Велосипед манетки shimano
Манетка (англ. shifter
) — это устройство дистанционного управления переключателем передач или велосипедной вилкой. Иногда неправильно называют «монеткой». Представляет собой механизм высокоточного натяжения и стравливания троса.
Содержание
-
1 Конструкция манеток
- 1.1 Фрикционные
- 1.2 Индексные
-
2 Разновидности манеток
- 2.1 Триггерные
- 2.2 Grip-Shift
- 2.3 Комбинированные (у горных велосипедов)
- 2.4 Шоссейные манетки
-
3 Совместимость
- 3.1 8 и 9 скоростей
-
3.2 10 скоростей
- 3.2.1 Shimano
- 3.2.2 SRAM
-
4 Конструктивные особенности
- 4.1 Крепление к тормозной ручке
- 5 Регулировка
- 6 Вилочные манетки
- 7 Ссылки
- 8 Примечания
Конструкция манеток[править]
Фрикционные[править]
Наиболее простые манетки, использовавшиеся на старых и/или очень дешевых велосипедах, представляют собой туго перемещающийся (отсюда название) рычажок, позволяющий бесступенчато натягивать и стравливать трос. Для переключения требуется выставить положение рычажка так, чтобы цепь перескочила на другую звезду и при этом не терлась о соседние.
Индексные[править]
Современный вариант манеток с храповым механизмом, обеспечивающий дозированное перемещение троса, и позволяющий переключаться за раз ровно на столько звезд, сколько требуется ездоку.
Разновидности манеток[править]
Триггерные[править]
В таких манетках управление перемещением троса осуществляется с помощью 1-2 рычагов и кнопок, расположенных рядом с грипсами.
- EZ-Fire Plus — манетки Shimano низкого уровня с рычагом под рулем и кнопкой над рулем. Натягивание троса делается большим пальцем, сброс — указательным, с помощью кнопки.
- Rapidfire — манетки Shimano высокого уровня с рычагом и кнопкой, расположенными под рулем. Натягивание троса осуществляется большим пальцем, сброс — указательным или большим (в старых сериях — только указательным).
- Trigger:
- Старые манетки SRAM низкого уровня с одним рычагом, размещенным под рулем. Натягивание троса осуществляется большим пальцем, сброс — указательным.
- Современные манетки SRAM с рычагом и кнопкой, размещенными под рулем. Натягивание и сброс троса осуществляются большим пальцем.
- Триггерные
-
Shimano EZ-Fire Plus
-
Shimano Rapidfire
-
SRAM Trigger (низкого уровня)
-
SRAM Trigger
Достоинства:
- Традиционная конструкция, привычная для большинства,
- Не снижают удобство грипсов.
Недостатки:
- Физически тяжелое натяжение троса переднего переключателя.
- Есть выступающие части: при ударе есть риск поломки рычажка или получения травмы колена.
- Могут неудобно совмещаться с тормозными ручками (особенно «недружественных» производителей).
- Следствие: могут «мешаться» под руками при некоторых хватах.
- Не могут стравливать трос более, чем на 1-2 щелчка за раз. Натягивание троса более, чем на 2-3 щелчка неудобно анатомически.
Grip-Shift[править]
В таких манетках управление перемещением троса осуществляется с помощью поворотной части грипсы (как рукоятка газа на мотоцикле) длиной порядка 50 мм.
- Revoshift — манетки Shimano для городских групп оборудования и для групп низкого уровня.
- Twister — манетки SRAM, присутствующие практически во всех группах.
Достоинства:
- Возможность моментального переключения любого количества передач в любую сторону.
- Нет выступающих частей.
- Возможность тонкой подстройки положения переднего переключателя (Microindex у SRAM).
- Физически легкое переключение.
Недостатки:
- Занимают много места на руле.
- У недорогих моделей поворотная часть слишком толстая, что снижает удобство удержания руля.
- Потенциальный риск случайного переключения (реально это происходит не чаще, чем с триггерными манетками).
- Крайне неудобно менять передачи на перевёрнутом велосипеде (например, при настройке переключателей).
Комбинированные (у горных велосипедов)[править]
Это манетки, объединенные с тормозными ручками, выпускаются Shimano.
Манетки Dual Control — нововведение Shimano, представляющее собой единый орган управления тормозами и переключением передач. Фактически представляют собой тормозной рычаг с 2 степенями свободы, качание которого вверх-вниз позволяет переключать передачи.
- Оригинальная технически совершенная конструкция.
- Неизменность хвата руля при езде.
Недостатки:
- Старые варианты занимают КРАЙНЕ много места на руле.
- Высокая цена (впрочем, старые модели продаются за рубежом с огромными скидками).
- Несовместимы с задними переключателями и гидравлическими тормозами других производителей.
- При смене переключателя или тормозов придется покупать новые манетки целиком.
- Есть жалобы на неэргономичность конструкции и неприятные ощущения при работе.
Можно сказать, что манетки Dual Control вместе с переключателями Rapid Rise занимают узкую нишу для приверженцев именно такого способа переключения.
Шоссейные манетки[править]
Наиболее распространенные шоссейные манетки — так называемые «пистолеты», которые включают в себя тормозной рычаг, встроенное в него устройство переключения передач и вспомогательную рукоятку для удержания руля.
