Технические требования к велосипеду

ГОСТ Р 52111-2003Группа Д32

ОКС 43.150ОКП 45 2910

          Предисловие

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 10 июля 2003 г. N 243-ст

Содержание

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на велосипеды, седло которых может быть отрегулировано на высоту 635 мм и более, предназначенные для использования в качестве транспортного средства, а также для тренировок и соревнований.Стандарт не распространяется на велосипеды для детей младшего возраста по ГОСТ 28765 и специальные велосипеды: грузовые, тандемы.

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:ГОСТ 24643-81 Основные нормы взаимозаменяемости. Допуски формы и расположения поверхностей. Числовые значенияГОСТ 28765-90 (ИСО 8098-89) Велосипеды для детей младшего возраста. Требования безопасностиГОСТ 29235-91 (ИСО 6742-2-85) Велосипеды. Световозвращающие устройства. Фотометрические и физические требованияГОСТ Р 51121-97 Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования

В настоящем стандарте применяют следующие термины и определения:

3.2 байсикл-мото-экстрим (ВМХ): Велосипед, предназначенный для соревнований по специальным трассам с препятствиями.

3.4 велоспорт в зале: Командная игра в мяч на велосипедах (велобол).

3.5 трек: Замкнутая трасса с наклонной поверхностью со специальным твердым однородным покрытием.

3.8 база: Расстояние между осями колес велосипеда.

3.10 вынос руля: Деталь конструкции узла рулевого управления, обеспечивающая надежное соединение руля со стержнем руля.

3.12 кривошип: Шатуны, смонтированные с валом каретки велосипеда.

3.14 седлодержатель (подседельный штырь): стержень, на который устанавливается седло.

3.16 туклипс: Составная часть педали для фиксации стопы.

4.1 Велосипеды подразделяют на следующие типы:транспортные:- для взрослых,- для подростков, масса снаряженного велосипедиста не более 50 кг,- для младших школьников, масса снаряженного велосипедиста не более 40 кг;спортивные (по дисциплинам велосипедного спорта):- для гонок на треке,- для гонок на шоссе,- маунтинбайк (МТБ),- байсикл-мото-экстрим (ВМХ),- для триала,- для велокросса,- для велоспорта в зале,специальные.

4.3 Основные параметры и размеры велосипедов должны соответствовать указанным на рисунке 1.

ГОСТ Р 52111-2003 Велосипеды. Общие технические условия

Габаритные размеры:длина EF — не более 1,9 м,ширина — не более 0,55 м, для ВМХ — не более 0,74 м.Расстояния:между горизонтальной линией, проведенной через ось каретки I, и поверхностью земли D — не менее 0,2 м и не более 0,3 м;между вертикальными линиями, проведенными через ось каретки А и ось переднего колеса В — 0,43-0,75 м;между вертикальными линиями, проведенными через ось каретки А и ось и заднего колеса С — 0,25-0,55 м*;________________* Текст соответствует оригиналу. — Примечание «КОДЕКС».между вертикальными линиями, проведенными через переднюю точку седла Н и ось каретки А — не менее 0,05 м за кареткой, кроме спортивных велосипедов для гонок на треке. Для спортивных велосипедов для гонок на треке это расстояние может быть равно нулю;между внутренними краями наконечников:передней вилки — не более 0,105 м,задней вилки — не более 0,135 м;вертикальная линия, проведенная через любую точку руля велосипеда G, не должна находиться перед вертикальной линией, проходящей через ось переднего колеса В, на расстоянии более 0,15 м.Диаметр колес велосипедов, кроме спортивных ВМХ, должен быть не менее 0,49 м и не более 0,7 м, включая шину. У спортивных велосипедов ВМХ диаметр колес должен быть не менее 0,49 м и не более 0,5 м.Диаметр колес транспортных велосипедов для младших школьников должен быть не менее 0,3 м, для подростков — не менее 0,4.

Велосипеды должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и комплекта нормативных документов (далее — НД) на велосипеды конкретных моделей.

5.1.1 Каждый велосипед должен быть снабжен документацией, содержащей информацию для потребителя в соответствии с ГОСТ Р 51121, в том числе:паспортом, включающим:- наименование предприятия-изготовителя или сборщика велосипеда, его полный адрес, телефон, факс и другие средства связи;- тип и класс велосипеда, заводской порядковый номер (при отсутствии информации о типе и классе велосипед относят к типу транспортный и классу 3);- дату изготовления;- размеры шины (трубки), рекомендации по рабочему давлению в камере в зависимости от условий эксплуатации;- информацию о сертификации;- рекомендации по использованию;- гарантийные обязательства;инструкцией по эксплуатации, содержащей:- рекомендации по сборке, подготовке к эксплуатации и регулированию с указанием значений рекомендуемых моментов затяжки резьбовых соединений;- рекомендации по эксплуатации, связанной с повышенным риском получения травм (при необходимости), в том числе рекомендации по подбору высоты рамы велосипеда так, чтобы горизонтальная часть рамы перед седлом свободно помещалась между ногами велосипедиста, стоящего на земле;- указания по техническому обслуживанию велосипеда (сроки обслуживания, давление в шинах, рекомендации по смазке основных узлов и регулированию тормозов);- комплектность.

5.2 МаркировкаМаркировка — по ГОСТ Р 51121.На раму велосипеда должен быть нанесен товарный знак предприятия-изготовителя, порядковый номер и класс велосипеда. При отсутствии маркировки класса велосипеда на раме велосипед относят к третьему классу.

6 Требования безопасности

6.1.1 Смазка подвижных соединений велосипеда должна обеспечивать их нормальную работу при всех условиях эксплуатации.

6.1.3 После пробега велосипеда, заданного в сопроводительной документации изготовителя, не допускается ослабление затяжки резьбовых крепежных соединений.

6.2 Тормозная система

6.2.2 Ручной тормоз

Рисунок 2 — Размеры рукоятки тормоза

L — длина рукоятки; d — расстояние между наружными поверхностями рукоятки тормоза и руля (или ручки руля); А, В, С — контрольные точки для измерения расстояния dРисунок 2 — Размеры рукоятки тормоза

6.2.2.2 После испытания по 8.1.1 не должно быть неисправностей в узле фрикционной тормозной колодки, а тормозная система должна соответствовать требованиям 6.2.5.

6.2.4 Ножной тормозТормоз должен приводиться в действие ногой велосипедиста, приложением усилия к педали в направлении, противоположном движению. Механизм тормоза должен действовать независимо от положения привода и его регулирования. Наибольший угол между положениями шатуна при движении и торможении должен быть не более 60°. Угол измеряют при приложении крутящего момента 14 Н·м к шатуну, находящемуся в его крайних положениях.

6.2.6 При испытании по 8.1.2.2 усилие торможения должно быть прямо пропорционально ±20% усилию, прилагаемому к педали, в пределах от 90 до 300 Н; при приложении к педали нагрузки 300 Н усилие торможения должно быть не менее 150 Н.

6.3.1 РульШирина руля должна быть от 350 до 700 мм. Расстояние по вертикали между верхними частями ручек руля, находящимися в самом высоком положении, и опорной поверхностью седла, находящегося в его самом нижнем положении, должно быть не более 400 мм.На концах руля должны быть ручки или заглушки, выдерживающие силу стягивания не менее 70 Н.

6.3.3 Затяжной болт для стержня руляМинимальный разрушающий крутящий момент затяжки болтов стержня руля должен превышать максимальный крутящий момент затяжки, установленный изготовителем, не менее чем на 50%.

6.3.5 Прочность узла рулевого управленияСтержень руля не должен разрушаться при испытаниях по 8.2.1.1 и 8.2.1.2.

6.4 Узел «рама — передняя вилка»На узле «рама — передняя вилка» не должно быть видимых трещин, а остаточная деформация узла, измеряемая между осями наконечников вилки и рамы, должна быть не более 40 мм при испытаниях этого узла падающей массой (8.3.1) и свободным падением (8.3.2).Пазы или другие средства размещения передней оси внутри передней вилки должны быть такими, чтобы при плотном прилегании оси или конусов к верхней поверхности пазов переднее колесо оставалось в плоскости симметрии вилки.

6.5.1 Торцевое и радиальное биения колес определяют по ГОСТ 24643 при их вращении в пределах допускаемого осевого биения. Приведенные ниже допуски биения содержат максимально допустимое изменение положения обода (т.е. полное показание индикатора) полностью собранного колеса за время одного полного оборота вокруг неподвижной оси. Допускаемые радиальное и торцевое биения колес, а также смещение плоскости переднего колеса относительно плоскости заднего колеса не должны превышать значений, указанных в таблице 2 для велосипедов соответствующих классов и типов.Таблица 2 — Допускаемые отклонения параметров велосипедов

Примечание — Класс велосипеда (см. 4.3) определяют по худшему показателю, выявленному в процессе измерений основных параметров и размеров велосипеда или его элементов, и по результатам испытаний в соответствии с таблицами 2 и А.1.

6.5.3 Колеса велосипеда должны быть закреплены и затянуты в соответствии с инструкцией по эксплуатации конкретного велосипеда. Минимальный разрушающий крутящий момент затяжки крепежных соединений должен превышать максимальный крутящий момент их затяжки, установленный изготовителем не менее чем на 50%.Конструкция велосипеда должна исключать самопроизвольное «выпадение» колеса из вилки.Не допускается:- относительное перемещение между осью переднего колеса и передней вилкой при испытании по 8.4.2;- относительное перемещение между осью заднего колеса и рамой при испытании по 8.4.3.При испытании полностью собранного колеса по 8.4.1 на его деталях не должно быть повреждений, а значение остаточной деформации, измеряемое в точке приложения силы к ободу, должно быть не более 1,5 мм.

6.7 Педали

6.7.2 Устройства, установленные на педали и предназначенные для фиксации ступни, должны обеспечивать неподвижность опорной поверхности велотуфель в переднем и заднем направлениях относительно корпуса педали.

Рисунок 3 — Зазор между педалью и шиной

1 — педаль; 2 — шина; 3 — щиток колесаРисунок 3 — Зазор между педалью и шиной

6.7.4 После приложения к системе привода статической нагрузки по 8.5.1 на ее деталях не должно быть трещин и привод должен оставаться работоспособным.

6.8 Привод (система переключения передач)

6.8.1.1 Должно быть обеспечено надежное переключение передач по всему диапазону, предусмотренному для велосипеда конкретной модели.

6.8.1.3 Ролики заднего переключателя должны вращаться при движении цепи.

6.8.1.5 Передний переключатель, находящийся в любом положении, не должен касаться кривошипа или шестерен (звездочек) велосипеда.

6.9 Седло

6.9.2 Не допускается перемещение седла относительно седлодержателя и седлодержателя относительно рамы при испытании по 8.6.

6.10 ЦепьЦепь должна выдерживать минимальную разрушающую нагрузку 8010 Н для всех типов велосипедов, кроме спортивных для гонок на треке и МТБ, для спортивных велосипедов для гонок на треке и МТБ — 9500 Н.

6.12 Осветительное оборудование и световозвращатели

6.12.2 ЭлектропроводкаПри оснащении велосипеда системой освещения электропроводка должна быть помещена в стороне от движущихся частей или острых кромок во избежание повреждения. Все соединения должны выдерживать силу растяжения 10 Н в любом направлении.

7 Правила приемки

7.2 Для сертификационных испытаний велосипеды отбирают из партии методом случайной выборки в следующем количестве при объеме партии, шт.:до 100 — 1;от 101 до 1000 — 2;

7.3 Отобранные велосипеды должны быть полностью укомплектованными и не иметь видимых неисправностей систем и узлов.

8 Методы испытаний

8.1.1 Испытание тормозной колодкиИспытание проводят на полностью собранном велосипеде с отрегулированными тормозами.Нагружаемая масса при испытании велосипедов: для взрослых — 100 кг, для подростков — 70 кг, для младших школьников — 60 кг или эквивалентная масса на седле.Каждую рукоятку тормоза приводят в действие усилием 200 Н, приложенным на расстоянии 25 мм от края рукоятки и поддерживаемым в процессе всего испытания, если другое не предусмотрено конструкцией привода тормоза. Велосипед прокатывают вперед (назад) на расстояние не менее 1 м.В процессе испытания не допускается полная блокировка колес. Не допускается залипание колодок после снятия усилия, приложенного к рукоятке.Испытания повторяют не менее пяти раз.

8.1.2.1 Ручной тормозИспытание проводят на полностью собранном велосипеде с отрегулированной тормозной системой. К рукоятке тормоза в точке, отстоящей на 0,025 м от ее конца, перпендикулярно к ручке руля в плоскости перемещения рукоятки (рисунок 4), прикладывают усилие, значение которого в соответствии с классом и типом велосипеда указано в приложении А, до касания:- рукояткой тормоза с тросовым или гидравлическим приводом ручки руля или поверхности руля при отсутствии ручки;- удлиненной рукояткой тормоза двойного действия тросового привода поверхности руля;- рукояткой тормоза стержневого привода поверхности руля.Испытание повторяют десять раз для каждого типа рукоятки тормоза.

ГОСТ Р 52111-2003 Велосипеды. Общие технические условия

8.1.2.2 Ножной тормозИспытание проводят на полностью собранном велосипеде. После проверки правильности регулирования тормозной системы и установки шатунов в горизонтальное положение к центру оси левой педали постепенно в вертикальном направлении в течение 15 с прикладывают усилие 1500 Н (рисунок 5).

ГОСТ Р 52111-2003 Велосипеды. Общие технические условия

Испытание повторяют десять раз.

8.1.3.1 При отсутствии других указаний испытания проводят в условиях, указанных в 8.1.3.6.Эксплуатационные испытания тормозной системы проводят на полностью собранном велосипеде после испытания тормозной системы по 8.1.2. Тормоза должны быть отрегулированы, а шины накачаны до рекомендуемого давления, указанного изготовителем на боковой стороне покрышки.

8.1.3.3 Испытуемый велосипед и испытательный стенд должны быть оснащены следующими средствами измерения и оборудованием:- тарированным спидометром (с погрешностью измерений не более 5%) для определения скорости движения велосипеда в начале каждого испытательного заезда;- маркировочным устройством для определения начала тормозного пути (далее — маркировочное устройство). Маркировочным устройством должна быть снабжена каждая тормозная система велосипеда. Не позднее чем через 0,025 с после приведения в действие тормозной системы с помощью рукоятки ручного тормоза или шатуна кривошипа для ножного тормоза маркировочное устройство должно оставлять на поверхности дороги отметку.Примечание — Допускается применение иного устройства, обеспечивающего определение положения велосипеда на дорожке в момент приведения тормоза в действие;

Рисунок 6 — Патрубки для подачи воды для переднего клещевого тормоза

1 — патрубки; 2 — передний тройник; 3 — передняя вилка; 4 — клещевой тормоз; 5 — обод колеса; 6 — направление вращения колесаРисунок 6 — Патрубки для подачи воды для переднего клещевого тормоза

ГОСТ Р 52111-2003 Велосипеды. Общие технические условия

Рисунок 8 — Патрубки для подачи воды для внутренних разжимных тормозов

1 — направление вращения колеса; 2 — патрубки; 3 — тормозная втулкаРисунок 8 — Патрубки для подачи воды для внутренних разжимных тормозов

ГОСТ Р 52111-2003 Велосипеды. Общие технические условия

Рисунок 10 — Патрубки для подачи воды для заднего дискового тормоза

1 — направление вращения колеса; 2 — рама; 3 — тормозной диск; 4 — задний тройник; 5 — зажим дискового тормоза; 6 — патрубок; 7- задняя втулкаРисунок 10 — Патрубки для подачи воды для заднего дискового тормоза

ГОСТ Р 52111-2003 Велосипеды. Общие технические условия

8.1.3.4 Контролируемая нагружаемая масса при испытании тормозной системы на велосипедах: для взрослых — 100 кг, для подростков — 70 кг, для младших школьников — 60 кг.

