наоборот навредить, разрушив внутреннее покрытие рубашки и тефлоновое напыление на хороших тросиках. Но если смазать хочется, то нужно позаботиться о пыльниках на концах рубашек, иначе к смазке прилипнет грязь, забьется в рубашку и нужно будет все менять. А вот там куда троса эти тянутся смазка нужна.

Важно

Не перетягивайте болты фиксирующие тросики, они будут и так не куда не денутся, а перетянутый трос деформируется, расплетается и, если его не заменить, работа переключателей вашего горного велосипеда будет неточной. И не заморачивайтесь на счет супертруперпереключателей: хорошо настроенная и с правильной подводкой даже недорогая обвеска будет хорошо работать долгое время.

Все статьи раздела о ремонте горного велосипеда, чистке и смазки. об авторе

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.