Спортмастер колесо для велосипеда

Справка об авторе:

Эксперт PRO в «Спортмастере» по горным велосипедам c 2004 года. В первый велопоход пошел в возрасте 6 лет. Cтаж катания на горном велосипеде — 16 лет.

Фотография Лады Красавиной

Первая передача

Он дерзок, ему слегка за тридцать, он не боится сталкиваться с трудностями, его обожает активная молодежь. Имя ему — горный велосипед. Данные о времени изобретения этого вида велосипеда разнятся (1960–1980), но в 1990-м Международный союз велосипедистов уже официально признал маунтинбайк как отдельный вид спорта. Всего шесть лет потребовалось, чтобы он стал олимпийской дисциплиной — «проба колеса» прошла на Играх 1996 года в Атланте. И такую популярность среди профессионалов и любителей он обрел благодаря своей универсальности. Горный велосипед — самый универсальный из всего семейства. На нем можно ездить и по дорогам, и по бездорожью, с комфортом отдыхать и спортивно кататься.

В первую очередь, маунтинбайк — экстремальный вид спорта. Казалось бы, где экстрим — там и травмы. Но при правильном использовании велосипеда пользы от него несравненно больше, чем увечий. Катание на велосипеде полезно для сердечно-сосудистой системы человека. И, в отличие от бега, здесь нет ударной нагрузки на суставы, поэтому риск получить травму из-за слабой техники катания сводится к минимуму. А с правильной техникой можно кататься на большей скорости и на более дальние расстояния.

Главные преграды между вами и горным велосипедом — это страх перед новыми ощущениями и ваша нерешительность. Каких-либо физиологических ограничений нет, есть только соответствие поставленным задачам. Если у человека есть болезни сердечно-сосудистой системы, травмы позвоночника или другие специфические заболевания опорно-двигательного аппарата, нужно обязательно проконсультироваться с врачом.

Умный — в гору

Горный велосипед универсален и одновременно уникален. Даже опытному райдеру разобраться во всех тонкостях выбора маунтинбайка будет нелегко. Начнем с азов. Основных разновидностей горного велосипеда три, и различаются они типом амортизации. Бывают безамортизационные велосипеды, велосипеды с амортизацией на одно и на оба колеса.

  1. Ригид (от англ. rigid — твердый) — велосипед совсем без амортизации. Возникла эта разновидность самой первой, но сейчас она — редкость: такими делают самые недорогие горные велосипеды или велосипеды специализированных направлений (триал, стрит, туринг).
  2. Хардтейл (от англ. hardtail — жесткий хвост) — велосипед с подрессоренным передним колесом. Такой велосипед комфортнее и более управляем на кочках и ухабах.
  3. Двухподвес — велосипед, у которого подрессорены оба колеса. На нем значительно проще ездить по сильно пересеченной местности.

Ригиды и хардтейлы могут быть изготовлены и в более комфортной комплектации. В этом случае в подседельный штырь — трубку, на которой держится седло, — встраивают небольшой амортизатор. В отличие от двухподвеса, такой амортизатор не дает никакого преимущества в управлении велосипедом, но зато добавляет комфорта и дает возможность реже привставать на педалях при езде по кочкам.

За несколько десятков лет существования маунтинбайка было придумано немало его разновидностей на любой вкус и цвет:

Выбрать подходящий стиль можно только, начав кататься. Если изначально есть тяга к какому-то стилю, имеет смысл купить базовый байк для него, а потом модернизировать его или сменить при необходимости. Выбирая конкретную модель, стоит посоветоваться со знающим человеком — с уже катающимися друзьями или консультантом в магазине.

Велосипедный пазл

Несмотря на универсальность маунтинбайка, брать первую попавшуюся модель, конечно, неразумно — к выбору вашего железного напарника нужно подойти индивидуально. Профессиональный велосипед отличается от любительского, в первую очередь, выраженной специализацией. Разные стили катания — разные требования к компонентам велосипеда и разные правила выбора. Например, некоторые велосипеды сделаны только для того, чтобы ехать вниз — кататься на них в парке неудобно для велосипедиста любой подготовки. Спортивный велосипед для кросс-кантри имеет более растянутую посадку: на таких велосипедах может быть неудобно неподготовленным людям (особенно с лишним весом) — слишком большая нагрузка приходится на руки. Особое внимание стоит уделить комплектующим:

Рама велосипеда — это его основа. Именно рама, ее «геометрия», то есть длина и размер труб, а также углы, под которыми их соединяют, определяет назначение велосипеда и его поведение на трассе. Качество колес и покрышек также очень сильно влияет на поведение велосипеда, его надежность и скорость.

Хорошие тормоза необходимы для полного контроля над скоростью, так что чем быстрее собираетесь ездить, тем качественнее требуются тормоза. Три основных вида: ободные тормоза V-Brake, дисковые механические и дисковые гидравлические. Не менее важно качество работы амортизатора и возможность его настройки.

Важен и класс переключателей скоростей. От качества работы трансмиссии зависит плавность и надежность переключения. Но чаще всего переключатели, в отличие от остальных компонентов велосипеда, легко заменяются. Так что самыми важными параметрами трансмиссии являются жесткость шатунов и качество каретки, на которых они вращаются.

