Скоростная ручка велосипеда

Знать устройство велосипеда не только интересно, но и необходимо, например, чтобы правильно подобрать к нему запчасти или аксессуары. Если посмотреть на современный велосипед издалека, то может показаться, что он мало чем отличается от своего прародителя — те же два колеса, педали и руль. Однако,

технический прогресс и инженерная мысль шагнули за 100 лет так далеко, что при ближайшем рассмотрении велосипед сегодняшнего дня — например, горный — представляет из себя довольно сложный и насыщенный технологиями механизм.

Устройство велосипеда

РАМА ВЕЛОСИПЕДА

Рамы современных велосипедов изготавливают из различных стальных сплавов (HiTen, Cromo, Cr-Mo), сплавов алюминия (Al 6061, Al 7005, Al U6), реже титана, и в последнее время всё более широкое распространение получают рамы из полимерных материалов, например, карбона. Универсальные крепления на раме Чтобы смонтировать/закрепить на раме насос, флягу для воды и др. аксессуары используются крепления. На дорогих «продвинутых» рамах предусмотрены разьемы для крепления дисковых тормозов. Петух Петух это специальный металлический кронштейн, на который крепится задний переключатель. На «продвинутых» рамах петух обязательно съемный.

РУЛЕВАЯ КОЛОНКА

Руль велосипеда может быть прямым, выгнутым и шоссейным (бараньи рога). На прямой обычный руль часто устанавливают «рога» — ручки по краям. Грипсы Грипсы — это то, за что велосипедист держит руль — надеваемые на руль ручки для надёжного и комфортного хвата. Грипсы могут изготавливаться из резины, поролона, гелевых материалов и т.д. Вынос руля Вынос руля в большой степени определяет посадку велосипедиста, его расположение относительно рамы. Варьируя подъем и длину выноса можно занять как верикальную прогулочную, так и скоростную низкую (для меньшего сопротивления) посадку. Существуют модели выносов руля, которые можно отрегулировать «под себя» и «под ситуацию».

СИСТЕМА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ

Манетки (моноблоки) Своеобразным пультом управления велосипедом являются тормозные ручки и ручки переключения скоростей. Передний переключатель Передний переключатель обеспечивает переход цепи по звездам системы (педальный узел: шатуны, шестерни, каретка). С помощью системы тросов он подсоединен к моноблокам-манеткам. Передний переключатель отличается надёжностью и неприхотливостью. Задний переключатель Это устройство обеспечивает переход цепи на разные звезды кассеты (звёзды на втулке заднего колеса). Задний переключатель подсоединен к манеткам также с помощью тросов, но в отличие от своего переднего собрата, он в силу конструктивных причин более подвержен воздействию воды и грязи, поэтому требует внимания и ухода. Система тросов Тросики передают усилие от моноблоков (рук велосипедиста) к переключателям скоростей и тормозной системе. В современном велосипеде обычно установлено четыре троса: к заднему и переднему тормозам, к заднему и переднему переключателям скоростей. Существует модели тормозов, где тросы заменены на тонкие гидравлические шланги, в которых находится специальное масло, передающее усилие за счет давления поршня в моноблоках. Ролик заднего переключателя Это также сильно нагруженный внешними воздействиями элемент, требующий внимания, чистки и смазки.

СИСТЕМА ТОРМОЖЕНИЯ

Один из важнейших узлов велосипеда — тормоза. Существуют три основных вида систем торможения:

  1. тормоза на основе тормозного барабана — торможение начинается тогда, когда велосипедист крутит педали в обратную сторону. Часто применяется в самых обычных дорожных 1-скоростных велосипедах.
  2. ободные тормоза — тормоза клещевого типа, это V-brake или кантилеверные тормоза, зажимающие колодками обод колеса велосипеда и тем самым снижающие скорость его вращения.
  3. дисковые тормоза — тормоза, обеспечивающие торможение за счет сжатия колодками специального тормозного диска (как на схеме выше), закрепленного на втулке колеса (аналог мотоциклетных тормозов).

V-brake и дисковые тормоза по типу передачи усилия могут быть: обычными механическими (тросик оказывает воздействие на колодки), гидравлическими (жидкостная система) и гибридными.

СИСТЕМА АМОРТИЗАЦИИ (ПОДВЕСКА)

Колёса велосипеда крепятся к раме через вилки — переднюю и заднюю. Вилка бывает двух типов — амортизационная и жесткая. Жесткую вилку чаще ставят на велосипеды, нацеленные на высокую скорость — шоссейные-спортивные, туристические и спортивные трековые модели, а амортизационную вилку, напротив, ставят на горные велосипеды и гибриды, где максимальная скорость не так важна, поскольку амортизатор поглощает не только удары, но и часть энергии от педалирования, а кроме того придаёт конструкции лишний вес. Амортизационные вилки различают по длине хода (от 40 мм. до 300 мм.) и типу амортизирующего элемента — воздушные, маслянные, эластомерные и смешанные. Задний амортизатор Заднюю вилку оборудуют амортизатором для горных и некоторых туристических моделей. Установить задний амортизатор можно лишь на специальную раму, рассчитанную на это. Задний амортизатор также «сьедает» часть усилий велосипедиста и добавляет веса велосипеду, но даёт дополнительный комфорт на плохих и очень плохих дорогах.