8.1.3.6 Метод испытанийВо время испытаний в условиях сухого покрытия велосипедист, движущийся со скоростью 7 м/с (25,2 км/ч), должен прекратить нажимать на педали в момент начала проезда устройства измерения времени и нажать на тормоза сразу же после проезда этого устройства. Велосипед должен плавно и безопасно остановиться.Тормозной путь измеряют от первой отметки до точки пересечения вертикальной линии, проходящей через отверстие маркировочного устройства, с поверхностью дороги.Во время испытаний с увлаженными тормозами велосипедист, движущийся со скоростью 4,5 м/с (16,2 км/ч), должен прекратить нажимать на педали непосредственно в момент начала проезда устройства измерения времени и нажать на тормоза сразу же после проезда. Велосипед должен плавно и безопасно остановиться.Тормозной путь измеряют от первой отметки до точки пересечения вертикальной линии, проходящей через отверстие маркировочного устройства, с поверхностью дороги.Увлажнение тормозной системы начинают не менее чем за 25 м и заканчивают не более чем за 15 м до нажатия на тормоза.Число испытательных заездов устанавливают следующим образом:При уклоне испытательной дорожки менее 0,2%:- пять последовательных достоверных заездов в условиях сухого покрытия;- два заезда для адаптации в условиях мокрого покрытия (результаты не регистрируют);- пять последовательных достоверных заездов в условиях мокрого покрытия.

8.1.3.7 Достоверность испытательных заездовИспытательные заезды считают недостоверными при:- заносе в сторону заднего колеса более 0,2 м от линии, вдоль которой движется переднее колесо;- потере контроля управления;- скорости движения велосипедиста в момент начала торможения, отличающейся на ±0,4 м/с (±1,4 км/ч) от заданной.

8.1.4 Испытание зависимости силы торможения от усилия, прикладываемого к педали при испытаниях ножного тормозаИспытание проводят на полностью собранном велосипеде. Эффективность силы торможения ножного тормоза измеряют по касательной к окружности шины заднего колеса при вращении его в направлении движения вперед в момент приложения к педали под прямым углом к шатуну усилия от 90 до 300 Н в направлении торможения.Определение силы торможения проводят при равномерной тяге и после одного оборота колеса. Должно быть выбрано не менее пяти результатов испытаний с различными значениями усилий, приложенных к педали. Каждый результат определяют как среднеарифметическое значение трех отдельных измерений для одного и того же значения усилия.По результатам испытаний строят график, показывающий оптимальную прямую и прямые допускаемых предельных отклонений ±20%, полученных методом наименьших квадратов, описанным в приложении В.

8.2.1 Испытание стержня руля

Рисунок 12 — Испытание стержня руля

1 — стержень; 2 — испытательный вал; 3 — центр соединения; 4 — зажимное приспособление; 5 — наименьшая глубина ввода стержня; 6 — направление приложения усилияРисунок 12 — Испытание стержня руля

Рисунок 13 — Испытание стержня руля статической нагрузкой

1 — наименьшая глубина ввода стержня руля; 2 — зажимное приспособление; 3 — руль или испытательный вал; 4 — направление приложения усилияРисунок 13 — Испытание стержня руля статической нагрузкой

Рисунок 14 — Испытание узла «руль велосипеда — вынос — стержень руля»

1 — зажимное приспособление; 2 — наименьшая глубина ввода стержня; 3 — направление приложения усилияРисунок 14 — Испытание узла «руль велосипеда — вынос — стержень руля»

Рисунок 15 — Испытание узла «стержень руля — передняя вилка»

1 — вилка и рама в сборе; 2 — испытательный вал; 3 — затяжной болт; 4 — направление приложения усилияРисунок 15 — Испытание узла «стержень руля — передняя вилка»

8.3 Испытание на удар узла «рама — передняя вилка»

Рисунок 16 — Испытание падающей массой

1 — ролик; 2 — зажимное приспособление; 3 — груз; 4 — база колес; 5 — остаточная деформацияРисунок 16 — Испытание падающей массой

8.3.2 Испытание свободным падением узла «рама — передняя вилка»Испытание проводят на узле «рама — передняя вилка» с закрепленным на вилке роликом, используемым при испытании по 8.3.1.Испытуемый узел «рама — передняя вилка» устанавливают в месте крепления оси заднего колеса так, чтобы он мог свободно вращаться вокруг нее в вертикальной плоскости. Передняя вилка должна опираться на плоскую стальную плиту так, чтобы обеспечивалось рабочее положение рамы при ее эксплуатации. К испытательному седлодержателю надежно крепят груз массой: 100 кг — при испытании велосипедов для взрослых, 70 кг — велосипедов для подростков и 60 кг — велосипедов для младших школьников. Узел «рама — передняя вилка» поворачивают вокруг оси крепления заднего колеса так, чтобы центр тяжести груза оказался вертикально над задней осью (положение равновесия), после этого ему позволяют упасть, ударившись о плиту (рисунок 17).

ГОСТ Р 52111-2003 Велосипеды. Общие технические условия

2 — положение центра тяжести груза вертикально над задней осью перед испытанием;

Передняя вилка должна быть зафиксирована относительно рамы в положении, соответствующем прямолинейному движению велосипеда.Испытание повторяют два раза.

8.4.1 К колесу, установленному и закрепленному в положении, указанном на рисунке 18, прикладывают усилие 180 Н в одной точке обода перпендикулярно к плоскости колеса. Усилие прикладывают только один раз в течение 1 мин.

ГОСТ Р 52111-2003 Велосипеды. Общие технические условия

8.4.2 К переднему колесу, установленному и закрепленному как указано на рисунке 19, в течение 0,5 мин прикладывают усилие 500 Н, действующее вдоль линии, проходящей через центр оси втулки перпендикулярно к оси колеса в направлении перемещения оси.

ГОСТ Р 52111-2003 Велосипеды. Общие технические условия

8.4.3 К заднему колесу, установленному и закрепленному как указано на рисунке 20, в течение 0,5 мин прикладывают усилие 2000 Н, действующее вдоль линии, проходящей через центр оси колеса перпендикулярно к ней в направлении перемещения оси колеса.

ГОСТ Р 52111-2003 Велосипеды. Общие технические условия

8.4.4 Шину устанавливают на ободе в соответствии с инструкцией предприятия-изготовителя и накачивают до внутреннего давления, равного 110% значения, рекомендованного для данной шины. Шина должна оставаться на ободе не менее 5 мин.

8.5.1 Испытание системы привода статической нагрузкой

8.5.1.2 При испытании односкоростной системы привода к левому шатуну, находящемуся в переднем горизонтальном положении, в течение 15 с прикладывают направленное вертикально вниз и приложенное к центру педали усилие, значение которого указано в приложении А для каждого класса и типа велосипеда.Если система привода или приводные звездочки закреплены так, что шатун поворачивается под нагрузкой до положения более чем на 30° ниже горизонтального, то шатун возвращают в горизонтальное положение и испытание повторяют.

8.5.1.4 Привод многоскоростной системы переключения передач должен быть отрегулирован: при испытании по 8.5.1.2 — на высшую передачу, при испытании по 8.5.1.3 — на низшую передачу.

8.5.2.1 Проверку переключения передач при многоскоростной системе привода проводит испытатель на роликовом велосипедном стенде.

8.5.3 Динамическое испытание узла «педаль — шатун»

Рисунок 21 — Динамическое испытание узла «педаль — шатун»

1 — часть шатуна, соединенная с испытательным валом; 2 — левая педаль; 3 — зазор для оси педали; 4 — испытательный вал; 5 — правая педаль; 6 — груз систем

8.5.3.2 Велосипед наклоняют на 25° в сторону шатуна, опущенного вертикально вниз. Ни одна деталь педали, установленной в горизонтальном положении, не должна касаться вертикальной опорной поверхности.

