Складной велосипед в электричке
18 января 2013, Константин Шемяк
Как можно провозить велосипед в транспорте Финляндии?
Поезда
Поезда в Финляндии бывают нескольких типов:
Пригородные (lähijuna, аналог электричек)
В этих поездах провозить велосипед разрешается, за исключением времени с 7 до 9 и с 15 до 18. Провоз велосипедов бесплатный при выполнении двух следующих условий (спасибо АК за уточнение):
- велосипеды в электричках провозятся бесплатно в пределах «зоны HSL» (Helsinki, Vantaa, Espoo, Kauniainen, Kirkkonummi, Kerava). Эта зона обведена коричневым пунктиром на схеме:
- При этом провоз бесплатный только если билет на человека куплен у HSL. То есть, либо это должен быть проездной (matkakortti), либо куплен в автомате как на фото:
Если же Вы покупаете билет прямо в поезде у кондуктора, в железнодорожных кассах на станции, или в зелёном автомате от VR — вот в таком:
— то за велосипед придётся заплатить, на 2011 год — 4.20€. Как и раньше, провоз велосипедов (кроме складных) в электричках запрещён во время с 7 до 9 и с 15 до 18. На одной из станций эти два разных типа автоматов стоят рядом:
Для приезжего эти правила, прямо скажем, запутанные; но нововведение, очевидно, предназначено для людей с велосипедом, ездящих по проездному. Иначе им приходилось каждый раз покупать отдельный билет на велосипед.
В более новых пригородных составах есть специальное отделение для велосипедов, вот такое:
Вагон, в котором эти велосипедные места, помечен соответствующими значками на дверях. В «старых» поездах специального места нет, удобного тоже нет. Но (за исключением времени 7-9 и 15-18) провоз разрешён. А вот схема всех остальных, междугородных поездов:
Междугородные «обычные» и местные (pikajuna, taajamajuna).
В них велосипеды можно провозить в багажном вагоне, если таковой имеется. Наличие его отмечено в расписаниях. Нужно подъехать к этому багажному вагону, и кондуктор заберёт велосипеды (можно помочь их поднять). Стоимость провоза — 9 евро, если билет куплен заранее, 10 у кондуктора при посадке. Это единственный тип поездов, принимающий к перевозке тандемы (за двойную цену).
Междугородные скорые InterCity (IC и IC2).
В этих поездах, в двухэтажных вагонах, есть специальные места-крючки для велосипедов. Их всего по три в вагоне, и такой вагон может быть один на весь поезд. Стоимость провоза такая же как в обычных междугородных, 9/10 евро. Крючок закрывается на замок монетой 50 центов (возвращается, когда замок открывается). Велосипедные билеты нужно покупать заранее! Во-первых, летом они легко могут оказаться все раскуплены. Во-вторых, кондуктор не подключён к системе их резервации, и даже если Вас пустят на свободное место и возьмут 10 евро, то на следующей станции могут войти велосипедисты с настоящими велобилетами на эти места, и Вам придётся выходить. В третьих, велобилет действует на весь маршрут, если в нём есть пересадки, а кондукторам придётся платить в каждом поезде заново. Если кассы закрыты, то билеты на себя и на велосипед можно купить в автоматах или по Интернету. Также билеты продают кондукторы прямо в поездах (с доплатой 5€), но велосипед, как сказано выше, они имеют право вообще не пустить.
Самые быстрые поезда Pendolino.
В них провоз велосипеда не разрешается. Лишнего места там нет. Если велосипед частично разобран и во что-нибудь упакован, то можно думать, что он превращается в обычный багаж. Я не знаю, прописано ли чёткое ограничение на размеры. Могу сказать, что если снять только переднее колесо и положить то, что получилось, в распространённый в России велочехол, то оно не поместится на довольно узкую верхнюю полку, а между креслами и в проходах места нет — почти как в салоне самолёта. Однажды мне пришлось ехать поездом Пендолино, и я наполовину разобрал велосипед: снял оба колеса, багажник, руль и седло, обернул то, что получилось, палаткой. Такой «багаж» поместился под столик у места для инвалидных колясок. Но если бы это место было занято тем, кому оно полагается — приткнуться было бы некуда. Кроме того, правило — «провоз велосипеда не разрешён» — прописано явно, отношение к правилам в Финляндии обычно гораздо более строгое, чем в России, и я легко представляю себе ситуацию, когда такому «багажу» будет отказано в поездке.
Официальная информация, полное расписание и система покупки билетов есть (на русском и английском языках имеются не все страницы). Начиная с 2012 года, билеты на велосипед в поезда IC/IC2 тоже можно купить через интернет.
Складные велосипеды
Железная дорога летом 2010 года добавила явные правила: во всех поездах провоз складных велосипедов разрешён и бесплатен. В случае перевозки их на верхней багажной полке, велосипед должен быть в чехле. Если велосипед не помещается на верхнюю полку (а она маленькая — не каждый складной поместится) либо не имеет чехла, он должен провозиться в багажном отсеке в пригородных поездах и в тамбуре в местных.
Автобусы
В городских автобусах (без багажного отделения) провоз велосипеда не разрешён, по крайней мере в Хельсинки. Пустого места в салоне автобуса нет, велосипед перегородит весь проход, так что правило совершенно разумное.
В пригородных или междугородных автобусах — там, где есть багажные отделения — провоз велосипедов разрешён, упаковывать не требуется. Плата зависит от расстояния и от компании-перевозчика; кажется, последний раз я заплатил 8 евро за проезд около 150 километров. Может случиться так, что в багажном отделении нет места, но это маловероятно, часто остаются свободными целые отсеки. На большинство маршрутов билеты на людей — но не на багаж — можно купить заранее .
Метро в Хельсинки
В метро Хельсинки провоз велосипедов разрешён, хотя и с оговоркой «если для велосипедов есть место». Мало того, за них не надо дополнительно платить. На практике в самые загруженные часы, примерно вокруг 8-9 и 16-17 по рабочим дням, народу в метро много (хотя и не по российским меркам), и соваться в вагон с байком не стоит. К тому же длина ветки метро — всего 16 километров. С велосипедом не разрешается спускаться на эскалаторе. Нужно использовать лифты (они же обязательны для собак и детских/инвалидных колясок).
Источник:
Материал опубликован с любезного разрешения автора — Константин Шемяк: