Установка каретки на велосипед

Советы велосипедисту: современные велосипедные каретки

Статья подготовлена на основе материала эксперта портала PinkBike

Майка Казимера (Mike Kazimer).

Возможно, каретка и не является самой интересной деталью велосипеда, но без неё он превратился бы в обычный высокотехнологичный самокат. В этой статье мы попробуем разобраться во всём многообразии существующих на данный момент на рынке стандартов.

Что представляет собой каретка?

На фотографии выше представлено место установки каретки с резьбой в раму.

Каретка представляет собой ряд элементов, которые либо запрессовываются, либо вкручиваются в раму и позволяют свободно вращаться шатунам. В зависимости от типа каретка может состоять из набора подшипников, либо поставляться в виде уже собранной на заводе конструкции из подшипников и оси, закреплённых в корпусе.

Какие типы кареток используются в современных горных велосипедах?

В настоящее время наиболее популярными являются традиционные резьбовые каретки с внутренним или внешним расположением подшипников, а также два варианта под стандарт press fit (запрессовывающиеся в раму): PF30 и BB92. BB30, а также запатентованный компанией Trek стандарт BB90 также в ходу, но встречаются не так часто. В случае использования BB30 и BB90 направляющими для подшипников каретки будет непосредственно рама велосипеда, в то время, как для PF30 и BB92 в раму сначала запрессовывается специальная направляющая.

На многих велосипедах для скоростного спуска (даунхилла), например, используются резьбовые каретки шириной 83 мм при ширине задней втулки 150 мм. При этом ни SRAM, ни Shimano не выпускают каретки, которые можно было бы использовать с более широкой задней осью.

В чём разница между стандартами BB30 и PF30?

Оба этих стандарта рассчитаны на работу с осями, диаметр которых составляет 30 мм (ось, на которую крепятся шатуны). Однако, при установке каретки BB30 роль направляющих для подшипников будет выполнять непосредственно рама велосипеда, а в случае с PF30 используется специальная полимерная или алюминиевая вставка, которая запрессовывается в раму. BB30 также обходится дороже в производстве, из-за высоких требований к точности изготовления деталей каретки и подшипников. Изначально этот стандарт был разработан компанией Cannondale в 2000 году, но потом они раскрыли технические особенности стандарта, сделав его общедоступным для всех производителей велосипедов. Сейчас также появились системы шатунов с 30 мм осями, которые можно использовать совместно с каретками BB92, если отказаться от использования внутренних направляющих для подшипников в каретке.

На левой фотографии представлены шатуны Race Face Next SL с 30 мм осью, а справа можно увидеть набор подшипников от этой же компании, который позволяет использовать этот комплект шатунов с велосипедными рамами, рассчитанными на BB92 каретки.

Что представляет собой стандарт BB92?

Стандарт BB92 также известен как Shimano Press Fit и представляет собой полимерные или алюминиевые чашки, которые впрессовываются в раму, ширина кареточного узла которой составляет 92 мм. Этот стандарт также предполагает использование шатунов с 24 мм осью. Одной из ключевых особенностей данного стандарта является внутренне расположение подшипников, оно позволяет сохранить стандартную ширину кареточного узла и использовать те шатуны, которые вы ставили вместе со своей старой кареткой шириной 68 или 73 мм.

Какими преимуществами обладают press fit каретки?

Для потребителя преимущества могут выглядеть неочевидными, поэтому многие производители поначалу отказывались работать с новым стандартом, заявляя, что его минусы перевешивают плюсы. Однако, если говорить о карбоновых велосипедах, то в их рамах проще сделать посадочное место под press fit каретку, чем интегрированную резьбу. Использование более широкого и крупного кареточного узла также позволяет увеличить жёсткость заднего треугольника рамы. Например, Kona в новой серии велосипедов Process стала использовать каретки стандарта BB92, чтобы инженерам было комфортнее работать с толстыми широко разведёнными нижними перьями.

А что можно сказать о недостатках кареток press fit?

Одна из самых частых жалоб в этом отношении — посторонние шумы. Если все необходимые допуски и посадки не были соблюдены в процессе производства, то при сильном педалировании чашки каретки могут немного сдвигаться, вызывая тем самым вызывая неприятный скрип (особенно если под чашки уже успела попасть грязь). Однако аккуратность и использование промышленных герметиков (продукция компании Loctite или аналоги) помогают устранить эту проблему. Стоит также отметить, что подобные проблемы со скрипом возникают и у традиционных резьбовых кареток, но в меньшей степени. В случае неправильной установки press fit кареток, к сожалению, также может повредиться рама велосипеда. Но как мы уже отмечали выше, если делать всё аккуратно и при помощи специализированного инструмента, то можно избежать многих сложностей.

Стоит ли нам ждать в будущем каких-либо революций в области велосипедных кареток? Почему все производители никак не придут к использованию единого стандарта?

Вряд ли когда-нибудь мы увидим полное доминирование какого-то одного стандарта, но сейчас можно с уверенностью говорить о том, что с ростом производства карбоновых рам стандарт press fit зарабатывает всё большую популярность. При этом крупные производители, такие как Shimano и Sram, основные усилия вкладывают в разработку и продвижение собственных стандартов (BB92 и PF30 соответственно). История рассудит, кто прав, но уже можно с уверенностью отметить один факт — в ближайшее время индустрия вряд ли откажется от равноправного сосуществования нескольких различных стандартов кареток.

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.