Велосипед какой вид транспорта

Велосипед: «баловство» или реальная альтернатива?

По этому пути пошли во многих европейских странах и в государствах Нового света. Совершенствуя и оптимизируя традиционные виды транспорта, организаторы движения всё большее значение придают интегрированию в городские транспортные системы альтернативных способов передвижения.

«Он уважать себя заставил»…

Следует заметить, что инновационные схемы проката велосипедов в больших городах, в которых был традиционно низкий уровень ежедневного использования велосипеда — это как своего рода «пробный камень», расширение услуг обеспечения мобильности, постепенное превращение велосипеда в более популярный вид транспорта. И если в странах Юго-Восточной Азии велосипеды были изначально традиционной составляющей городских транспортных систем по причине невысокого уровня автомобилизации, то в Европе и в странах Нового Света вживление велосипеда в систему городского транспорта стало осознанной необходимостью как раз из-за перегруженности улиц личными автомобилями.

Сторонники развития велоидеи, а это не какие-то одиночки-оригиналы, а серьёзные специалисты по транспортным системам, убеждены: велосипедное и пешеходное движение — неотъемлемая часть транспортного и городского территориального планирования наравне с общественным транспортом и легковыми автомобилями. Безопасная, удобная и доступная пешеходная и велосипедная инфраструктура, взаимосвязанная с системой общественного транспорта, делает город более привлекательным и пригодным для жизни. В результате уменьшается количество дорожно-транспортных происшествий и заторов, снижаются уровни городского шума и загрязнения воздуха. Пешее движение и езда на велосипедах вносят свой вклад в улучшение здоровья населения и улучшают физическую форму людей.

Берлин — «рай для велосипедистов»

Руководящими документами для реализации этой политики являются транспортный план (Nahverkehrsplan) и городская стратегия поддержки велосипедного движения (Radverkehrsstrategie).

«Велосипедный бум» в Берлине вызвал необходимость решать и ряд других вопросов. Так, крупнейшая в Германии компания-перевозчик BVG, одна из отвечающих за транспортное обслуживание берлинцев (метро, автобусы, трамваи, катера), разрешает круглосуточно провозить велосипеды в метро и трамваях при условии, что это не доставляет неудобств другим пассажирам. В автобусах в дневное время провоз велосипедов запрещён. Большинство владельцев сезонных проездных билетов имеет право провозить велосипеды без дополнительной оплаты. Другим пассажирам предлагаются специальные велосипедные билеты и дешёвый месячный проездной.

В результате проведённых мероприятий доля велосипедистов в общем объёме городского транспортного движения увеличилась с 10% в 1998 году до 13% в 2010-м. Согласно последним прогнозам Отдела Сената по городскому развитию, к 2025 году эта доля возрастёт до 16%. В некоторых районах города каждая из пяти поездок уже сегодня совершается на велосипеде, а в масштабе всего Берлина общее количество велопоездок превышает один миллион в день. Успешно внедрена в столице Германии и система проката велосипедов.

Кто хочет что-то сделать, тот ищет средство

Одна из стоек сети велопроката в Париже. Фото Елены Тарасовой

Аргументы насчёт плохого климата представляются сомнительными: страна огромная, разница в погоде и продолжительности тёплого и холодного времён года довольно велика. Никто же не говорит о массовом внедрении велосипеда в Мурманске, но почему не развивать велоидею, например, в Ростове-на-Дону или в Краснодаре? Да мало ли «от Москвы до самых до окраин» мегаполисов и малых городов, где тепло держится дольше трёх месяцев в году… И опять стоит посмотреть на запад: тот же Стокгольм — на широте Санкт-Петербурга, но там успешно развивается велопрокат и есть протяжённая сеть велодорожек, практически на каждой станции электрички и в городе, и в пригородах установлены стойки для велосипедов. Множество людей, живущих в пригородах, предпочитает машине велосипед: куда дешевле доехать на нём до ближайшей станции электрички или метро, а дальше уже продолжать поездку на общественном транспорте. Массово используют велосипед для передвижения и в городах, расположенных значительно севернее шведской столицы. Не зря же уже который год подряд несколько шведских городов успешно участвуют в Европейской Неделе мобильности, попадая в списки лучших по пропаганде альтернативных способов передвижения, отказываясь от использования личных автомобилей.

Нет денег на инфраструктуру — ещё один аргумент противников велоидеи (а, стало быть, и других альтернативных видов транспорта, потому что внедрение любого из них — хоть городских электричек, хоть монорельса, хоть скоростного трамвая — также требует немалых средств на создание инфраструктуры, куда более дорогостоящей, чем велодорожки). Рецепт против этого «безденежья» — осознание новой реальности, проявление политической воли и, если хотите, патриотизма. Именно политическая воля руководителей городов с опорой на исследования квалифицированных специалистов способна многое изменить: заставит заглянуть в отдалённую перспективу развития городов, определить новые подходы к их генеральному планированию с учётом транспортных систем, выявить новые приоритеты в повышении качества жизни населения… Посмотрите, как просто сформулировал идею транспортного планирования бывший мэр столицы Колумбии Энрике Пеньялоса: «Если вы пешеход или человек с велосипедом за 30 долларов, то должны чувствовать себя так же комфортно в мегаполисе, как владелец машины за 30 тысяч долларов».

«Пионер — всем ребятам пример»

Так, в Программе развития транспорта до 2016 года велосипедам посвящена отдельная глава, в которой говорится, что за ближайшие годы для велосипедистов будут созданы 10 тысяч парковочных мест около торговых центров и транспортных узлов. Власти рассчитывают построить 72,8 км совмещённых и обособленных велодорожек. Маршруты в основном пройдут вдоль парковых зон города. Некоторые из них уже определены. Точный объём финансирования пока не известен, но проводиться работы будут за счёт столичного бюджета. В результате реализации Программы правительство города собирается пересадить на велосипеды 6% москвичей.

Подписи к фотографиям:1. На велодорожке в центре Берлина в час "пик"2. Одна из стоек сети велопроката в Париже. Фото Елены Тарасовой.3. Крупнейшая в Европе велопарковка на 5000 мест расположена у центрального вокзала в Амстердаме. Фото Василия Тихонова.

Желание сделать крупные города чище приводит к тому, что европейские столицы всё активнее развивают велосипедное движение. Амстердам, Берлин, Брюссель, Копенгаген, Париж, Лондон и Вена соревнуются за право называться велосипедной столицей Европы.

Вена предлагает в аренду тысячу современных велосипедов. Их можно найти на любой из 60 круглосуточно работающих велосипедных станций города.

Копенгагенская схема Bicycler не раз выигрывала всевозможные награды как одна из самых разумных систем аренды велосипедов. 110 пунктов проката предлагают около тысячи двухколёсных машин.

Лидирует Париж с его схемой Velib: во французской столице действуют 1,2 тысячи пунктов велопроката, сдающих в аренду порядка 20 тысяч велосипедов.

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.