Складной велосипед для города

Многие морщат нос, когда слышат о складных велосипедах, не находя в их рамах с крепежами и защелками и миниатюрных колесах изящества и комфорта всем привычных «железных конях». И правда: фиксы, городские ретробайки и круизеры выглядят довольно эстетично, да и преодолевать на них долгие расстояния будет удобней. Но в неприспособленной к велосипедам Москве полностью заменить транспорт это средство передвижения не может. Да и оптимальная для катания погода стоит здесь максимум полгода; все остальное время за неимением балкона или гаража двухколесный друг является не самой удобной вешалкой для одежды, которая то и дело норовит завалиться на бок. Тогда как фолдер (так еще называют складные велосипеды) выгодно отличается от своих стандартных собратьев компактностью хранения и портативностью.

История складных велосипедов

1878 год


Первый складной велосипед-тандем, вероятно, был изобретен Жюльеном Саймоном и Виктором Дюссо из Парижа. В своей заявке на патент от 1895 года они описали, как обычные складные велосипеды могут быть преобразованы в тандем при помощи соединительных деталей.

Велосложение: Путеводитель по складным велосипедам — зачем они нужны и как их найти. Изображение № 14.

1. Нижние чины пехотных войск, назначенные для службы, на самокатах, 1892 год, Россия. 2. «Велосипед капитана Жерара» стал первым складным велосипедом, выпущенным большим тиражом. 3. Военнослужащие самокатной части с велосипедами Peugeot. Такие велосипеды были на вооружении самокатных подразделений русской армии. В сложенном состоянии могли переноситься за спиной самокатчика на ремнях.

Складной велосипед марки Faun был произведен в Англии в 1896 году. Помимо складывающейся рамы, у него также складывался и руль. Новшество придумал Уильям Кроу, который и запатентовал его в 1899-м.

The Dwyer Folding Bicycle — складной велосипед американского происхождения, который вышел в 1897 году в двух вариантах: для мужчин и женщин.

В конце 1890-х во многих других странах появились производители складных велосипедов военного назначения: Styria (Австрия), BSA, Dursley-Pedersen (Англия), Seidel & Naumann (Германия), Fongers, Burgers (Голландия), Bianchi (Италия), Katakura (Япония) и другие.

Велосложение: Путеводитель по складным велосипедам — зачем они нужны и как их найти. Изображение № 20.

1. Burgers ENR Wagtendonk 1910 года выпуска. 2. Он же в сложенном виде. 3. Голландский компактный велосипед Fongers 1909 года имеет довольно актуальный дизайн на сегодняшний день. Однако в свое время он не отвечал военным требованиям и не сыскал популярности. 4. Bianchi Militare Brevettato использовался итальянскими стрелками Королевского пехотного полка в самых разных местах: от Альп до пустынь. 5. Элитный итальянский военный корпус, который использовал их, назывался Bersaglieri (велосипед конной пехоты). Эти бойцы пользовались уважением во всем мире.

1899 год

Легендарный итальянский велосипедный производитель Bianchi также выпустил складную версию велосипеда — Militare Brevettato, которая хорошо зарекомендовала себя в бою. До Первой мировой войны Bianchi произвели около сорока пяти тысяч велосипедов. Они имели крепление для винтовки, пулемета или миномета.

Dursley Pedersen Cantilever Gents 1903 года с его необычным дизайном оказался слишком дорогим, поэтому он так не был принят на вооружение: в то время как BSA можно было купить за три фунта, самый дешевый D-P стоил 17 фунтов — поездка на этом велосипеде стала привилегией богатых. А теперь эта модель является одним из самых желанных объектов для коллекционеров.

Первый военный складной велосипед в Российской Империи был изготовлен в Риге на фабрике велосипедов и автомобилей «Россiя» Александра Лейтнера. Велосипед выпускался с 1914-го по 1917-й по заказу русской армии и должен был отвечать ряду требований — быть легким, прочным, удобным в эксплуатации и ремонте, быстро складываться. По многим параметрам эта модель превосходила уже стоявший на вооружении французский велосипед «Пежо» капитана Жерара.

В 1939 году французский профессор физики А.Ж. Марселан совместно со своим коллегой Ж.Б. Перреном (нобелевским лауреатом по физике за 1926 год) разработал и запатентовал несколько моделей велосипедов с разборной рамой и складным рулем под маркой Le Petit Bi. Так одним из первых складной велосипед получил колеса небольшого диаметра. Идею быстро подхватили другие производителей, в частности, в Англии.

Велосложение: Путеводитель по складным велосипедам — зачем они нужны и как их найти. Изображение № 28.

