Замена переключателя велосипеда

Точность переключения скоростей
в первую очередь зависит от класса самого переключателя скоростей. Чем круче и дороже переключатель, тем лучше он будет работать. А есть ли возможность сделать так, чтобы купив недорогой
задний переключатель скоростей, скажем Shimano Acera, можно было заставить его работать как переключатель высокого класса, как скажем Shimano Deore XT. Об этом и поговорим.
Не стоит забывать о том, что помимо класса оборудования переключателя скоростей горного вела (как и любого другого велосипеда) есть и другие факторы ухудшающие работу заднего переключателя. К ним относится поперечная гибкость цепи, ухудшающаяся по мере ее износа. За цепью надо следить и время от времени менять. Об этом подробнее написано в статье Износ цепи и ее замена.
Оказывает влияние на точность переключения скоростей люфты самого переключателя скоростей (с ними ничего не поделаешь), что зачастую вытекает из его класса и люфта подающего (верхнего) ролика заднего переключателя. Его то мы и будем тюнить, сводя этот люфт к минимуму. Чтобы убедиться, что этот люфт есть, можете, надавить на лапку заднего переключателя сзади, чтобы цепь провисла и попробовать пошатать ролик из стороны в сторону (см. картинку ниже) Конечно же, вы измажетесь при этом в смазке цепи, но убедитесь)

ВНИМАНИЕ! Может так оказаться, что люфта у вас и нет. Также на вашем заднем переключателе ролики могут оказаться несъёмными. Тогда ничего нижеописанное делать не нужно, дабы не сделать хуже.
На переключателях высокого уровня этот люфт практически неразличим. Там конечно стоят долговечные ролики с керамическими подшипниками и лучшим скольжением, чем на дешёвых переклюках. Но рабочая часть у них стирается с той же скоростью, что и у более дешевых. Оптимальны, кстати, по соотношению цена качества ролики Deore и Deore SLX. Но вернемся к сути. Что же нужно сделать чтобы убрать этот люфт и значительно повысить точность работы заднего переключателя?


Выкрутив крепежный винт подающего ролика, мы увидим, что он состоит из 4-х частей: 2-х шайбочек, втулки и самого ролика (в самом простом ролике), не считая крепежного винта. Либо, если в ролик встроен подшипник, кроме втулки с каждой стороны у ролика будет по пыльнику. Какие ролики у вас, вы увидете, когда снимите их, для тюнинга нам нужна будет втулка ролика. Сняв шайбочки, оставив в ролике только втулку, мы увидим, что втулка выступает за плоскость ролика больше чем на миллиметр (хорошо видно на картинке сбоку), что и обуславливает его люфт.

Нам надо только сточить лишнее. В идеале конечно на токарном станке, но подойдет и точило, а на крайняк сойдет напильник. Главное не перестараться (а то понадобится новый ролик), поэтому периодически собирайте ролик и СТАВЬТЕ НА МЕСТО В ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ! проверяя свободно ли он крутится и какой остался люфт. Не собрав и не поставив ролик на место, нельзя точно понять достаточно ли вы сточили втулку и велик риск переборщить.
Стачивая нужно не завалить плоскость спила втулки. Можно вставить ее в дрель вместо сверла, стачивая лишнее на точиле. И точило и дрель надо будет включить и аккуратно как бы сверлить втулкой точило. Или крепко держать втулку пассатижами. Если у ролика заднего переключателя остался совсем маленький люфт и есть риск перестараться — лучше остановитесь на достигнутом (если нет в запасе лишнего ролика). Если есть микрометр, то достаточно запаса в 0,05 мм.

Если вы по многу ездите на горном велосипеде, родные ролики в заднем переключателе скоростей будут быстро изнашиваться и со временем станут похожи больше на сюрикены. Этого можно избежать, заменив стандартные пластмассовые ролики на алюминиевые. Сейчас различными производителями предлагается довольно широкий ассортимент алюминиевых роликов для заднего переключателя скоростей. Можно выбрать любые по форме, цвету, весу, а также с различными типами подшипников, на ваш вкус. Стоить пара таких роликов будет в районе 1 500 рублей, но их замены прийдется ждать долго, очень долго. Скорее всего, раньше выйдет из строя сам задний переклюк.
После всех проделанных манипуляций не будет лишним проверить настройку переключателей скоростей, а также смазать цепь. Возможно вы вообще никогда не смазывали цепь и вас не напрягает тошный скрип при кручении педалей. Тогда вам тем более надо сделать это, и вы удивитесь насколько лучше станут переключаться скорости при смазанной цепи. И приятного вам катания!
Все статьи раздела о ремонте горного велосипеда, чистке и смазки. об авторе