8.7 Испытание велосипеда в сборе на прочностьИспытание велосипеда на прочность проводят на стенде.Велосипед закрепляют на высоте от 300 до 1000 мм (таблица 4) над горизонтальной поверхностью. К каждой педали или оси педали крепят груз массой от 30 до 50 кг. Кривошипы должны находиться в горизонтальном положении. Велосипед сбрасывают с указанной высоты. После первого сбрасывания кривошипы разворачивают на 180° и проводят повторное сбрасывание.Таблица 4 — Испытание велосипеда на прочность

8.9 Пробеговые испытания

8.9.2 Дорожные испытанияДорожные испытания проводят испытатели, специализация которых соответствует типу велосипеда. Дистанция пробега в зависимости от типа велосипеда указана в таблице 3.

8.9.4 Остальные требования к методам испытаний — по документации, утвержденной испытательной лабораторией в установленном порядке.

9 Транспортирование и хранение

10 Указания по эксплуатации и гарантии изготовителя

ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное). Воздействующие факторы при испытаниях велосипедов

Таблица А.1

ПРИЛОЖЕНИЕ Б(справочное)

Б.2 Способ 2Коэффициент трения сцепления определяют методом протягивания неподвижно закрепленных колес велосипеда по поверхности покрытия.Велосипедные колеса закрепляют в устройстве, изображенном на рисунке Б.1, вертикально и в параллельных друг другу плоскостях. Устройство состоит из трех соединенных между собой вилок, лежащих в одной горизонтальной плоскости. На коронках вилок устанавливают блокирующие колеса механизмы, аналогичные велосипедным тормозам. К переднему колесу прикрепляют динамометр с устройством, позволяющим фиксировать максимальное усилие, развиваемое в процессе испытаний. Усилие прикладывают к динамометру в направлении движения устройства в горизонтальной плоскости. Усилие, прикладываемое к динамометру постепенно увеличивают (не более 0,5 Н/с) от нуля до момента начала скольжения колес по поверхности. Затем воздействие прекращают и по показаниям динамометра определяют и регистрируют усилие, вызвавшее начало перемещения устройства с закрепленными колесами. После этого определяют массу устройства вместе с колесами и рассчитывают коэффициент трения сцепления по формуле

где — зарегистрированная сила, Н, — масса устройства с колесами, кг, — ускорение свободного падения, м/с.

Вид сверху

1 — тормоз; 2 — направление движения; 3 — динамометр; 4 — устройство; 5 — колесаРисунок Б.1 — Устройство для определения коэффициента трения сцепления

ПРИЛОЖЕНИЕ В (справочное). Метод получения оптимальной прямой и прямых допускаемых предельных отклонений ±20% при испытании зависимости силы торможения от усилия, прикладываемого к педали в ножном тормозе

Предполагается, что значения, полученные во время испытания, указанного в 8.1.4, будут совпадать с точками, лежащими на прямой линии.Приведенный метод наименьших квадратов величин устанавливает критерий для сведения к минимуму неточности и позволяет выбрать прямую, наиболее близкую к оптимальной.Оптимальная прямая предельно уменьшает сумму квадратов разностей результатов, определенных графически.Связь между переменными величинами выражается формулой

где — усилие, прикладываемое к педали; — сила торможения; и — постоянные величины, которые необходимо определить.Для массива значений эту зависимость определяют по формуле

где — количество опытов.Берем

Следовательно

Тогда значение определяют по формуле

Пример — Во время испытания были получены четыре значения усилия, приложенного к педали , Н, и четыре значения силы торможения , Н, при помощи которых значения , , и вычисляют следующим образом:

.

.

,.

Рисунок C.1 — График зависимости силы торможения от усилия, приложенного к педали, выраженный «оптимальной прямой» и прямыми допускаемых предельных отклонений ±20%

1 — допускаемое максимальное предельное отклонение плюс 20%; 2 — оптимальная прямая; 3 — допускаемое минимальное отклонение минус 20%Рисунок C.1 — График зависимости силы торможения от усилия, приложенного к педали, выраженный «оптимальной прямой» и прямыми допускаемых предельных отклонений ±20%

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.