1. Le Petit Bi. 2.Схема устройства велосипеда Le Petit Bi из приложения к патенту 1939 года. 3.Французский художник-авангардист Ф. Пикабиа, который был дружен с физиками-изобретателями, на велосипеде Le Petit Bi, 1940 год. 4.Писатель и драматург Жан-Поль Сартр, который также дружил с упомянутыми выше Марселаном, Перреном и Пикабиа, на велосипеде Le Petit Bi. 5.Выдержка из статьи: «Морская пехота „Дяди Сэма“ участвует в зрелищных испытаниях новой тактики — прыжках с парашютом вместе с велосипедом Compax от Columbia. Сложенный велосипед собирается в течение нескольких секунд, и боец уже готов к молниеносному маневру». 6.Гражданская версия велосипеда Compax.

19501960

Велосложение: Путеводитель по складным велосипедам — зачем они нужны и как их найти. Изображение № 30.

1970-e

Велосложение: Путеводитель по складным велосипедам — зачем они нужны и как их найти. Изображение № 33.

Bickerton Portable

Велосложение: Путеводитель по складным велосипедам — зачем они нужны и как их найти. Изображение № 34.

1. «Итальянец» Formicone с характерными чертами раннего BMX. 2. Довольно заурядный немецкий «складник» Staiger-Record из 1970-х. 3. Японский компакт Picnica от Bridgestone. 4. Реклама бразильского велосипеда Caloi 1972 года. 5. Реклама складного велосипеда Gazelle Kwikstep 1970-х годов.

Велосложение: Путеводитель по складным велосипедам — зачем они нужны и как их найти. Изображение № 35.

1. Puch Pic-Nic — прообраз многих велосипедов 1970-х. 2.Велосипед «Кама» — рисунок из рекламной брошюры. 3. «Кама» в игре GTA San Andreas добавляется при установке специального патча. 4."Аист" минского завода «Мотовело» — конструктивно полная копия "Десны«. 5. Велосипед «Десна».

1980-e

Велосложение: Путеводитель по складным велосипедам — зачем они нужны и как их найти. Изображение № 37.

Слева: Эндрю Ричи позирует со своим детищем — Brompton. Справа: первый прототип марки Brompton конструкцией напоминает французский Le Petit Bi конца 1930-х и Bickerton 1970-х.

Велосложение: Путеводитель по складным велосипедам — зачем они нужны и как их найти. Изображение № 38.

Слева: Доктор Хон со первой моделью складного велосипеда, названного Da Bike. В 1982 году он и подумать не мог, что его компания захватит 60% мирового рынка складных велосипедов. Справа: Dahon-Mu, выпущенный лимитированным тиражом к 25-летнему юбилею компании.

Велосложение: Путеводитель по складным велосипедам — зачем они нужны и как их найти. Изображение № 39.

Слева: Марк Сандерс и его Strida. Справа: велосипед Strida 5

Велосложение: Путеводитель по складным велосипедам — зачем они нужны и как их найти. Изображение № 40.

Как покупать складной велосипед

Такого выбора в Москве пока нет. На фотографии — сетевой лондонский веломагазин. Изображение № 41.

Такого выбора в Москве пока нет. На фотографии — сетевой лондонский веломагазин

Стоит посерфить Ebay (как американский .com, так и британский .co.uk). Доставка велосипедов worldwide (то есть по всему миру) там — редкость. Ее предлагают корейцы и китайцы, чтобы впарить свои фолдеры сомнительного происхождения. Обычно же у велосипедов в графе «Shipping» стоит пометка Pick up only или USA/UK Only. Здесь стоит включить все свое обаяние и знание языка Шекспира, чтобы правдами и неправдами уговорить отправить его в Россию. Вероятность того, что они согласятся тащить его на почту не велика, но, если повезет, за негабаритную посылку вам придется отдавать минимум 100 долларов. Есть также вариант уговорить продавца на то, что вы сами организуете курьерскую доставку. То есть вы должны позвонить или написать в местные офисы DHL, EMS, Fedex, TNT, XDP-Express и объяснить ситуацию, что надо забрать такой-то груз из такого-то города и доставить его к вам. Но это всегда очень дорого для покупателя из СНГ и связано с большими таможенными расходами. Также можно получить груз через посредников вродеshipto.comиalfaparcel.com, которые выкупят товар, упакуют и переправят его по вашему адресу. Соответственно, им придется отдать еще 10–20% стоимости, не считая суммы за пересылку. Итого за 300-долларовый велосипед весом 12 килограммов придется переплатить около 170 долларов.

