Устройство переднего колеса велосипеда

Втулка — центральная вращающаяся часть велосипедного колеса, внутри которой скрывается неподвижная ось. К фланцам (краям) втулки крепятся спицы, задающие форму колеса.

Втулок в мире велосипедов великое множество: различаются устройства для горных, гибридных, шоссейных, прогулочных байков, существенно разнятся устройства для переднего и заднего колеса. Даже в рамках втулок для горных передних колес есть различия: в материалах, в весе, в запасе прочности.

Передние и задние втулки для колес

Нагрузка на переднее и заднее колесо сильно различается, поэтому у передней и задней втулок разный набор функций.

Например, передняя втулка, на которую приходится меньше нагрузок, заметно легче и меньше. Инженеры могут спокойно работать над тем, чтобы ее уменьшить и тем самым облегчить вес велосипеда.

У задней втулки больше и нагрузок, и задач. На ней лежит функция передачи крутящего момента от педалей к колесу. Задние втулки часто содержат устройства свободного хода, тормозные механизмы (когда тормоза — дисковые), а также устройства внутреннего переключения передач (так называемые «планетарные втулки»).

Устройство классической втулки

Передняя втулка колеса велосипеда имеет самое простое устройство: это алюминиевый цилиндр с краями-фланцами, в которых закрепляются спицы. Механизм настолько простой, что переднее колесо можно снять без участия инструментов: например, для того, чтобы куда-то перевезти байк в машине или на поезде.

Задняя втулка заметно сложнее. Классическое устройство изображено на схеме.

устройство задней втулки велосипеда
  1. Эксцентрик — рычаг для снятия или закрепления колеса.
  2. Принцип сборки втулки на оси.
  3. Контргайка.
  4. Шайба.
  5. Шайба.
  6. Принцип сборки шайбы и уплотнительного кольца.
  7. Шайба.
  8. Уплотнительное кольцо.
  9. Конус подшипника.
  10. Ось.
  11. Конус подшипника.
  12. Уплотнительное кольцо.
  13. Шайба.
  14. Шайба.
  15. Контргайка.
  16. Пыльник.
  17. Болт крепления барабана втулки к колесу велосипеда.
  18. Набор подшипников.
  19. Барабан втулки (другое название — «орех»).
  20. Шайба.

Способ изготовления

Корпус втулки может быть точеным, литым, штампованным. Точеные и штампованные втулки более легкие, у них есть большой запас прочности. Производители редко указывают в документации способ производства, однако точеные втулки легко распознать по резьбе на стыке фланца и корпуса.

Материалы

Материалы корпуса — сталь или алюминий. Сталь более дешевая и тяжелая, алюминий — легкий и относительно дорогой, но по прочности стали не уступает. Оси втулок могут быть алюминиевыми, стальными или титановыми. За последние пару лет у заядлых райдеров появилась любовь к крупным полым осям, которые имеют меньший вес и большую жесткость по сравнению с предшественниками.

Подшипники

Радиально-упорные конусные подшипники качения — самые популярные у современных производителей велосипедов. Они легко заменяются при износе, однако требуют регулировки и имеют много деталей, для сборки которых требуется навык. Такие подшипники состоят из внутренней и внешней обоймы, шариков (собственно, подшипников) и в некоторых случаях сепаратора. Внутренняя обойма — это конус, который навинчивается на ось, внешняя — корпус самой втулки.

Еще один тип подшипников — радиально-промышленные, неразборные. Раньше они ставились только на шоссейные велосипеды, но сейчас популярны и «горных» производителей. Они отличаются большим КПД, простой установкой и отсутствием необходимости регулировки. Подшипники можно менять, поэтому втулка служит гораздо дольше. Но их замена обойдется гораздо дороже.

Установка спиц

С передней втулкой все просто: надо завести спицу во фланец. Задняя втулка доставляет значительно больше проблем: надо снимать ротор тормоза (если тормоза дисковые) и звезды. Требуются специальные инструменты — шестигранники и отвертки.

Если вы не хотите мучиться с лопнувшими спицами, рекомендуем использовать втулки Mavic и Shimano: эти компании упростили установку спиц для заднего колеса, придумав оригинальные механизмы.

  • Mavic делает сегментированные фланцы, в которые вставляются прямые спицы. Их замена — дело пары минут, но такие втулки стоят гораздо дороже обычных.
  • Крупнейший производитель велоатрибутики, компания Shimano разработала бесфланцевые втулки DDH (directional design hub). Обычные спицы вставляются в полости втулки, изолированные от подшипников. Никаких деталей снимать не нужно.

Стоимость таких бесфланцевых втулок идентична с ценой обычных у, что является огромным плюсом.

Крепление оси

Чтобы закрепить колесо на раме велосипеда, ось втулки нужно завести в пазы на перьях рамы (дропауты) и закрепить с помощью гаек или эксцентрикового механизма (в зависимости от модели втулки). Эксцентрик в этом случае предпочтительней, поскольку не требует инструмента для разборки колеса — достаточно отогнуть рычаг.

Производители втулок

Лидер рынка — японская компания Shimano, о которой говорилось выше. Особенно часто продукция этой фирмы встречается среди задних втулок, которые являются гораздо более сложными механизмами, требующими большого запаса прочности. Shimano делают втулки с конусными подшипниками и постоянно работают над усовершенствованием механизма.

Модели различаются по уровню грязезащиты и небольшими деталями конструкции. Например, втулки Tourney и Altus/Acera имеют самую простую защиту от попадания грязи, Alivio — чуть лучше, втулки Deore, Deore LX и Deore XT защищены от грязи дважды, а последние две модели из ряда дополнительно оснащены улучшенной дорожкой для подшипников. Втулка XTR — вершина мастерства: она дважды защищена от грязи, прекрасно обработана и оснащена шариками из нержавейки.

Еще один популярный производитель — компания SRAM. До 2002 года она выпускала конусные и промышленные механизмы, но сейчас специализируется на планетарных втулках.

На дешевых велосипедах часто ставятся втулки компании Formula из Тайваня, которые не отличаются ничем, кроме цены. Еще одна Formula из Италии выпускает втулки для велосипедов с дисковыми тормозами, однако отзывы о них неоднозначны.

Небольшое производство хороших втулок есть у компаний DT Swiss, Hope, Hayes, American Classic, так что если они вам встретятся, не бойтесь брать их продукцию: она хорошо зарекомендовала себя на велорынке.

Обслуживание втулок

Обслуживание классических разборных втулок сводится к чистке и замене подшипников. При умеренном катании обслуживать втулки горных велосипедов нужно раз в сезон или раз в 500 км. Симптомы, которые говорят о том, что подшипники нужно почистить или заменить раньше срока — люфт, восьмерка, шум при вращении колеса. Рекомендуется перебрать втулку, если в нее угодила вода.

Шоссейные и городские втулки можно перебирать реже: они используются в более щадящем режиме.

Для переборки классической втулки вам потребуются конусные ключи и съемник кассеты. Как говорилось выше, разборные втулки имеют сложную конструкцию, поэтому лучше их обслуживать в веломастерской или учиться это делать у опытных веломехаников.

Для смазки подшипников используются пластичные составы типа Литола или ШРУС. Перед их нанесением втулку надо тщательно почистить. Во время смазки рекомендуется осмотреть шарики: если на них есть сколы и трещины, подшипники нужно заменить. Это продлит срок службы втулки и колеса.

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.