Велосипед регулировка заднего переключателя
Опытному байкеру настраивать переключатель на велосипеде не представляет какой-либо сложности. Настройка заднего переключателя скоростей не занимает много времени: мелкие неисправности можно починить во время езды, а нулевая настройка занимает около пять минут. Но начинающие велолюбители могут чередой неточностей организовать ряд проблем: постоянный сбой манетки; треск при езде и тд.
Как работает механизм
Основная деталь для управления переключением — это металлический трос. Натяжение тросика приводит в движение пружинистый механизм: пружина сдвигает лапку в направление к колесу и перемещает цепь на соседние звездочки кассеты, при ослаблении натяга устанавливается исходная позиция лапки и цепь смещается на нижестоящие звездочки в кассете.
Регулировка крайнего расположения работы заднего переключателя осуществляется закручиванием винтов на правую сторону. Дополнительный элемент настройки — винт натяга пружинки (чем плотнее завинчен, тем комфортнее работа).

Регулировочные болты
В независимости от модели переключателя болты натяжения тросика имеют одинаковое устройство и принцип работы. Для каждого механизма многоскоростного велосипеда существует 6 регулировок:
- Закрепление переключателей (не является регулировкой).
- Закрепление управляющего тросика.
- Полый болт фиксации уровня растяжения управляющего троса.
- Ограничительный болт низких передач (L).
- Ограничительный болт высоких передач (H).
- Болт регулирования расположения верхнего ролика в отношении трансмиссионных звезд.
На некоторых моделях велосипеда есть дополнительная функция растяжения троса переключателя на манетке.

Инструменты для работы
Для произведения настроечных работ понадобятся следующие инструменты:
- Многогранники 5 и 3 мм.
- Рожково-торцевой гаечный ключ 9 мм.
- Отвертки.
Настроить скоростной переключатель можно и далеко от дома, для этого необходимо всегда возить с собой велоаптечку.
Съём тросика
- Закрутить до стыка болты натяжения на заднем переключателе и манетке;
- Вытянуть трос из зажимного винта.
Полностью снимать трос не обязательно, достаточно просмотреть его на деформацию и смазать.

Настраивание переключателя
- Чтобы с нуля правильную настроить работу переключателя надо после ослабления тросика и завинчивания винта выставить самое крайнее растяжение.
Оптимальное настраивание крайнего нижнего отдела должно быть сделано таким образом, чтобы перекос цепи ушел в минимум.
- Второй этап: фиксация троса болтом и перемещение на вышерасположенные звезды.
При перемещении необходимо убедиться, что в процессе не требуется дополнительных пережатий манетки, и цепь встает на положенное место без сбоя.
- После этого вручную прокручивается колесо для проверки кручения цепи без задеваний других скоростных режимов.
- При плохой настройке заднего переключателя скоростей на велосипеде и слабой фиксации цепи на звездах необходимо увеличить натяг троса, для этого надо покрутить пластиковые детали регулировки расположенные по краю тросика (в большинстве байков они находятся между оболочкой тросика и манетки или переключателя).
- Если для оптимального натяга необходимо долгое кручение болта — лучше расслабить болт крепления, и натянуть трос вручную. После натяжения зафиксировать болтом на необходимом уровне.
- Если цепь при переключении пытается перескочить на вышестоящую звезду, то следует ослабить натяжение.
- После регулировки необходимо еще раз проверить степень натяжения на каждом этапе переключения.
- Для переброса цепи на большую звездочку настраивается самый верхний переключатель, для этого следует надавить на манетку.
Если на верхней звездочке появляется зазор — необходимо прокрутить второй регулировочный болт до полного исчезновения холостых движений манетки вверх. При этом нельзя перекручивать винты, может повредиться способ фиксации перехода цепи на самую большую звезду.
- После настройки пошагово спуститься вниз проверяя степень натяжения на каждом шаге.

Этап проведения регулировки:
- Перевести цепь на самую мелкую переднюю звезду и на самую большую заднюю;
- Если при кручении цепи ролик задевает соседние звезды в кассете, то закрутить винт натяжения необходимо до зазора 5 мм;
- Переставить цепь на самую высокую звезду переднего ряда, и на самую мелкую заднего и проверить степень натяжения в данной позиции.
Возможные сложности
Иногда в процессе настройки могут возникнуть проблемы и при этом переключение будет работать не с абсолютной точностью, в таких случаях необходимо производить дополнительное прижатие манетки при переключении.
Распространённые поломки:
- Деформирован держатель заднего переключателя;
- Несоответствие количества звезд и шагов на манетке;
- Несовпадение марки производителя деталей также может спровоцировать некоторые сложности.
В данном случае необходимо заменить детали велосипеда на новые или более подходящие.
Настраивание переключателя во время езды
В процессе поездки при неровных поверхностях, тряске или постепенном разбалтывании тросика часто сбивается настройка скорости. Если для остановки и тщательного ремонта времени нет, а держатель регулировки троса находится рядом с манеткой, то можно отрегулировать переключатель в процессе езды.
- Чтобы поднять торс наверх надо раскрутить регулировочный болт против хода часов и натянуть растянувшийся трос.
- Спустить трос на маленькие звезды можно проворачивая детали по ходу часов.

Возможные причины сбоя работы заднего переключателя
Распространенные причины неправильной работы могут заключаться в следующем:
- Деформированный или плохо смазанный трос или его оболочка;
- Погнутый велопетух — элемент крепления к раме заднего переключателя;
- Износ цепи и кассеты трансмиссионных звезд заднего колес;
- Физические помехи (клин) у роликов натяжения цепи;
- Испорченная манетка заднего переключателя.
В таких ситуациях необходимо заменить детали велосипеда или очистить, смазать связующие поверхности. Для качественной настройки заднего переключателя скоростей велосипеда видео обзор будет хорошим дополнением к основной инструкции.
Подробное видео по настройке заднего переключателя скоростей: