Труба сидения велосипеда

Подседельный штырь

(«подседельник», англ. seatpost) — деталь велосипеда, соединяющая седло с рамой. Штырь закрепляется в подседельной трубе рамы с помощью зажима (эксцентрикового или болтового), а в верхней части он имеет регулируемый замок седла, фиксирующий его направляющие. Подседельный штырь сдвигается в соответствующей трубе рамы, обеспечивая регулировку высоты седла.

Содержание

  • 1 Устройство

    • 1.1 Жесткий

      • 1.1.1 Особенности
      • 1.1.2 Используемые материалы
      • 1.1.3 Специфические виды
    • 1.2 Амортизационный

      • 1.2.1 Телескопический
      • 1.2.2 Рычажный (параллелограмный)
  • 2 Особенности конструкции

    • 2.1 Диаметр
    • 2.2 Длина
    • 2.3 Замок
    • 2.4 Зажим
  • 3 Производители
  • 4 Примечания

Устройство[править]

В зависимости от конструкции, подседельные штыри делятся на жесткие и амортизационные.

Жесткий[править]

Особенности[править]

Это классическая конструкция, представляющая из себя тонкостенную трубу с замком. Широко используется на всех типах велосипедов, особенно спортивных.

  • Низкий вес,
  • Низкая цена,
  • Высокая надежность и долговечность.

Недостатки:

  • Ограниченный комфорт.

Используемые материалы[править]

  • Алюминиевый сплав — множество моделей для широкого диапазона применений, уровнем от низкого до высокого.
  • Сталь — подседельники на старых и/или очень дешевых велосипедах.
  • Углепластик (карбон) — легкие гоночные штыри высокого уровня, для кросс-кантри и шоссейных гонок.
  • Титан — единичные модели штырей высокого уровня для ценителей.
  • Скандий — легкие штыри высокого уровня.

Специфические виды[править]

Интегрированный штырь — представляет собой одно целое с рамой (обычно карбоновой). Труба один раз отпиливается под рост байкера, в нее устанавливается замок, в дальнейшем регулировка высоты седла невозможна. Это специфическая гоночная технология, служащая для максимального облегчения велосипеда в ущерб удобству и универсальности.

Амортизационный[править]

В амортизационный подседельный штырь встроен механизм, обеспечивающий смягчение ударов и увеличение комфорта. Такие штыри применяются в велосипедах для «комфортного» катания. В зависимости от конструкции, амортизирующий механизм может быть телескопическим или рычажным. Материал таких штырей — алюминиевый сплав.

Телескопический[править]

Такая конструкция характерна для самых дешевых подседельных штырей и характеризуется большим трением в направляющих из-за того, что направление сжатия штыря не совпадает с направлением ударов снизу. Вследствие низкого технологического уровня, такие штыри весят очень много, работают неэффективно, быстро разбалтываются и превращаются в жесткие. Покупка велосипеда с таким подседельником не рекомендуется. Исключением служат лишь очень дорогие модели от фирмы USE (на фото).

  • Низкая цена.

Недостатки:

  • Большой вес,
  • Низкая эффективность,
  • Низкая надежность.

Рычажный (параллелограмный)[править]

Такой подседельный штырь имеет параллелограмный механизм с эластомером в качестве амортизирующего элемента (жесткость регулируется преднагрузкой и/или заменой эластомера). При ударе снизу седло качается вниз-назад, что совпадает с направлением удара и обеспечивает высокую эффективность амортизации. Однако при работе штыря седло смещается назад, посадка растягивается, что может быть неудобным. Кроме того, сложность устройства обуславливает подверженность шарниров износу — штырь требуется защищать от грязи фирменным чехлом, но даже в этом случае он быстро начинает люфтить.

Достоинства:

  • Эффективная амортизация,
  • Высокая надежность.

Недостатки:

  • Высокая цена,
  • Большой вес (550-800г),
  • Растягивание посадки,
  • Необходимость защиты шарниров от грязи.

Особенности конструкции[править]

Диаметр[править]

Наиболее распространенные стандартные диаметры подседельных штырей: 25,0 (советский), 27,2 и 31,6 мм. Однако у ряда производителей рам используются другие размеры отверстия в подседельной трубе, соответственно, выпускаются штыри и других диаметров: 22.0, 22.2, 23.4, 23.8, 24.0, 25.0, 25.4, 25.8, 26.0, 26.2, 26.4, 26.6, 26.8, 27.0, 27.2, 27.4, 27.8, 28.0, 28.6, 29.2, 29.4, 29.6, 29.8, 30.0, 30.4, 30.8, 30.9, 31.4, 31.6, 31.8, 32, 33.9, 34, 34.9 мм.

Длина[править]

Как правило, подседельные штыри для горных велосипедов имеют длину 350 или 400 мм, а для шоссейных — 270 или 300 мм. Примерно за 10-12 см до конца штыря находится метка, выше которой его нельзя выдвигать из рамы (иначе может сломаться либо штырь, либо рама). Соответственно, при езде на раме малого размера требуется более длинный штырь.

Замок[править]

Замок предназначен для надежной фиксации направляющих седла и для регулировки его наклона и продольного смещения. Он может быть как отдельной деталью, так и представлять со штырем монолитную деталь. В зависимости от конструкции, замки делятся на 3 вида:

  • Одноболтовые — с грубой регулировкой наклона седла,
  • Двухболтовые — с точной регулировкой наклона,
  • Оригинальные — сложные запатентованные конструкции отдельных производителей.

В зависимости от положения замка относительно трубы подседельника, они разделяются на 2 вида:

  • Со смещением назад — наиболее распространенные,
  • Без смещения — обеспечивают чуть более сдвинутую вперед посадку.

Зажим[править]

Зажим подседельного штыря (англ. seat clamp) предназначен для его закрепления в раме. В зависимости от внешнего диаметра подседельной трубы рамы, зажимы выпускаются стандартных размеров 30,0, 31,8, 34,9 мм.

  • Эксцентриковый зажим — позволяет без инструментов регулировать высоту седла или вообще снимать его. Для достаточной фиксации требуется приложение физических усилий.
  • Болтовой зажим — требует наличия шестигранника для регулировки. В определенной степени дает защиту седла от кражи, также физически легок в обращении, за что ценим девушками.

Некоторые рамы (преимущественно, старые) имеют интегрированный зажим.

Производители[править]

Целый ряд фирм выпускает серии рулей, выносов и подседельных штырей.

  • Низкий уровень: стальные или алюминиевые детали, имеющие большой вес и невысокую жесткость. Надежность может быть непредсказуемой.
  • Средний уровень: базовые серии известных производителей из алюминиевых сплавов с достаточно большим весом и приемлемой надежностью.
  • Высокий уровень: легкие алюминиевые компоненты и бюджетные карбоновые.
  • Очень высокий уровень: топовые сверхлегкие карбоновые и титановые компоненты.

Примечания[править]

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.