У нас есть в продаже разные велосипеды — Strida, Shultz, Dahon, но пока ни на те, ни на другие нареканий нет. Мы довольно давно этим занимаемся, и ни одного гарантийного или негарантийного случая не было: ни проблем с крепежом, ни с защелками, ни с элементами складывания в рулевом стакане. Вообще, если брать нормального качества велосипед, он прослужит долго. Но за фирмы типа Smith, Forward я отвечать не берусь.  

3 обладателя складных велосипедов делятся впечатлениями от езды на своем транспорте:

Мой друг со мной четыре года. За это время я научился сам менять камеру, пару раз полностью его перебирал. Сейчас надо менять рукав троса смены передач и пару спиц на переднем колесе. Техобслуживания я пока не нашел, да особо и не искал. Все сам. Сам велик встречался мне в городе буквально пару раз. Так что вещь в Москве все еще редкая. Из-за этого возникает проблема запчастей, приходится заказывать по интернету или просить друзей привезти детали из-за границы, которая нам помогает и в этом деле«.

Потом я поменял руль на более агрессивный V-образный, обвесил его мягкими пэдами из кожзама, как на олдскульных BMX, светом от Shimano. В общем, много всего… Пришлось прилично вложиться. Заказывал некоторые вещи на Ebay — пришли аксессуары, которые пылились с 1980-х на складах, все с этикетками — настоящий винтаж.

Велосложение: Путеводитель по складным велосипедам — зачем они нужны и как их найти. Изображение № 46.

Последний раз, когда я решил приобрести новый велосипед, вопрос «Каким он должен быть?» у меня не стоял. Мне просто нравится формат складного велосипеда. Помимо функциональности и удобства, я считаю его очень стильным — сразу выделяешься на дороге… На сборку из сложенного состояния у меня не уходит более минуты. Конструкция предельно простая и удобная в обращении. Кстати, вот ролик, где парень делает это за пару секунд.

«Складник» с 20-дюймовыми колесами — идеальный велосипед в условиях города, где так много машин, людей, бордюров, переходов. Он отлично вмещается в багажник «Гольфа», с ним мне открыт доступ в общественный транспорт. Тем, кто хочет серьезно кататься, гонять, прыгать такой велосипед, конечно, не подойдет. А вот функцию вальяжного катания по центру в компании друзей он выполняет на все 100%.

10 современных складных велосипедов

Brompton — самый крупный британский производитель велосипедов, продукция которого стабильно занимает первые места во многих обзорах «складников». Названия его моделей состоят из двух букв и цифры между ними — они говорят о типе руля, количестве передач и прочих наворотах. Например, типовой код «М3R» говорит о классическом руле «M», трех скоростях и задней подвеске (Rack). У моделей с использованием титана добавляется «X» в конце.

Велосложение: Путеводитель по складным велосипедам — зачем они нужны и как их найти. Изображение № 52.

Moulton — «Роллс-Ройс» семейства компактных велосипедов. Они собираются вручную в Уилтшире (Англия). Рама оригинального дизайна доктора Алекса Мултона выдержала испытание временем и в последней линейке New Series получила переднюю и заднюю подвеску. Велосипед не является складным, а лишь разделяется на две части, поэтому он не настолько удобен, как другие. Главный его недостаток: за деньги, которые просит за него производитель, можно купить новую Daewoo Nexia.

Велосложение: Путеводитель по складным велосипедам — зачем они нужны и как их найти. Изображение № 58.

Bike Friday — велосипеды родом из города Юджин (штат Орегон, США). Дизайнеры компании вышли из гоночной тусовки, и их продукт отличается превосходной производительностью. Они уверяют, что их компактный велосипед рассчитан на серьезные расстояния и нагрузки, и при этом он позволит не доплачивать за перевес багажа в аэропорту.

Велосложение: Путеводитель по складным велосипедам — зачем они нужны и как их найти. Изображение № 64.

Halfway уже считается современной классикой. Велосипед сделан на базе разработки Майка Барроуза — именитого дизайнера велосипедов из Англии, а произведен в Тайване компанией Giant. Агрегат имеет одностороннюю жесткую вилку и 20-дюймовые колеса. Однако поговаривают, что для фолдера он все-таки тяжеловат.

Велосложение: Путеводитель по складным велосипедам — зачем они нужны и как их найти. Изображение № 70.

Mobiky — разработка французских инженеров, датируемая 2003 годом. Гиковский велосипед оборудован небольшими колесами с диаметром 12,25 дюйма, двойным редуктором и планетарной втулкой на три скорости. Велосипед едет гораздо лучше и быстрее, чем можно предположить. Однако он вовсе не легкий (14,1 кг) и складывается в довольно громоздкую конструкцию.

Велосложение: Путеводитель по складным велосипедам — зачем они нужны и как их найти. Изображение № 76.

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.