Сборка велосипеда из коробки
Здесь мы расскажем, как самостоятельно собрать только что купленный и еще не распакованный горный велосипед. Другие модели собираются по похожему принципу, но имеют свои небольшие нюансы.
Для сборки вам потребуется набор инструментов:
- Ключи-шестигранники на 4, 5, 6 мм.
- Ключ на 15 для закрепления педалей.
- Ключ на 10.
- Крестовая отвертка.
- Плоскогубцы для обжима тормозного тросика и тросика переключения передач.
- Кусачки для обрезания тросика.
Распаковка и монтаж основных элементов
Так выглядит велосипед в коробке. Когда мы его соберем, он станет в два с лишним раза больше.
Аккуратно с помощью канцелярского ножа вскрываем коробку, чтобы случайно не поцарапать раму или не задеть другие элементы.
Обратите внимание: внутри большой коробки есть маленькая, в которую собраны все небольшие детали и запчасти вашего велосипеда.
При помощи кусачек или канцелярского ножика перерезаем все пластиковые ремешки, которые удерживают вместе детали велосипеда. Параллельно снимаем упаковку. Производители по-разному защищают велосипед от повреждений при транспортировке: кто-то с помощью поролона, кто-то целлофаном, кто-то — просто картоном.
Итак, велосипед готов к сборке.
Начинаем с велосипедного седла. Берем шестигранник (как правило, шестерку) и фиксируем сидение в правильном положении относительно подседельной трубы. Убедитесь, что седло не прокручивается при максимальной нагрузке. Отрегулировать положение сидения еще раз можно после полной сборки.
Если имеется красный светоотражатель (катафот), сразу же монтируем его на подседельную трубу. Мы рекомендуем после сборки велосипеда купить габаритные огни в специализированном магазине: они будут видны на дороге гораздо лучше, чем катафоты, идущие в комплекте.
Теперь втыкаем подседельную трубу в раму и затягиваем ее с помощью эксцентрика. Иногда вместо эксцентрикового механизма для крепления седла используется гайка, которую нужно затягивать ключом. Как правило, это шоссейные и другие спортивные велосипеды.
Теперь установим руль велосипеда. На прогулочных и городских велосипедах часто устанавливаются дюймовые рулевые колонки, которые можно регулировать и подгонять под рост.
Если в комплекте вашего велосипеда есть защитная крышка для рулевой колонки, надеваем ее на штык выноса, как показано на картинке.
Теперь втыкаем вынос в рулевую колонку рамы велосипеда.
На горных велосипедах известных производителей (типа Giant) используется безрезьбовая рулевая колонка: в ней шток не прокручивается со временем и его не нужно выравнивать.
Проверив правильность установки и ровное перпендикулярное положение руля относительно рамы, фиксируем вынос шестигранником (5 или 6 мм). Затягивайте как можно сильнее.
После этого ослабляем болт фиксации руля (на сложных моделях их может быть до четырех штук). Теперь выставляем нужный угол наклона и снова затягиваем болт. Если для крепления используются два болта, затягиваем их по очереди, если четыре — то крест на крест.
Чтобы правильно выставить угол наклона, почитайте нашу статью о правильной посадке на горном велосипеде.
Теперь достаем из коробки с запчастями эксцентрик переднего колеса. Снимаем с него пластиковую гайку и конусообразную пружинку. После установки колеса обе пружинки должны располагаться также, как на фото: острыми концами к центру эксцентрикового механизма.
Проверьте направление рисунка протектора на покрышке велосипеда (он должен идти от рамы) и вставляйте эксцентрик во втулку переднего колеса. Рычаг эксцентрика должен находиться с той же стороны, что и ручка переднего тормоза.
С другой стороны от рычага надеваем пружинку и несильно закручиваем гайку. Если затянуть ее сильно, эксцентрик будет разжиматься слишком туго.
Вставляем переднее колесо в дропауты вилки (кронштейны для крепления втулки переднего колеса).
