Система велосипеда shimano

Sram-Shimano-Logo-MTB

Приветствую.

Наверняка, даже у тех, кто вообще не интересуется технической частью велосипеда всё-равно на слуху такие слова как Shimano (Шимано) и Sram (Срэм/Срам), а всё потому, что именно эти 2 производителя делают наибольшее число велокомпонентов. Те, кто читали предыдущую статью (История велосипедных компаний), знают, что есть ещё третий крупный производитель — Campagnolo, но, т.к. данный производитель не производит МТБ оборудование, и вообще встречается довольно редко в магазинах, которые продают велосипеды в России, рассматривать мы его не будем. Многие задаются вопросом, а что же лучше, Shimano или Sram, в чём вообще отличия между этими производителями, совместимы ли они между собой, какой класс оборудования одного производителя соответствует классу другого, и совместимы ли компоненты разных классов. Во всех этих вопросах поможет разобраться данная статья. В статье будут рассмотрены две группы — MTB (для горных велосипедов) и шоссе (для шоссейных велосипедов и циклокроссовых), так как обе группы довольно объёмные, то статья будет разделена на 2 части. Это часть 1, МТБ.

При рассмотрении линейки оборудования будем идти от меньшего, к большему.

Shimano Tourney.

Shimano Tourney

Данное оборудование ставится на самых дешёвых велосипедах, оно тяжёлое и громоздкое. По надёжности данных компонентов существует много мнений, где то пишут, что это выставочный образец, и он вообще не пригоден для катаний, я же лично накатал не одну сотню километров с человеком, у которого стоял задний переключатель Tourney, с которым, спустя больше 1000 км наката, ни разу не перенастраивав его, велосипед и был продан. Не плохой такой выставочный образец 🙂 . Да, оборудование довольно часто лажало, переключало не быстро, но в качестве прогулочного оборудования — вполне сойдёт, катать на нём кросс кантри я бы не советовал, оно на это не рассчитано. Задние переключатели этой группы имеют 2 разновидности. Первый имеет встроенный «петух», по-этому, в случае выхода из строя заднего переключателя, поменять его на переключатель более высокого класса вряд ли получится, обычно это велосипеды ценой до 10 000 рублей. Второй ставиться на «петух», и в том случае если вы его сломали, или понимаете что «выросли» из него, можно поставить что-то классом выше.

Назначение — прогулки по городу.

Shimano Acera.

Shimano Acera

3×9 скоростное оборудование. Каретка, аналогично Tourney, используется «под квадрат». Тормозные ручки подходят для V-Brake и механических дисковых тормозов. Обычно устанавливается на бюджетные велосипеды прогулочного типа, для бездорожья использовать можно, но c минимальной агрессивностью.

Назначение — прогулки по городу, прогулки по пересечённой местности.

Shimano Alivio.

Shimano Alivio

Оборудование любительского класса, как и Acera 3×9 скоростное. Каретка уже используется Octalink, в сравнении с квадратом эта система более жесткая, что позволяет ей передавать большую нагрузку от педалей к цепи за счет меньшей деформации. Тормозные ручки, как и в Acera подходят под V-Brake и механические дисковые тормоза. Оборудование относительно надёжное, можно использовать для туризма, и Alivio более эргономичное нежели Acera, имеет чуть лучшую защиту от грязи, вполне можно использовать на бездорожье.

Назначение — прогулки по пересечённой местности, туризм.

Shimano Deore.

Shimano Deore

Оборудование уже идёт 3×10 скоростное, крепкий середнячок, совместно с Alivio используется в большинстве велосипедов стоимостью в районе 20 000 рублей. В данном оборудование и выше применяется уже каретка HollowTech II (шатуны интегрированы с осью каретики) которая более лёгкая чем предыдущие и более прочная, тормоза доступны как механика, так и гидравлика. Оборудование надёжное, крепкое, подходит для езды по бездорожью, выдержит даже участие в соревнованиях, идеально подходит для каждодневного использования. Обладает не высокой ценой, по-этому востребовано среди тех людей, которые не страдают технозадротством и не собираются покорять какие то веловершины. Начиная с этой группы и выше используется технология Dyna Sys, суть которой заключается в более быстром и плавном переключении, а так же использованию других передаточных отношений, что позволяет переключаться передними звёздами реже, используя чаще заднее переключение. Главным недостатком Deore, в сравнении с оборудование более высокого класса, является его вес, оборудование довольно тяжёлое.

Назначение — прогулки по пересечённой местности, соревнования любительского уровня, туризм.

Shimano Deore M610.