СИСТЕМА

Системой называется совокупность комплекта передних звезд и шатуна. Обычно система состоит из трех, двух или одной звезды. У шоссейных велосипедов обычно две звезды: на 52 и 32 зуба. У горных велосипедов количество зубцов на звездах обычно 48, 38, 28 или 42, 32, 22. Некоторые системы снабжены пластиковым кольцом, предохраняющим одежду от попадания между зубьями и цепью. Шатуны Шатуны насаживаются на вал каретки (т.е. системы), а к шатунам крепятся педали. Педали Педали бывают двух принципиально разных типов — туклипсы (педали с ремешком для крепления ноги), обычная платформа, с которыми можно ездить в любой обуви; — и контактные педали, требующие специального крепления на велотуфлях. Последний тип педалей значительно улучшает эффективность педалирования, поскольку усилие передается не только при нажатии на педаль, но и при подьеме ноги — педаль пристегивается к ноге особым контактом на ботинках. Езда в велотуфлях требует определенного опыта. Цепь Цепь это самое нагруженное механическое устройство в велосипеде. Она постоянно подверженна износу и подлежит постоянному уходу, смазке и своевременной замене. Кассета Задний набор звездочек называется кассетой или трещёткой. У горных велосипедов количество зубьев на задних звездах обычно находится в промежутке от 11 до 34. Число зубьев на системе относительно зубьев на кассете называют «передаточным отношением». На современном велосипеде в кассете может быть от 6 до 10 звёзд. Большее количество звезд дает заметный прирост возможных передаточных отношений, что позволяет выбрать оптимальную передачу для любого уклона дороги, т.е. обеспечивает велосипедисту возможность забраться на очень крутой склон.

КОЛЁСА

Обод колеса От прочности обода зависит долговечность колеса в целом и, во многом, скорость велосипеда. Для горного велосипеда стандартный диаметр колеса 24-26″ (но есть модели и с 28«), для шоссейного или гибрида — 28 дюймов. Покрышка От покрышки напрямую зависят скорость и устойчивость велосипеда на разных типах дорожного покрытия. Покрышки различают по плотности резины, виду протектора и ширине. Покрышки без протектора или с маловыраженным рисунком называют «слик», с чистым верхом, но боковыми шипами — «полуслик» и, наконец, «шиповка» — у которых рабочая поверхность имеет ярко выраженный протектор (покрышки для горных велосипедов). Втулки колеса Это закрытый от грязи и влаги подшипниковый узел, который обеспечивает вращение колеса, путём передачи усилия через спицы («держит» спицы). Втулки подвергаются большим нагрузкам, поскольку на них и приходится вес велосипеда и седока. Существует множество видов втулок, рассчитанных на разные нагрузки, разные типы тормозов и разное число спиц. Спицы Спицы являются очень уязвимым элементом велосипеда — помимо условно статической нагрузки от веса байка и велосипедиста, они постоянно подвергаются ударам на дорожных неровностях. Обычно колеса спицуют накрест («в три креста») или радиально («солнышком»). Для горного велосипеда наиболее распространена спицовка 32-мя или 36-ю спицами на 3 «креста». Ниппель Простой механизм, через который происходит накачивание камеры, и который удерживает в ней воздух. В современном велосипеде используются автомобильный тип и велосипедный тип ниппеля (специализированный высокий нипель «френч»).

СЕДЛО И ГЛАГОЛ

Седло Часть велосипеда, на которой сидит велосипедист вро время поездки. Правильный выбор седла под индивидуальный стиль катания крaйне важен. Шоссейные седла узкие и длинные, седла для горных велосипедов более широкие, а у городских велосипедов они очень широкие, подпружиненные, ориентированные на полностью вертикальную посадку. Существует разделение на мужские и женские сёдла. Материал: кожа, кожзам и т.д. Подседельный штырь — глагол От высоты подседельного штыря прямо зависят посадка велосипедиста и расстояние ног до земли. Подседельные штыри бывают: * жесткие — алюминиевая, стальная или углепластиковая трубка с креплением для седла * и амортизационные (с пружиной). Эксцентрик Подседельный хомут — зажимает подседельный штырь в раме. Бывает конструктивно выполнен с эксцентриком или на обычном болте (дешевые модели).

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.