Сборка велосипеда на заказ
Сезон 2016 года, как и все предыдущие в моей небольшой мастерской, был богат на различные велосипедные проекты — в частности сборка велосипедов на заказ. Еще в декабре 2015 года ко мне обратился мой очень хороший приятель, а теперь уже и друг Дмитрий с просьбой помочь ему собрать велосипед для туризма, путешествий и городской езды, и я с радостью откликнулся на его интересную просьбу и вот что из этого вышло.
Передо мной была поставлена задача — не просто прикрутить детали к раме, а подойти к проблеме рационально: при покупке всех деталей для сборки учесть совместимость компонентов, так как некоторые из них были у заказчика в наличии, уложиться в определенную сумму денег, в процессе сборки велосипеда рассказать и показать Дмитрию, как все настраивается, устанавливается и эксплуатируется. В общем, Дмитрий хотел проконтролировать и изучить процесс со стороны, а а также ему было очень интересно познать азы велосипедной сборки и настройки оборудования.
Началось все как всегда с поисков рамы. Карбоновые отпали сами по себе — они совсем не для туризма, да и карбоновый Scott spark уже и так имеется в гараже. Стальных рам под 26 колеса рынок нам не предлагал, а титановые рамы в том же Тритоне стоили более 70 000 руб, а в Рапиде более 40 000. Поэтому решили остановиться на банальном надежным и простом алюминии в его топовых для туризма версиях, а именно рамы от Scott, Canonndale, Trek, Specialized и прочих классиков мирового велостроения.
Время шло, но найти хорошую раму под 26 колеса и под рост Дмитрия было не так уж просто. Одни были сильно б\у, другие необоснованно дорогими, третьи не подходили по росту и геометрии.
Однако, спешка, как говорится нужна только при ловле блох, но никак не в таком важном деле как сборка велосипеда и поиск хорошей рамы. И однажды одним холодным зимним вечером на велосипедной барахолке мой взор упал на титановую раму, по весьма приемлемой цене — около 30 000 руб. Рама подходила нам полностью по всем параметрам: материал, рост, геометрия, состояние.
В общем я настоятельно рекомендовал ее к покупке Дмитрию. Он, признаться, кое-какое время поколебался, но под моим настойчивым нажимом все-таки раму купил.
Рама оказалась на высоте: без следов эксплуатации, практически как с витрины магазина. Да и бренд рамы не мог не радовать. Настоящий оригинальный Titus. К слову новая такая рама даже с самой большой скидкой будет стоить не менее 900 долларов США, а ходовые ростовки подобных рам обычно переваливают за 1400 баксов. Конечно, некоторые российские производители утверждают в частных беседах, что «забугорный титан» кривой, необоснованно дорогой и не катит, но поверьте, что это не так. О качестве исполнения рамы можете судить по фотографиям ниже.
Когда рама в наличии — это уже полдела! Да и другие некоторые запчасти неплохого уровня уже были у Дмитрия. Пять-шесть дней ушло на неспешное изучение форумов и ассортимента московских и зарубежных интернет магазинов.
Очень кстати один знакомый из Тульского велоклуба предложил титановую вилку по неплохой цене. Из Германии были заказаны обода Mavic 719, втулки xt, а также и спицы нужной длины. Как только немецкий заказ добрался до порога моей мастерской, я неспешно собрал пару отличных надежных колес. Дима подвез ободные ленты и покрышки, и все это было сразу одето но новые колеса.
Обратите внимание, что сама по себе ободная лента вещь вроде бы незаметная, но очень важная. Некачественная лента может доставить множество проблем с проколами и оторванными ниппелями камер незадачливым велосипедистам.
Сфотографировали покрышки. Наш выбор на лучшую резину последних лет от концерна Сontinental. Ее обзор уже есть на моем сайте.
При установке новых покрышек и камер настоятельно всем рекомендую использовать тальк, который уменьшает трение между камерой и покрышкой и предотвращает прилипание одной к другой.
Заправляем покрышку в обод и накачиваем колесо для нужного давления.
Можно использовать обычный насос, но я частенько использую компрессор Metabo.
После того, как резина одета на колеса, устанавливаем кассету. Используем для этого динамометрический ключ.
Далее на очереди роторы.
Вот мы и подготовили колеса к установке на велосипед. На очереди вилка. Ее можно отпилить по направляющей, но я использую для этой манипуляции труборез, после резки штока надо немного подшлифовать торец штока.
Далее идет установка якоря в шток вилки. Без хорошего ударного и специализированного инструмента тут не обойтись.
Якорь улыбается из штока, все готово!
Далее устанавливаем вынос руля. Одеваем его на шток вилки. Выдерживаем расстояние 2-3 мм, на которое конец выноса должен возвышаться над концом штока вилки.
