Замена цепи на велосипеде

Замена велосипедной цепи

Третья, но не последняя часть статьи о велосипедных цепях, и пусть она гордо несет свое имя: замена велосипедной цепи. Предыдущая часть: Смазка велосипедной цепи .

Замена велосипедной цепи

Когда-то мы меняли на наших Старт-шоссе и Туристах цепь после 10 000 километров. Когда она уже соскакивала с большой звезды на 51 зуб, а сами зубья этой звезды, хоть и были железными, красиво так клонились назад, как веточки у елочки. На самом деле это составляло один сезон, и менялась не только велосипедная цепь, но и все звезды, если все это представлялось возможным купить. На что меняли цепь? Да по-разному бывало. Бывало так, что меняли на свою, менее ушатанную если не удавалось найти новую, или меняли на перочинный ножик, если ножик такой же ушатанный был. Юмор, господа!

Те же, кто ездил на велосипедах типа Украина, по-моему, не меняли цепь вообще. Да, точно, я как-то спрашивал у дядьки, хозяина довольно таки ушатанного велосипеда Украина как с этим вопросом, он ответил типа: «Чо цепь менять? А зачем?»

Но время шло, космические корабли бороздили необъятные просторы вселенной, высокие космические технологии все больше врывались в жизнь простого велосипедиста и, наконец, это произошло — они ворвались таки! И ворвались такой вещью как дискретное или индексное переключение передач. Что есть? Есть обычный по своей конструкции, или, такой же как и был ранее переключатель и есть манетки которые могут занимать ряд фиксированных позиций. Есть еще специальные профили зубьев на задних и передних звездах. Поговаривают, что эти специальные профили рассчитываются на сверх мощных, супер современных компьютерах и это должно внушать уважение, но с моей колокольни все наоборот. Поясню. Я вот не верю что группа программистов создала какую-то специальную супер программу которая только то и сделала что парочку раз рассчитала профили зубьев. На самом деле компьютер использовался как вспомогательное бездумное средство, как хороший калькулятор, а концепцию разрабатывали и просчитывали инженеры. Но продолжим. Звездочки в современных велосипедных кассетах расположены существенно ближе друг к другу, чем звезды на системе. Для надежного и четкого переключения передач высоту зубьев на них пришлось уменьшить в полтора раза, то есть ровно настолько, чтобы кончики зубьев незначительно перекрывали центры осей цепи. Это стало причиной ограниченного допустимого износа велосипедной цепи и невозможности использовать новую цепь с изношенными кассетами.

Сами же современные многоскоростные велосипедные цепи своим техническим характеристикам существенно превосходят старые. Например: предельное растяжение цепи для горного велосипеда составляет 3-4 миллиметра на 24 звена (это будет всего 1%). Почему так? Для безотказной и длительной работы велосипедной трансмиссии высота зуба звездочек должна примерно равняться высоте цепи. Высокие зубья не дадут цепи легко заходить и сходить со звездочки, а слишком низкие требуют более точного изготовления и оказываются менее долговечными. На звездочках односкоростных велосипедов, а также звездочках Старт-Шоссе именно так и делали. А для того чтобы цепь перескакивала с одной звезды на другую (высокие зубья), приходилось смещать переключатель немного дальше, а после переключения возвращать его немного назад. Мы так и делали. И еще иногда имели проблемы с переключением на самую большую звездочку сзади — если этому мешал ограничитель.

Когда становится необходимой замена велосипедной цепи?

Весь сюжет этой истории построен на том, что велосипедная цепь изнашивается в 2-3 раза быстрее, чем звезды кассеты, и в 4-6 раз быстрее чем звезды системы, если все это сделано из стали. Если звезды сделаны из алюминиевого сплава, то они могут изнашиваться быстрее указанного времени. Хотя, я ездил на алюминиевых передних звездах, и не могу подтвердить цифру в 4-6 раз. Скорее, в 2 раза или еще меньше.

Итак, что произойдет, если цепь велосипеда не заменить вовремя? Правильно, замена велосипедной цепи не произошла до момента ее критического износа, то она начнет съедать звезды кассеты, и быстрее всего те звезды на которых вы любите ездить. Вскоре вам придется заменить как саму цепь, так и кассету, а некоторых случаях и систему. Когда я был молодым и чувствовал себя лосем, то так и происходило — я менял цепь, две-три самые маленькие звезды на кассете и большую звезду системы. Причем маленькая звезда спереди — сороковка, и большие сзади — 21, 23, 26, 28, смотря, что там стояло, могли пропускать три-четыре смены цепи.