Shimano Deore M610

Новая группа от Shimano. В отличии от обычного Deore, групсет немножко полегче (грамм на 50), задний переключатель, как и переключатели всех более старших групп, оснащён технологией Shadow +, смысл которой заключается в том, что на заднем переключателе стоит рычажок для блокировки, который уменьшает амплитуду колебаний переключателя, чтобы цепь не билась о «перо». Так же, в отличии от обычного Deore здесь используется либо тройная система с другими (чуть меньшими) звёздами, либо система «дабл» (2×10). Задний переключатель, как и во всех старших группах имеет версию как с короткой, так и с длинной лапкой, что позволяет выбрать более подходящий переключатель под конкретную кассету, тем самым сэкономить немного веса. Данная группа идеальна для начинающих велосипедистов, в ней есть практически всё, что есть в более старших группах, и основной недостаток этой группы, это её вес.

Назначение — прогулки по пересечённой местности, соревнования любительского уровня, тренировки.

Shimano Zee.

Shimano Zee

Возьму описание от Шимано. Zee предназначена чтобы сделать переход в мир даунхила и фрирайда более доступным. Это десятискоростная группа, в ней использованы технологии ICE Tech и Shadow Plus. Shimano называет ее соединяющей группой для привлечения новых людей в даунхилл/фрирайд и судя по всему будет интересной для всех, вплоть до самых заядлых фрирайдеров. По сути этот тот же Deore, только дополненный другими размерами под каретку и имеющий бОльшую прочность за счёт различных вставок.

Назначение — для даунхила и фрирайда начального уровня.

Shimano SLX.

Shimano SLX

Оборудование высшего любительского класса, или начального профессионального, кому как больше нравится, данное оборудование часто называют «полупро». SLX, как и Deore M610, имеет 2(3)х10 скоростную трансмиссию. Оборудование имеет очень высокую прочность и надёжность, долговечность, чёткое переключение, оно заметно легче, нежели Deore, но и цена заметно выше. В отличии от младших групп, здесь используются уже только гидравлические дисковые тормоза, никакой механики. Идеальный вариант для увлечённых любителей, оборудование выдержит практически любые условия, выбор для тех, кто хочет купить один раз, и не думать о замене несколько тысяч км, только немного подстраивая каждые 2-3 тыс. км и меняя тросики с рубашками.

Назначение — соревнования любительского уровня, тренировки, даунхил.

Shimano XT.

Shimano XT

Профессиональное оборудование. Имеет очень высокую надёжность, низкий вес и высокую точность переключения, не требует перенастройки длительное время, включает в себя самые современные технологии. По возможностям это оборудование аналогично SLX. В данной группе так же доступны колёса в сборе. Обычно используется очень увлечёнными любителями и профессионалами для тренировок, без проблем выдерживает любые нагрузки (предназначенные для данного оборудования). Имеет весьма высокую стоимость, по-этому, покупать оборудование данного класса для любительских катаний смысла нету, но если очень хочется и финансы позволяют, то почему бы и не купить 🙂 .

Назначение — гонки кросс-кантри, тренировки.

Shimano Saint.

Shimano Saint

Профессиональное оборудования для фрирайда и даунхила. По качеству исполнения это тот же XT. В оборудовании данного класса используются компоненты из более прочных материалов. Используются тормоза с улучшенным теплоотводом, используется трансмиссия 1×10 передач, гидролинии с повышенной жёсткостью.

Назначение — профессиональный фрирайд и даунхил.

Shimano XTR.

Shimano XTR

Профессиональное оборудования для соревнований. В данном оборудовании используются самые передовые технологии и материалы (титан, карбон и т.д). Всё делается для максимального уменьшения веса без потерь в надёжности. XTR обычно не используют для обычных покатушек или тренировок из-за его очень высокой стоимости. Повторюсь ещё раз — это соревновательное оборудование, для тех, кому важны даже секунды выигрыша.

Назначение — гонки кросс-кантри, соревнования мирового уровня.

Оборудование Sram имеет похожую классификацию и назначение, отличается оно немного другой эргономикой и работой, Shimano работает более мягко и плавно, Sram более резок. Ещё, практически всегда, в одной и той же группе Sram будет немного легче. При этом ремонтопригодность у Shimano заметно выше. Дабы не писать одно и тоже, просто напишу примерное соответствие групп Sram к группам Shimano:

  • Sram X.3 — Shimano Altus
  • Sram X.4 — Shimano Acera
  • Sram X.5 — Shimano Alivio
  • Sram X.7 — Shimano Deore-SLX
  • Sram X.9 — Shimano XT
  • Sram X.0 — Shimano XTR

Так же в оборудовании Sram можно встретить такие группы как XX, X1, X01 и XX1, давайте попробуем разобраться, что же это за группы.

Группа Sram XX — топовая группа Sram, в ней используется керамика, магний, карбон, титан, имеет наивысшую точность, оборудование ТОП класса, правда и стоимость этого оборудования очень высокая (дороже чем Shimano XTR). Группа для соревнований мирового уровня.