- Для торможения следует потянуть рычаг на себя.
- Для натяжения троса следует качнуть рычаг в сторону центра руля.
- Для сброса троса следует качнуть встроенный вспомогательный рычажок в ту же сторону.
Достоинства:
- Возможность переключения передач и торможения, не снимая руки с руля, в нижнем и среднем хватах.
- Удачная эргономика.
- Дополнительные ручки-пистолеты для удержания руля.
Недостатки:
- Требовательность к удобству перчаток.
- Невозможность развить большое тормозное усилие в хвате «на пистолетах».
- Высокая цена.
Совместимость[править]
8 и 9 скоростей[править]
- Все манетки для передних переключателей совместимы между собой (разумеется, с учетом предполагаемого количества звезд системы), при этом шоссейные передние манетки не совместимы с МТВ передними переключателями (разный ход троса).
- Задние манетки Shimano совместимы только с переключателями Shimano, причем шоссейные и горные версии совместимы между собой.
- MTB-манетки SRAM совместимы только с задними переключателями SRAM, за исключением моделей TRX, Rocket и Attack, которые совместимы с переключателями Shimano.
- Шоссейные манетки SRAM и Campagnolo совместимы только с шоссейными переключателями соответствующих фирм.
- Задний переключатель на данное число звезд совместим с манеткой на меньшее число звезд. То есть на «восьмерной» привод можно смело ставить «девятерной» задний переключатель.
- Задние переключатели SRAM на 9 скоростей совместимы с манетками Shimano на 10 скоростей и наоборот[1].
10 скоростей[править]
Shimano[править]
- Шоссейные 10-скоростные манетки и переключатели совместимы с горными переключателями на 9 скоростей, но полностью несовместимы с 10-скоростными горными (Dyna-Sys): разные ходы тросов и спереди, и сзади.
- 9-скоростные задние переключатели не работают с новыми 10-скоростными горными манетками. Но работают со старыми 10-скоростными манетками для шоссейных гибридов. Dyna-Sys вытягивает в 2 раза больше троса за щелчок, чем старые Shimano на 9 скоростей.
- 10-скоростные горные переключатели Shimano не могут использоваться с 9-скоростными манетками Shimano. А шоссейные задники на 10 — могут.
- Задние переключатели SRAM на 9 скоростей совместимы с манетками Shimano на 10 скоростей, манетки SRAM на 9 скоростей совместимы с задними переключателями Shimano на 10 скоростей .
- Старые «9-скоростные» передние переключатели могут быть использованы с новыми манетками Dyna-Sys, но в сочетании с системой dyna-sys («10-скоростной») работают неоптимально.
- Старые передние переключатели и системы («9 скоростей») могут быть использованы с 10-скоростными цепями и новыми передними манетками.
- Старая («9-скоростная») передняя манетка может быть использована для работы с передним переключателем dyna-sys.
- 10-скоростные дорожные и горные цепи — не одно и то же.
- 10-скоростные горные и дорожные кассеты совместимы.
SRAM[править]
- 3×9 и 2×10 несовместимы между собой — в частности, задние переключатели и манетки.
- Шоссейные и горные 2×10 совместимы.
Конструктивные особенности[править]
Крепление к тормозной ручке[править]
По сравнению с обычным хомутом, такой крепеж позволяет уменьшить вес оборудования и упростить демонтаж манетки (не требуется снимать грипсу). Однако возможности регулировки здесь более скудные по сравнению с установкой манетки и ручки на раздельных хомутах.
Используется Shimano на манетках и ручках группы SLX и выше. Манетка крепится непосредственно к тормозной ручке.
- I-Spec A (раньше — просто I-Spec). Нынче не выпускается.
- I-Spec B — улучшенная версия I-Spec A. Манетки I-Spec B совместимы с тормозными ручками I-Spec (A).
- I-Spec II — совершенно новый вариант, используется начиная с 4-значных индексов оборудования (8000 и 9000), не совместим с версиями А и В.
Все манетки i-Spec не имеют индикаторов. Существуют адаптеры, позволяющие установить манетку с хомутом на i-Spec (но не наоборот).
Используется в манетках (обычных, вилочных и для заднего амортизатора) и тормозных ручках SRAM/Avid, a также в тормозах некоторых других производителей. На руль хомутом крепится универсальный интерфейс, к которому в свою очередь крепятся тормозная ручка и манетка (манетки). В отличие от Shimano, здесь не требуется покупать специальную версию манетки для отказа от хомута.
- Matchmaker X — используется с манеткой вилки или заднего амортизатора RockShox XLoc и совместим с тормозами XX и X0.
- Matchmaker — используется с вилочной манеткой RockShox PushLoc, совместим с любыми тормозами SRAM/Avid с разъемным хомутом (а также с рядом тормозов сторонних производителей).
Регулировка[править]
Вилочные манетки[править]
Эти манетки используются в вилках для регулировки: жёсткости, отскока, в общем для расширенного удобства профессионального гонщика. Для более тонкой настройки.
Ссылки[править]
- Сравнение систем переключения передач (манеток)