Скорость износа цепи не изменяется на протяжении всего времени ее работы. Однако чем сильнее вытянута цепь велосипеда, тем меньшее количество зубьев звездочек распределяется нагрузка. В результате увеличивается скорость износа зубьев звезд. И для выравнивания этого износа стоит чаще переключаться или подобрать другой набор звезд. Я специально не искал, но, для прекрасной половины удалось оторвать систему в расчетом 51×36, вместо 51×41, и 28 против 26 сзади, что оказалось в некоторых местах существенно.

Велосипедная цепь. Замена велосипедной цепи

Езда до полного износа

Самый простой и самый дубовый вариант. Просто ездить, пока не придет карачун всей трансмиссии. Многие так и делают по причине того, что катаются мало, понимают в велосипеде еще меньше, жалко денег на ежегодную замену железок или попросту провтыкали. По итогу оказывается что это не есть самый дешевый способ.

Хотя, и тут есть вариант. Замена цепи, замена кассеты и замена только одной звезды системы. Или пересыпание кассеты, то есть покупка только самых износившихся звездочек. Есть резон так делать при использовании дешевых звездочек и дорогой цепи.

Езда в три цепи или круговая замена цепей

Покупается 2 или 3 дополнительных цепи и через каждые 500-1000 км эти цепи меняются. Таким образом получается равномерный износ всех цепей, который контролируется инструментом. Не стоит измерять износ велосипедной цепи километражем!

Такая круговая замена цепей позволяет существенно продлить срок службы кассеты и системы, при этом сохраняя общий срок службы цепей. Получается, что кассета и звезды системы проходят 10 000-15 000 километров, а каждая из цепей за несколько кругов замены по 3 000-4 000 километров.

Для этой всей кухни лучше пользоваться цепи и звезды одного качественного уровня, и лучше всего начального и среднего уровня.

Регулярная замена цепей

Если на велосипеде установлена дорогая кассета и дорогая система с алюминиевыми звездами то лучше сделать иначе. В этом случае звезды стоят существенно дороже цепи, а цепь не проходит 10 000 километров, то, имеет смысл регулярно менять цепь. Причем, не обязательно покупать самую дорогую цепь. Например, через каждые 1 500-2 000 км ставить на велосипед новую цепь. Тут главное постоянно следить за состоянием цепей и не допускать критического износа. Так тратятся «лишние деньги» на цепи, но продлевается жизнь кассеты до 20 000-25 000 км. Алюминиевые звезды системы могут в этом случае работать до 6 000-15 000 км, а стальные еще дольше.

Переключение. Кстати, по мере износа цепи и кассеты падает четкость переключения передач, а вышеописанными камланиями в бубен получается четкая работа трансмиссии в течение более длительного времени.

Секреты как продлить жизнь велосипедной цепи

На самом деле есть еще один небольшой секрет как продлить жизнь вашей цепи, на котором ни наши мэтры, ни Шелдон Браун не акцентировали внимание. Позвольте сделать это мне. И это не езда в три цепи, а нечто более банальное и уже рассмотренное в киноальманахе Алькатрион, и рассмотренное не раз и не два. Таким образом, я отъездил два сезона на цепи, затем, замерил ее растяжение и поставил на велосипед прекрасной половины, так как она ездит меньше, ближе, реже и дает нагрузки тоже меньше, хотя она тоже топтун. И вот эти три секрета, еще не рассмотренных, как продлить жизнь велосипедной цепи:

Еще раз, для оценки разницы. Когда-то, когда я был молодым и красивым, и чувствовал себя лосем, я выезжал в своем городе под все горки на передаче 51×13. Это было как доказательство мощи с одной стороны и убивание цепи с другой. Теперь, я не настолько молод, хотя еще более красив, и иногда чтобы обогнать какого-то велосипедиста мне приходится постараться, я переключаюсь чаще и отношусь к цепи и своим ногам более щадяще. Ресурс цепи составил 2 года с хвостиком 1 год и на велосипеде прекрасной половины. Вот ссылки для новых посетителей сайта алькатрион, кто пока еще не читал о том, как правильно переключаться: Правильное переключение скоростей, и тут: Правильное переключение передач.

Цена велосипедной цепи

Использование дорогостоящей трансмиссии не увеличивает ее срок службы — расходы на километр пути не будут ниже. Использование дорогостоящей велосипедной трансмиссии позволит немного снизить вес вашего велосипеда и увеличить четкость переключения.

На этом и заканчиваем на сегодня. Желаю вам нерастягивающихся цепей!

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.