Х1, Х01 и ХХ1 — цифра 1 в данном случае обозначает, что вместо 2-3 звёзд спереди используется всего одна, что позволяет отказаться от переднего переключателя. В группу Х1 входит только передняя звезда с шатунами, уровня Х.9, Х01 и ХХ1 это целые групсеты, в них используются специфические барабаны, используются кассеты из единого куска стали, имеющие разброс звёзд 10-42, соответственно Х01 — уровень Х.0, ХХ1 — уровень ХХ.

По-поводу совместимости оборудования.

1. Барабаны под кассету на 9, 10 и 11 ск — одинаковые (ну кроме тех, что используются под Х01 и ХХ1), и подходят как под кассеты Shimano, так и под кассеты Sram. Кассеты одного производителя подходят и к другому, по-этому не важно какую кассету Вы возьмёте, Shimano или Sram, главное чтобы она была под нужное Вам количество скоростей, причём даже не важно, шоссейная это будет кассета или МТБ, по сути они отличаются только весом и разным набором звёзд. С цепью тоже самое, не важно какого производителя Вы выберете, главное чтобы цепь была на то же количество скоростей, что и кассета. Системы так же универсальны, нужно смотреть только чтобы система была совместима с переключателем, будь то «дабл» или «трипл», в теории даже можно поставить систему XTR дабл, левую манетку Deore дабл, а кассету и задний переключатель Acera :).

2. По-поводу манеток и переключателей нужно прежде всего так же смотреть на количество скоростей. Манетки одного производителя на 9ск будут работать с любыми переключателями этого же производителя на 9ск. Переключатели на 9ск будут совместимы с любой кассетой на 9ск, при условии, что у переключателя хватит «ёмкости». Ёмкость заднего переключателя — это сумма разниц размеров звезд в системе и в кассете, например:

— система 50×34 — разница 16 «зубов»;

— кассета 11×36 — разница 25 «зубов»;

— ёмкость заднего переключателя 41 «зуб».

Задние «манетки» и переключатели Shimano и Sram не совместимы между собой из-за разного передаточного отношения натяжения тросика. Передние «манетки» и переключатели совместимы, и у Shimano и у Sram используется равное передаточное отношение натяжения тросика.

3. 9-скоростная система с 9-скоростным переключателем в 99% случаев будет работать с 10-скоростными «манетками». 9-скоростные задние переключатели SRAM работают с задними 10-скоростными «манетками» Шимано.

Самое главное, не забывайте о таком понятии как «групсет», вся ваша трансмиссия, будет работать так, как работает младший компонент, и пусть у Вас будут манетки XT, система и кассета XT, но при этом переключатели будут стоять Deore, вся Ваша трансмиссия будет работать как Deore, с той разницей, что она будет легче.

Самыми важными компонентами системы являются несомненно манетки (шифтеры) и переключатели, именно от них зависит точность и качество переключения, многие производители часто пытаются сэкономить, и ставят например задний переключатель XT на манетки Deore, так вот, знайте, это маркетинговый ход, многие новички считают показателем хорошего велосипеда его задний переключатель, на это производители и рассчитывают, работать эта система будет не лучше, чем Deore «по кругу», разве что будет иметь чуть меньший вес.

Кассета, система и цепь оказывают меньшее значение на работу трансмиссии нежели манетки и переключатели. По-большей части кассета, система и цепь более высокого уровня обеспечат больший запас прочности, меньший вес, а ещё они меньше подвержены коррозии, нежели бюджетный уровень. Нет ничего зазорного в том, если производитель поставил Вам кассету чуть ниже классом, чем Ваш переключатель, если производитель тем самым хотел поставить кассету с определённым набором звёзд. Благо сейчас почти во всех группах идут кассеты и системы с одинаковым разбросом звёзд, и каждый сам может себе выбрать кассету и систему, которая устраивает его по соотношению цена/износостойкость/вес.

P.S. Изначально задумывалось сделать таблицу по весу компонентов, но позже от этой затеи пришлось отказаться, связано это с тем, что, во-первых, вес компонентов одной и той же группы из года в год меняется, несмотря на то, что позиционирование серии остаётся неизменным, а, во-вторых, что более важно, в каждой серии идут кассеты и системы с разным набором звёзд, что довольно сильно влияет на вес, идут передние переключатели под разный диаметр трубы, задние переключатели идут с разной длиной лапки, а так же, вся трансмиссия может быть как «двойная» спереди, так и «тройная». В общем таблица получилась бы огромной и не читаемой, в случае чего, гораздо проще зайти на сайт какого-нибудь интернет магазина, и глянуть вес конкретно тех компонентов, которые интересны.

Спасибо за внимание.

авторы: Игорь Гончаров, Кирилл Коротков.

Со списком всех статей, Вы можете ознакомиться в разделе «О сайте».

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.