Если колесо стоит ровно, затягиваем его гайки вручную и закрываем эксцентрик.
Принимаемся за установку педалей. Здесь важно не перепутать резьбу (иначе педали будут развинчиваться при езде). На большинстве педалей установлены обозначения: R (right) — правая, L (left) — левая.
Накручиваем педали на шатуны велосипеда (иногда их называют кривошипами). Причем, правая педаль накручивается по часовой стрелке, а левая против часовой. Дополнительно затягиваем педали ключом на 15 мм. Делайте это как можно сильнее, потому что педали подвержены наибольшим нагрузкам при езде.
Если цепь соскочила со звезд при транспортировке, возвращаем ее на место. Нажмите на механизм заднего переключателя скоростей (как показано на фотографии), чтобы цепь ослабла. Теперь ее можно рукой надеть на переднюю звезду.
Тормозная система
Чтобы установить передний тормоз, найдите в коробке с мелкими деталями изогнутую трубку, которая показана на фотографии.
В нее нужно продеть тросик переднего тормоза (тросики начинаются у тормозных ручек: левая отвечает за переднее колесо, правая — за заднее колесо). Широкая часть трубки после продевания тросика должна быть сверху, узкая — снизу, ближе к рычагам.
Теперь внимательно смотрим на фотографию: резинку (пыльник тормоза) нужно надеть до того, как вы будете закручивать трос. Она будет защищать тормозную систему от грязи.
Ослабляем болт переднего тормоза и заводим туда трос.
Сжимаем рычаги по бокам от колеса так, чтобы от колодок до ободьев оставалось по 2-3 миллиметра. Тогда тормоза будут срабатывать быстро.
Теперь закручиваем болт обратно. Не нужно затягивать максимально туго: тросик начнет пушиться и его придется быстро заменить.
Оставляем у троса хвостик в 5-7 см, остальное отрезаем кусачками. Перед этим убедитесь, что кусачки срабатывают моментально: если обрезать трос в несколько заходов, его кончик начнет пушиться, а трос — быстро распутываться.
После этого надеваем на трос наконечник и изо всех сил сжимаем его плоскогубцами.
Чтобы тросик не болтался и не царапался, его можно завести за рычаг, как показано на фотографии.
Регулировке тормозов можно было бы посвятить отдельную статью, но мы постараемся рассказать об этом кратко и максимально доступно.
Во-первых, накачайте колесо до рекомендуемого давления (указано на покрышке) и покрутите его.
Внимательно посмотрите на колодки. Они должны быть параллельны ободу и находиться на равном расстоянии от него, даже когда колесо в движении. Если оно ходит туда-сюда, надо исправлять восьмерку (рекомендуем делать это в веломастерской).
Если колодки не параллельны, прижмите их к ободу (он их выровняет) и затяните болты.
Теперь нажимаем на ручку тормоза и смотрим, как срабатывает система. Колодки должны сходиться быстро и одновременно (в противном случае, они находятся на разном расстоянии друг от друга: это снизит скорость срабатывания). Чтобы отрегулировать этот момент, найдите рычаг, который срабатывает быстрее. Винт, который его держит, закрутите по часовой стрелке на 0,5-1 оборот.
Если этого оказалось недостаточно, повторите то же самое с другим винтом, но против часовой стрелки. Эти действия можно продолжать, пока скорость срабатывания не синхронизируется. Обычно, достаточно настройки одного винта.
Задний и передний переключатели скоростей
Регулировка переключателей — отдельная большая тема, поэтому мы посвятили ей отдельные статьи.
РЕГУЛИРОВКА ЗАДНЕГО ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ СВОИМИ РУКАМИ
РЕГУЛИРОВКА ПЕРЕДНЕГО ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ СВОИМИ РУКАМИ
Надеемся, что у вас все получилось, и вы уже можете кататься на своем новом велосипеде.