Сборка велосипеда на заказ

Сезон 2016 года, как и все предыдущие в моей небольшой мастерской,  был богат на различные велосипедные проекты — в частности сборка велосипедов на заказ. Еще в декабре 2015 года ко мне обратился мой очень хороший приятель, а теперь уже и друг Дмитрий с просьбой помочь ему собрать велосипед для туризма, путешествий и городской езды, и я с радостью откликнулся на его интересную просьбу и вот что из этого вышло.

Передо мной была поставлена задача —  не  просто прикрутить детали к раме, а подойти к проблеме рационально: при покупке всех деталей для сборки учесть совместимость компонентов, так как некоторые из них были у заказчика в наличии, уложиться в определенную сумму денег,  в процессе сборки велосипеда рассказать и показать  Дмитрию, как все настраивается, устанавливается и эксплуатируется. В общем, Дмитрий хотел проконтролировать и изучить процесс со стороны, а а также ему было очень интересно познать азы велосипедной сборки и настройки оборудования.

Началось все как всегда  с поисков рамы. Карбоновые отпали сами по себе — они совсем не для туризма, да и карбоновый Scott spark уже и так имеется в гараже. Стальных рам  под 26 колеса рынок нам не предлагал, а титановые рамы в том же Тритоне стоили более 70 000 руб, а в Рапиде более 40 000. Поэтому решили остановиться на банальном надежным и простом алюминии в его топовых для туризма версиях, а именно рамы от Scott, Canonndale, Trek, Specialized и прочих классиков мирового велостроения.

Время шло, но найти хорошую раму под 26 колеса и под рост Дмитрия было не так уж просто. Одни были сильно б\у, другие необоснованно дорогими, третьи не подходили по росту и геометрии.

Однако, спешка, как говорится нужна только при ловле блох, но никак не в таком важном деле как сборка велосипеда и поиск хорошей рамы. И однажды одним холодным зимним вечером на велосипедной барахолке мой взор упал на титановую раму, по весьма приемлемой цене — около 30 000 руб. Рама подходила нам полностью по всем параметрам: материал, рост, геометрия, состояние.

В общем я настоятельно рекомендовал ее к покупке Дмитрию. Он, признаться, кое-какое время поколебался, но под моим настойчивым нажимом все-таки раму купил.

Рама оказалась на высоте: без следов эксплуатации, практически как с витрины магазина. Да и бренд рамы не мог не радовать. Настоящий оригинальный Titus. К слову новая такая рама даже с самой большой скидкой будет стоить не менее 900 долларов США, а ходовые ростовки подобных рам обычно переваливают за 1400 баксов. Конечно, некоторые российские производители утверждают в частных беседах, что «забугорный титан» кривой, необоснованно дорогой и не катит, но поверьте, что это не так. О качестве исполнения рамы можете судить по фотографиям ниже.

Титановая рама кареточный стакан
Дропаут титановой рамы со стороны ведущих звезд
Сменный дропаут со стороны тормоза
Рулевой стакан титановой рамы
Титановая рама Titus

Когда рама в наличии — это уже полдела! Да и другие некоторые запчасти неплохого уровня уже были   у Дмитрия. Пять-шесть дней ушло на неспешное изучение форумов и ассортимента московских и зарубежных интернет магазинов.

Очень кстати один знакомый из Тульского велоклуба предложил титановую вилку по неплохой цене. Из Германии были заказаны обода Mavic 719, втулки xt, а также и спицы нужной длины. Как только немецкий заказ добрался до порога моей мастерской, я неспешно собрал пару отличных надежных колес. Дима подвез ободные ленты и покрышки, и все это было сразу одето но новые колеса.

Установка ободной ленты на обод

Обратите внимание, что сама по себе ободная лента вещь вроде бы незаметная, но очень важная. Некачественная лента может доставить множество проблем с проколами и оторванными ниппелями камер незадачливым велосипедистам.

Сфотографировали покрышки. Наш выбор на лучшую резину последних лет от концерна Сontinental. Ее обзор уже есть на моем сайте.

Continental race king 2.2
Continental x-king image

При установке новых покрышек и камер настоятельно всем рекомендую использовать тальк, который уменьшает трение между камерой и покрышкой и предотвращает прилипание одной к другой.

Тальк между покрышкой и камерой

Заправляем покрышку в обод и накачиваем колесо для нужного давления.

Накачка колеса компрессором

Можно использовать обычный насос, но я частенько использую компрессор Metabo.

Компрессор поршневой безмасляный METABO Power 180-5 W OF 601531000

После того, как резина одета на колеса, устанавливаем кассету. Используем для этого динамометрический ключ.

Установка кассеты
Установка кассеты на баран втулки

Далее на очереди роторы.

Установка роторов центр-лок

Вот мы и подготовили колеса к установке на велосипед. На очереди вилка. Ее можно отпилить по направляющей, но я использую для этой манипуляции труборез, после резки штока надо немного  подшлифовать торец штока.

Шлифовка торца штока вилка

Далее идет установка якоря в шток вилки. Без хорошего ударного и специализированного инструмента тут не обойтись.

Инструмент для установки якоря в шток вилки
Установка якоря
Запрессовка якоря в шток титановой вилки

Якорь улыбается из штока, все готово!

Якорь ровно сидит в штоке вилки

Далее устанавливаем вынос руля. Одеваем его на шток вилки. Выдерживаем расстояние 2-3 мм, на которое конец выноса должен возвышаться над концом штока вилки.

Установка выноса руля

Прикручиваем к выносу руль. Не забываем смазать посадочное место специальной смазкой для сопряжения карбона с металлом. Руль у нас карбоновый оригинальный Race Face. Я очень люблю компоненты данной марки.

Смазка для карбоновых запчастей
Затяжка болтов на выносе руля

Далее беремся за установку системы шатунов и педалей. Систему со своего старого велосипеда Дмитрий демонтировал сам. Шатуны Shimano xt имеют превосходную жесткость, низкий вес и  сверхдолгий срок службы.

Установки системы шатунов Shimano xt

Педали также демонтированы со старого велосипеда. Это магниевые Wellgo. Правда, через месяц Дмитрий все-таки, поддавшись на мои уговоры, поставил себе контактные педали и обзавелся велообувью. При установке педалей очень важно смазать их оси, а также не перепутать левую педаль с правой. К сожалению, за последние пару лет мне много раз приходилось ремонтировать сорванную педальную резьбу в шатунах.

Установка педалей

После педалей переходим к процедуре установки дисковых гидравлических тормозов и подгонке гидролиний по длине. Чуть позже я напишу на эту тему более развернутую отдельную статью.

Тормоза я порекомендовал Shimano xt 785. Они имеют превосходное качество и весьма демократичную при этом качестве цену.

Дисковый тормоз shimano xt вес

Сначала прикручиваем переходники для тормоза.

Установка переходника тормоза
Установка калипера тормоза shimano xt

Затем одеваем ручки тормоза и заодно сразу  манетки и грипсы. Манетки у нас Sram rocket. Их выбор обусловлен отличным качеством изготовления, полностью алюминиевой конструкцией, долговечностью, а также наличием у Дмитрия кассеты и цепи и заднего переключателя на 27 скоростей.

Манетки Sram Rocket
Манетка и ручка тормоза на руле велосипеда

Крепим калипер дискового гидравлического тормоза.

Калипер тормоза xt

Далее отмеряем необходимую длину для гидролиний. Гидролиния тормоза не должна быть излишне длинной, а также излишне короткой. После просчета длины гидролинии переводим ручку в горизонтальное положение и начинаем процедуру укорачивания.

Укорачивание гидролинии тормоза Shimano без прокачки.
Укорачивание гидролинии тормоза Shimano без прокачки.
Укорачивание гидролинии тормоза Shimano без прокачки.
Укорачивание гидролинии тормоза Shimano без прокачки.
Укорачивание гидролинии тормоза Shimano без прокачки.
Укорачивание гидролинии тормоза Shimano без прокачки.
Укорачивание гидролинии тормоза Shimano без прокачки.

