Велосипеды второй мировой войны

Велосипедные войска, велосипедная пехота или как их называли ранее «самокатчики», не фейк и не грубый солдатский юмор. Это вполне боеспособные, высокомобильные подразделения, которые получили свое начало задолго до Первой мировой войны. И несмотря на свою кажущуюся архаичность, они не только существовали во многих странах, но и небезуспешно принимали активное участие в боевых действиях во Второй мировой войне. Ну и чтобы совсем развеять сомнения скептиков, скажем, что велосипедные подразделения существуют и сегодня во многих странах: США, Великобритании, Китае и даже в Швейцарии. Но это не наша тема. А мы начнем с краткого экскурса в историю.

Велосипедист времен Франко-Прусской войны
Французский солдат со складным велосипедом «Gladiator».

Уже во время Англо—Бурской войны (1889–1902 гг.) англичане имели регулярные велоподразделения. Кроме того, военные велосипеды использовались разведчиками и курьерами, а также для подвоза мелких грузов (продуктов, медикаментов, боеприпасов).

Трехколесные велотачанки с двумя пулеметами
Трехколесные велотачанки с двумя пулеметами
Квадроцикл Симмса с бронированным щитом
2-х и 8-местные железнодорожные велосипеды
Эвакуация раненого
Эвакуация раненого

К началу Второй мировой войны практически все армии мира имели войсковые велосипедные подразделения. Самые крупные из них имелись у Германии и Японии. Остальные воюющие страны использовали велосипеды для доставки сообщений, эвакуации раненных, проведения разведки, установления связи и выполнения специальных задач. В подавляющем большинстве использовались легкие, складные конструкции велосипедов, которые с помощью ремней крепились за спиной солдата. Часто велосипеды использовали партизаны, так как они не только повышали скорость передвижения, но и позволяли перевозить тяжелые грузы.

К достоинствам велосипедных подразделений следует отнести их возможность передвигаться значительно быстрее и дальше пехоты, причем скрытно и бесшумно. Они перевозили большие грузы, нежели могли нести пехотинцы и совершенно не зависели от горючего. Велосипеды обеспечивали войскам проходимость, сравнимую с проходимостью мотоциклетных войск. Ремонтопригодность велосипедов была достаточно высокой, а ремонт средней сложности в полевых условиях не занимал более 30 минут. Вождение велосипеда не требовало специального обучения, большинство владело с детства навыками езды. Велосипеды были очень удобны при десантировании и проведении операций в тылу. Стоимость самых сложных велосипедов была несопоставима с самым простым мотоциклом, а средняя скорость была не намного меньше передвижения мотопехоты. На сухих, но плохих дорогах военные велосипедисты двигались со скоростью восемь километров в час. Дозоры и отдельные самокатчики на коротких дистанциях развивали до 20 километров в час. То есть при нормальном движении они могли пройти до 80 километров в сутки, а при форсированном — до 120 километров.

Главным недостатком веловойск является ограниченное вооружение и боекомплект. Транспортировка пленных велосипедными войсками была сильно затруднена. Поэтому велосипедисты пленных почти, никогда не брали. Из-за этого у пехотинцев развивалась ненависть к вражеским велосипедистам, и их почти всегда беспричинно убивали вместо того, чтобы взять в плен.

Применение велосипедных войск во Второй мировой рассмотрим на примере некоторых стран.

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.