Установка подшипников в каретку велосипеда

Наверное, уже всё написано, но я, при случае, написал свою версию. Обслуживание необслуживаемых узлов велосипеда 🙂

Интегрированные каретки не отличаются долговечностью. Как правило, изнашивается подшипник в левой чашке, потом в правой. В шатунах Shimano LX FC-M580 (последняя горная группа LX) первая каретка у меня прожила около 1500 км. Это шок после no-name каретки под квадрат и 4500 км с грязевыми ваннами. Правда, ей тоже было не сладко, подробнее раз, два.

Мне уже давно дешевле поменять шатуны целиком, а не отдельно две звезды и каретку, но мне нравится дизайн тех, что есть, а SLX — нет.

Хак зе систем 😀

LX FC-M580

Здесь всё красиво, но если будете делать так, скорее всего сломаете пыльник, у меня подшипники сидели намертво, без шансов так выбить.

Шимано использует в каретках Hollowtech II нестандартные подшипники с габаритами 25×37×6 мм (внешний диаметр х внутренний диаметр х толщина) с одним сальником на внешней стороне. Ближайший родственник среди промышленных подшипников 6805 2RS или 61805 2RS. 2RS означает, что сальник с двух сторон — это хорошо. Подшипник на 1 мм шире, чем нужно, но если доработать пластиковый пыльник каретки напильником, то всё подходит идеально и даже работает надёжнее. Как бонус, два отличных подшипника стоят в 40 раз дешевле каретки BB70.

Для работы понадобятся:

  • Съёмник пластикового болта шатунов Shimano TL-FC16 — открутить пластиковый болт-фиксатор левого шатуна.
  • Шестигранный ключ, 5-мм — открутить левый шатун с оси.
  • Ключ для каретки Shimano TL-FC32 или YC-29BB — выкрутить каретку из рамы.
  • Кружка из нержавейки или подобная — нагреть чашку каретки с изношенным подшипником.
  • Масло индустриальное или пищевое — нагреть чашку каретки с изношенным подшипником. Или съёмник для подшипников.
  • Плоская отвёртка — помочь подшипнику выпасть.
  • Плоский напильник — сточить выступ пыльника.
  • Подшипник 6805 2RS — ближайший к родному по размерам.
  • Кусок шпильки диаметром 5-10 мм, 4 гайки для неё, 2 шайбы диаметром чуть меньше внешнего диаметра подшипника и несколько меньших, если дырка в шайбе слишком велика для гаек — или инструмент для запрессовки подшипников.
  • Два гаечных ключа для гаек — впрессовывать подшипник.

Желательно иметь:

  • Консистентная смазка, которая не содержит солей лития (смотреть состав).
  • Фиксатор (обратимый — синий) для резьбовых соединений — для болтов левого шатуна.

Извлечение изношенного подшипника из чашки

Снимите каретку, снимите пыльник тонким ножом. С пыльником надо быть аккуратным — он очень хрупкий. Не торопитесь, аккуратно подденьте и плавно тяните, перемещая нож. Сделайте это в 3 раза медленнее, чем хочется — его очень легко сломать.

Снимаем пыльник

Снять резино-металлический сальник — подковырнуть ножом

Не пытайтесь достать подшипник механически — повредите чашку подшипника, хорошо сидит.

Чтобы с минимальными усилиями вынуть подшипник из чашки каретки, её нужно хорошо нагреть. Для этого её нужно погрузить чашку в масло и нагреть на плите. Масло будет горячее — около 200 градусов. Поэтому не лишним будет защитить глаза и кожу от случайных брызг — очки, хлопчатобумажная одежда (джинсы, футболка с длинным рукавом или рабочий халат, хб перчатки).

Растительное или минеральное масло при нагревании на открытом огне может вспыхнуть. Пользуйтесь электроплитой или негорючим материалом. Тушить загоревшееся масло водой нельзя — это приведёт к взрыву. Если загорелось масло в стакане, чтобы потушить, его нужно накрыть крышкой.

Подшипник может выпасть сам, если не выпал — можно помочь отвёрткой, придерживая чашку подшипника плоскогубцами.

После извлечения изношенного подшипника нужно дождаться, пока чашка каретки остынет, и протереть её тряпочкой с керосином (WD-40, бензином и т.д.). После этого, смазать консистентной смазкой (не содержащей солей лития — см. состав) чашку и подшипник. Литиевая: Солидол, Литол-24 и т.п. не подходят для алюминия.

Из шпильки, гаек и шайб собрать такую конструкцию:

Самодельное устройство для запрессовки подшипника

Медленно и аккуратно закрутить гайку с правой стороны. Закручивать в три раза медленнее, чем хочется. При малейшем перекосе прекратить. Деликатная процедура. Я неуклюжий, идеально получилось только на третьей чашке (было несколько кареток). Перекосы исправлять молотком, но это, скорее всего, убийство чашки и подшипника. Поэтому не торопитесь. Центровка — прежде всего. Диаметр большой шайбы слева должен быть больше внутреннего, но больше внешнего диаметра наружного кольца подшипника (внешний — 27 мм, подходит шайба диаметром 26 мм). Не лишним будет снять фаску со штампованной шайбы напильником. Диаметр шайбы справа — больше внешнего диаметра чашки (26 мм — подходит).

Новый подшипник запрессован

Стандартный промышленный подшипник на миллиметр шире шимановского, поэтому, если надеть пыльник назад, получится вот так:

Стандартный промышленный подшипник на 1 мм шире шимановского. Нехорошо

На пыльнике есть 1-мм выступ (забыл сфотографировать, но увидите сами). Его нужно сточить напильником, получается хорошо:

Доработать напильником

После этого пыльник (аккуратно, он теперь ещё более хрупкий!) нормально становится на подшипник

Чашка каретки снова в сборе

Всё. Собираем каретку назад.

Подшипник 6805 2RS подходит для кареток BB70 и BB51. Скорее всего и для других, но я не проверял.

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.