После того, как гидролинии укорочены, обязательно проверяем тормоза на предмет наличия воздуха в  системе. Если ручка проваливается, переходим к процедуре удаления воздуха из закрытой системы. В нашем случае все прошло великолепно, поэтому прокачка не требуется.

Далее монтируем цепь, устанавливаем переключатели скоростей. Спереди у нас sram x-9. Мотив его покупки — неубиваемость и сверхнадежность в любых режимах работы. При выборе и особенно покупке  переднего переключателя обратите внимание на расположение (низ/верх) и диаметр его хомута, а также тягу, которая может быть нижней или верхней. Очень часто в своей практике при замене именно передних переключателей мне приходилось сталкиваться с тем, что человек купил на замену совсем не тот тип переключателя, который нужен для его велосипеда.

Установка переднего переключателя Sram x-9
Монтаж заднего переключателя

После установки переключателей переходим к проводке рубашек переключения. Используем точило, для того чтобы конец рубашки был ровным и не возникало никакого трения при хождении троса в ходе работы переключателей.

Резка оплеток кусачками knipex
Обточка конца рубашки переключения
Кончик рубашки переключения

Устанавливаем колеса на велосипед и подводим тросики от манеток к переключателям, после чего переходим к манипуляциям по настройке переднего и заднего дерайлеров.

Регулировка переднего переключателя скоростей
Регулировка заднего переключателя скоростей

Регулируем также и тормоза. Диск ни в коем случае не должен касаться ни одной из колодок.

Регулировка калипера тормоза

Для исключительно ровной установки и регулировки седла используем обычный уровень.

Выставляем правильно велосипедное седло

Протягиваем все болтовые соединения динамометрическим ключом.

Работа динамометрическим ключом при установке манеток и тормозов
Работа динамометрическим ключом при установке выноса руля
Работа динамометрическим ключом при установке выноса руля

Обрезаем стяжки, которые крепят рубашки и гидролинии к раме велосипеда.

Отрезаем конца хомутов

После сборки взвешиваем велосипед на профессиональных велосипедных весах. Как мы видим на фото ниже, вес остановился на отметке 10610 граммов. Это неплохой и очень рабочий вес надежного туристического велосипеда. Конечно, можно было бы собрать велосипед и гораздо легче, но во-первых, такая задача не ставилась, а во-вторых, как известно, чем ниже вес, тем меньше надежность, в-третьих, чем дальше в лес, тем меньше спиц. А забегая вперед, скажу, что к моменту написания данной статьи велосипед уже успел побывать в массе покатушек и походов, в том числе Крымском, и ни разу не подвел Дмитрия.

Вес титанового велосипеда

Несколько фотографий велосипеда.

Титановый велосипед
Моя небольшая мастерская bikelifeforms "для своих"
Велосипед из Титана

А это фотографии из места обитания велосипеда. Как мы видим, после первого выезда Дмитрий заменил установленное при сборке седло на Brooks, которое несколько задержалось на российской почте.

Купить титановый велосипед или собрать?
Седло Brooks - старая английская классика
Карбоновый руль Race Face
Рулевая труба и лого Titus
Задний переключатель shimano xt на 9 скоростей
задняя втулка shimano xt 8000

От общения с Дмитрием  и данного проекта я получил исключительно положительные эмоции. После небольшого тестирования велосипеда я также помог Диме подобрать качественное туристическое снаряжение, и отправились мы с ним сначала на речку Тьма, а чуть позже и в Завидово съездили. В особенности мне было приятно, что мы грамотно подобрали высоту руля, когда пилили шток выносы вилка, и также длину выноса. Сидеть на велосипеде Диме очень удобно. Не болит спина, не затекают руки, не ноет шея.

Также был и Крымский небольшой поход, но отчета по его итогам я пока не сделал. Вот так велосипед чувствует себя в условиях, для которых он  и был собран в моей небольшой уютной мастерской.

Титановый велосипед для путешествий и города

В общем, чтобы не стареть душой и телом, надо заниматься лишь любимым делом, чего я всем вам желаю.

Искренне Ваш, Владимир Кулигин

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.