Велосипед ноги педали
Когда читаешь велосипедные форумы, то складывается впечатление, что, опытные велосипедисты катаются исключительно на «контактах». Хочу затронуть эту скользкую тему, и предупредить об опасности использования «контактов» при езде по городу.
Я катаюсь на контактных педалях на шоссейном велосипеде за городом и на байке по трассе типа «кросс-кантри марафон» — без технических элементов кросс-кантри в виде прыжков, нырков и прочих трюков. В моем случае это — нормальная область применения «контактов». Можно использовать и обычные педали, но контакты дают преимущество без дополнительных рисков.
Контактные педали пристегиваются к подошве. Это дает возможность увеличить мощность педалирования путем подтягивания педали вверх. Это — плюс контактных педалей.
Главный минус контактных педалей как раз связан с их сущностью — ноги к ним пристегнуты. Освобождение ноги идет определенным движением, которое должно быть отработано до автоматизма. Но тем не менее, не всегда есть возможность сделать это движение. Нужно сказать, что в велоспорте контактные педали используются далеко не во всех дисциплинах. Только там, где есть зависимость результатов от мощности педалирования: трек, шоссе, велокросс, кросс-кантри марафон и кросс-кантри «олимпийский». Есть еще два вида кросс-кантри, с акцентом на спуски и велоспорт, связанный с трюками. Там контактных педалей как правило нет. Мне нравится ролик 2012 года, в котором Мартин Эштон (Martyn Ashton) показывает трюки на шоссейном велосипеде.
Конечно, он использует обычные педали. И вот почему — для быстрого контроля в сложных условиях и для восстановления равновесия на нулевой скорости.
К сожалению, через год после записи ролика, Мартин Эштон неудачно упал, ноги теперь парализованы.
Езда по такому городу как Москва, с большим скоплением машин и людей ближе к таким трюкам, чем к гонкам по шоссе. В любой момент может наступить непредсказуемая ситуация.
Как чаще всего падают на контактах? Как ни странно — на нулевой скорости. Дело в том, что велосипед так устроен, что когда скорость падает до нуля, равновесие на нем поддерживать нужно принципиально по другому. Совершенно без толку поворачивать руль в сторону крена. Хотя если скорость есть, даже самая маленькая, это поможет. Но как только скорость становится равна нулю (а это может произойти внезапно), велосипед сразу начинает заваливаться. Если нога не пристегнута к педали, ничего страшного не происходит — велосипедист просто ставит ногу на землю, даже не акцентируя на этом внимание. Но если «нужная» нога пристегнута — падает.
Тем не менее, насколько знаю, многие ездят по городу в режиме «просто покататься» или «из п. А в п. Б» в контактах, потому что на обычных педалях им ездить не удобно.
Приведу, увы, свежий пример с профильного форума (velomania.ru). Пишет в прошлом мастер спорта по велоспорту (трек), примерно моего возраста. Он возвращался с любительских соревнований по гонкам с раздельным стартом.
На разделку затянул контакты потуже, а потом забыл ослабить… На обратном пути, на светофоре остановился и правую ногу заклинило в контактах. И по глупому, как чайник, завалился на ровном месте…и очень так неудачно завалился. Сначала думал что просто растяжение ноги и ушиб плеча, а оказалось перелом и разрыв связок.
На контактах я специально по городу не катаюсь. А когда случается такая необходимость, то при любом осложнении ситуации стараюсь выстегнуться заранее и держать крен в сторону выстегнутой ноги.
Вадим Никитин
на начало страницы