Хоть маунтинбайк и создан для людей, не боящихся экспериментов, возможности его не безграничны, поэтому стоит заранее продумать маршрут своей поездки. Чем сложнее маршрут, тем больше требований к надежности велосипеда. Чем больше крутых спусков, тем лучше должны быть тормоза. Чем больше резких изменений рельефа, тем лучше должна быть трансмиссия (для быстрого переключения скоростей). Если на трассе много неровностей, потребуются хорошая амортизация и крепкие колеса. Если предстоит длительная поездка по ровной дороге, то амортизация может только помешать.

Если хотите стать настоящим царем горы, не бойтесь тратить средства из казны. Велосипед — это, по сути, конструктор. Стоимость велосипеда складывается из стоимости его частей. Чем лучше сделана каждая деталь, тем она дороже и тем дороже велосипед. Конечно, на качество велосипеда влияет и тщательность подбора компонентов по совместимости, и качество сборки. Но это не означает, что недорогой велосипед будет плохим. Главное, чтобы он соответствовал своему назначению. Определились со стилем катания, выбрали подходящие компоненты — пора достать с чердака рулетку и весы. Ваш рост и вес — важные показатели при выборе маунтинбайка. Обычно каждая модель изготавливается в различных «ростовках» — под разный рост человека.

Общее правило для горного велосипеда гласит, что когда человек стоит на земле, а велосипед находится между его ног, то между телом и верхней трубой рамы должен быть запас по высоте около 7–10 сантиметров.

Однако сейчас для большей безопасности велосипеды делаются со специально заниженными рамами. Но если это стандартный велосипед, свою ростовку можно найти в таблицах соответствия роста размеру велосипеда. Но окончательное решение нужно принимать, только после тест-драйва. Если вес пользователя больше 80 килограммов, то стоит особое внимание уделить прочности колес. Для людей с весом больше 100 килограммов делают велосипеды с особо прочными компонентами.

В маунтинбайке правильнее разделять велосипеды на унисекс и женские. Мужская и женская анатомия несколько отличаются. Поэтому в женской версии незначительно занижена верхняя труба рамы, сама рама будет чуть короче, а седло — короче и шире. Правила подбора женских велосипедов почти ничем не отличаются от моделей унисекс. Но при выборе велосипеда с «дамской», сильно заниженной, рамой ориентироваться на зазор безопасности не имеет смысла. При выборе унисекс-рам, можно выбрать ростовку чуть ниже, чем подсказывает таблица. Ничто не мешает девушке кататься на велосипеде с классической рамой. Потому что исторически заниженная рама была придумана для катания в платье или юбке. Сейчас такая форма рамы — скорее, дань традиции.

Бренд играет важную роль не только в мире моды, но и в маунтинбайке. Существует огромное количество производителей велосипедов: от фирм, завоевавших мировую известность (Trek, Scott и др.) до фирм, делающих более доступные велосипеды (Stern и др.). К сожалению, существует и множество китайских компаний, выпускающих велосипеды для сетей супермаркетов или прячущихся за громкими брендами вроде Jeep. От приобретения таких велосипедов лучше воздержаться.

  1. Если вы новичок, то выбирайте не велосипед, а магазин. В хорошем магазине не только помогут с выбором, но и будут обслуживать по гарантии. Кроме того, качество велосипеда сильно зависит от качества финальной сборки в магазине, так что наличие собственного сервисного центра с квалифицированными механиками — огромный плюс. Конечно, желательно проверить велосипед перед покупкой, в том числе прокатиться на конкретном экземпляре. Но далеко не в каждом магазине есть такая возможность, так что это будет для вас дополнительным преимуществом.
  2. Не забывайте о собственной безопасности. К сожалению, пока по закону шлем не является обязательным для катания на велосипеде. Но, конечно, желательно надевать его при катании — особенно детям, даже если вы просто едете гулять в парк. Велоперчатки защитят руки от вибрации руля, от мозолей при длительном катании и от травм в случае падения. Наколенники же мешают вращать педали, поэтому их используют, только когда риск травмы высок — в даунхиле, фрирайде, дертджампинге и других экстремальных стилях.
  3. Будьте запасливы. Если вы отправляетесь на длительную прогулку, то минимальный набор, который имеет смысл брать с собой, — набор шестигранников, запасная камера или велоаптечка с заплатками для камеры, насос. Такой набор удобно положить в небольшую сумку под седло или в рюкзак. Обязательно берите с собой воду — велосипедисты теряют много влаги, а обезвоживание приводит к быстрой усталости и повышает риск получения травмы суставов.
  4. Бдительность не помешает. Лучшие способы избежать травмы — улучшать свою технику катания, всегда проявлять внимательность и трезво оценивать свои возможности.

Наконец, есть минимум три простых причины, по которым горный велосипед необходимо добавить в свою жизнь: он дарит радость от движения и скорости, он открывает для вас новые границы, и это просто весело.

Лично обратиться за советом к Сергею и выбрать подходящий горный велосипед вы можете в «Спортмастере» на Варшавском шоссе, 129А.

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.