Строение скоростного велосипеда

Велосипед (он же байк) — очень практичное и удобное транспортное средство, которое плотно вошло в жизнь современного человека. С каждым годом количество велосипедистов на городских улицах растет, что не может не радовать. Кроме того, есть люди, для которых велосипед не просто средство передвижная, а смысл жизни и основной способ заработка. Количество профессиональных видов спорта с использованием велосипеда на сегодняшний день также довольно велико.

Рама

Рама представляет собой ромбовидный остов, сваренный из таких элементов:

Как они соединяются, можно увидеть на иллюстрации, приведенной ниже.

На современном рынке велосипедов можно встретить огромное количество вариантов рам. Они делятся на такие классы:

Разница между видами велосипедной рамы может выражаться не только в ее внешнем виде, но и в материалах изготовления, прочностных характеристиках, а также весе.

Велосипеды могут быть полноразмерными и складными. Отличие последних выражается наличием по меньшей мере одного стыка, по которому можно сложить раму. Следовательно, их легче транспортировать в общественном или личном транспорте. Чтобы поместить обычный велосипед, к примеру, в багажное отделение легкового авто, его придется разобрать. Складные велосипеды хороши в плане транспортировки, но они уступают полноразмерным моделям по ходовым качествам и надежности. Как правило, это любительские городские велосипеды, к которым не предъявляется высоких требований по скорости и прочности. Особой популярностью среди велосипедистов-любителей пользуется складной велосипед «Стелс». Справедливости ради стоит отметить, что разобрать современный велосипед для транспортировки в авто можно за несколько минут. На сбор уйдет на пару минут больше. Поэтому складные велосипеды покупаются гораздо реже.

Материал, из которого изготовлена рама, является самым важным показателем велосипеда и обуславливает его стоимость. Для современных велосипедов используют стальные, алюминиевые и карбоновые рамы.

Сталь чаще всего применяется для городских байков. Материал отличается высокой прочностью и стойкостью к механическим воздействиям. Недостатком стальной рамы является ее вес и слабая гибкость. Все это плохо сказывается на динамике велосипеда.

Карбон — углеродное волокно, которое используется для изготовления дорогих велосипедных рам. По сравнению с металлическими аналогами, карбоновые рамы отличаются особой прочностью, долговечностью, ударостойкостью, легкостью и маневренностью.

Важной частью велосипеда являются колеса. Они удерживают раму в вертикальном положении и за счет вращения приводят велосипед в движение. Колесо устроено довольно просто. Оно состоят из втулки, обода, камеры и покрышки.

Строение заднего колеса скоростного велосипеда

Камера (шина) — резиновое полое изделие, которое ложится на обод и накачивается воздухом. Сверху на камеру накладывается покрышка. Таким образом, единственным элементом камеры, который контактирует с «внешним миром», является ниппель, через который камера накачивается воздухом. Чтобы шина не повредилась об головки спиц, на внутреннюю часть обода накладывается резиновый флиппер.

  1. Слики и полуслики. Используются на шоссейных велосипедах, для ровных дорог.
  2. Дорожные. Имеет средний рисунок протектора. Подходят как для шоссе, так и для грунтовых дорог.
  3. Агрессивные. Имеют ярко выраженный рисунок протектора и предназначаются для горных дорог.
  4. Гибридные. Немного агрессивнее, чем дорожные покрышки, но не настолько проходимы как горные.
Строение вилки велосипеда

Управление велосипедом осуществляется через рулевой узел. Он состоит из таких элементов:

Строение вилки велосипеда не отличается особой сложностью. Вилка является промежуточным узлом между передним колесом и рулем. При помощи штока она устанавливается в передний стакан рамы. Руль вставляется вовнутрь вилки, а колесо крепится к ней через ушки ног (дропауты). Чтобы вилка свободно вращалась во время поворота, в стакан устанавливают рулевую колонку. В ее состав входят: верхняя и нижняя чашки, подшипники, а также фиксирующие кольца. Чашки или запрессовываются, или вкручиваются по внутренней резьбе стакана. Кольца устанавливаются на шток, который прочно фиксируется в рулевой колонке.

Руль состоит из двух элементов: горизонтальной трубы и вертикального штока (выноса). В зависимости от изгиба горизонтальной трубы, бывают такие виды руля велосипеда:

Вынос представляет собой промежуточную деталь между горизонтальной трубой руля и регулировочной трубой. Он обуславливает расстояние между рулем и рамой. Чем длиннее вынос, тем более горизонтальным будет положение велосипедиста во время езды. На велосипедах простой конструкции вынос не ставится.

Амортизация

  1. Пружинные.
  2. Пружинно-эластомерные.
  3. Воздушно-масляные.
  4. Пружинно-масляные.

Трансмиссия

  1. Каретка.
  2. Ведущие звезды.
  3. Шатуны.
  4. Педали.
  5. Цепь.
  6. Ведомые звезды.
  7. Переключатели скоростей.
  8. Монетки.

Шатуны призваны соединить каретку с педалями. Они могут крепиться на квадратное или шлицевое крепление. Шатуны идут в комплекте с передней звездочкой (или звездочками), которая крепится на одном из них (правом).

  1. Классические. Устанавливаются на любительские велосипеды. Зацепление обуви происходит сугубо за счет силы трения.
  2. Контактные. Имеют специальные вставки для контакта с велосипедной обувью.
  3. Экстремальные. Отличаются широкой поверхностью и вставками-фиксаторами.
  4. С ремешком.
  5. Мини-педали.

Задние звезды трансмиссии крепятся к задней втулке. Несколько задних звезд приходится на одну переднюю. Звезды малого размера отвечают за высокие передачи, а крупного — за низкие.

Тормоза

  1. Ободные (они же «Ви-брейковые» или «клещи»).
  2. Дисковые.
  3. Барабанно-втулочные.

Дисковый тормоз устроен более сложно. Он состоит из диска (тормозной поверхности, закрепленной на втулке колеса), калипера и привода (рычаг с тросиком). На калипере крепятся тормозные колодки, которые зажимают диск при нажатии ручки расположенной на руле. Дисковые тормоза более «отзывчиво» реагируют на нажатие рычага, так как их колодки имеют меньший ход. Такие тормоза могут быть как простыми механическими, так и более изощренными — гидравлическими.

Барабанно-втулочные тормоза являются пережитком прошлого, однако до сих пор устанавливаются на простые дорожные велосипеды. Барабан располагается прямо в задней втулке. При вращении педалей назад он разводит колодки, которые, вступая в контакт с рабочей поверхностью, останавливают колесо.

Это простейший элемент, но без него нельзя представить велосипед. Строение седла практически идентично для разных типов байков. Различия могут быть в форме, ширине, длине и мягкости. На спортивных велосипедах седла узкие, продолговатые и твердые. А на любительских, таких как складной велосипед «Стелс», к примеру, они широкие и мягкие. Некоторые модели дополнительно подпружиниваются снизу. Седло устанавливается на подседельный штырь, который заходит в одноименную трубу и зажимается специальным механизмом. Положение штыря в трубе обуславливает высоту посадки.

Как можно заметить, велосипед, строение которого мы сегодня детально рассмотрели, не так уж и прост. По описанной выше схеме работают все байки. И даже самые оригинальные конструкции велосипедов-самоделок отличаются от нее лишь наличием дополнительных элементов.

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.