Прикручиваем к выносу руль. Не забываем смазать посадочное место специальной смазкой для сопряжения карбона с металлом. Руль у нас карбоновый оригинальный Race Face. Я очень люблю компоненты данной марки.
Далее беремся за установку системы шатунов и педалей. Систему со своего старого велосипеда Дмитрий демонтировал сам. Шатуны Shimano xt имеют превосходную жесткость, низкий вес и сверхдолгий срок службы.
Педали также демонтированы со старого велосипеда. Это магниевые Wellgo. Правда, через месяц Дмитрий все-таки, поддавшись на мои уговоры, поставил себе контактные педали и обзавелся велообувью. При установке педалей очень важно смазать их оси, а также не перепутать левую педаль с правой. К сожалению, за последние пару лет мне много раз приходилось ремонтировать сорванную педальную резьбу в шатунах.
После педалей переходим к процедуре установки дисковых гидравлических тормозов и подгонке гидролиний по длине. Чуть позже я напишу на эту тему более развернутую отдельную статью.
Тормоза я порекомендовал Shimano xt 785. Они имеют превосходное качество и весьма демократичную при этом качестве цену.
Сначала прикручиваем переходники для тормоза.
Затем одеваем ручки тормоза и заодно сразу манетки и грипсы. Манетки у нас Sram rocket. Их выбор обусловлен отличным качеством изготовления, полностью алюминиевой конструкцией, долговечностью, а также наличием у Дмитрия кассеты и цепи и заднего переключателя на 27 скоростей.
Крепим калипер дискового гидравлического тормоза.
Далее отмеряем необходимую длину для гидролиний. Гидролиния тормоза не должна быть излишне длинной, а также излишне короткой. После просчета длины гидролинии переводим ручку в горизонтальное положение и начинаем процедуру укорачивания.
После того, как гидролинии укорочены, обязательно проверяем тормоза на предмет наличия воздуха в системе. Если ручка проваливается, переходим к процедуре удаления воздуха из закрытой системы. В нашем случае все прошло великолепно, поэтому прокачка не требуется.
Далее монтируем цепь, устанавливаем переключатели скоростей. Спереди у нас sram x-9. Мотив его покупки — неубиваемость и сверхнадежность в любых режимах работы. При выборе и особенно покупке переднего переключателя обратите внимание на расположение (низ/верх) и диаметр его хомута, а также тягу, которая может быть нижней или верхней. Очень часто в своей практике при замене именно передних переключателей мне приходилось сталкиваться с тем, что человек купил на замену совсем не тот тип переключателя, который нужен для его велосипеда.
После установки переключателей переходим к проводке рубашек переключения. Используем точило, для того чтобы конец рубашки был ровным и не возникало никакого трения при хождении троса в ходе работы переключателей.
Устанавливаем колеса на велосипед и подводим тросики от манеток к переключателям, после чего переходим к манипуляциям по настройке переднего и заднего дерайлеров.
Регулируем также и тормоза. Диск ни в коем случае не должен касаться ни одной из колодок.
Для исключительно ровной установки и регулировки седла используем обычный уровень.
Протягиваем все болтовые соединения динамометрическим ключом.
Обрезаем стяжки, которые крепят рубашки и гидролинии к раме велосипеда.
После сборки взвешиваем велосипед на профессиональных велосипедных весах. Как мы видим на фото ниже, вес остановился на отметке 10610 граммов. Это неплохой и очень рабочий вес надежного туристического велосипеда. Конечно, можно было бы собрать велосипед и гораздо легче, но во-первых, такая задача не ставилась, а во-вторых, как известно, чем ниже вес, тем меньше надежность, в-третьих, чем дальше в лес, тем меньше спиц. А забегая вперед, скажу, что к моменту написания данной статьи велосипед уже успел побывать в массе покатушек и походов, в том числе Крымском, и ни разу не подвел Дмитрия.
Несколько фотографий велосипеда.
А это фотографии из места обитания велосипеда. Как мы видим, после первого выезда Дмитрий заменил установленное при сборке седло на Brooks, которое несколько задержалось на российской почте.
От общения с Дмитрием и данного проекта я получил исключительно положительные эмоции. После небольшого тестирования велосипеда я также помог Диме подобрать качественное туристическое снаряжение, и отправились мы с ним сначала на речку Тьма, а чуть позже и в Завидово съездили. В особенности мне было приятно, что мы грамотно подобрали высоту руля, когда пилили шток выносы вилка, и также длину выноса. Сидеть на велосипеде Диме очень удобно. Не болит спина, не затекают руки, не ноет шея.
Также был и Крымский небольшой поход, но отчета по его итогам я пока не сделал. Вот так велосипед чувствует себя в условиях, для которых он и был собран в моей небольшой уютной мастерской.
В общем, чтобы не стареть душой и телом, надо заниматься лишь любимым делом, чего я всем вам желаю.
Искренне Ваш, Владимир Кулигин