Самый складной велосипед
Это первая версия обзора. Пересмотренная версия, которую я стараюсь постоянно обновлять, находится здесь.
Здесь я писал о своём складном велосипеде Dahon Curve D3 с именем Мышь (Мышь — это «он»), зачем я его купил и как с ним обращаться.
Dahon Curve D3
Однако перед тем как выбрать этот велосипед, я пересмотрел много сайтов и много моделей. После некоторого опыта поездок на Мыше, хотел бы поделиться своими соображениями, тем более, что теперь я бы подходил к выбору иначе. Думаю, для тех, кто интересуется складными велосипедами, этот опыт будет интересным.
Складных велосипедов в мире выпускается много, только здесь собрано 112 ссылок на сайты фирм, которые делают складные велосипеды.
Можно встретить самые разные, в том числе экзотические конструкции и технические характеристики. Есть велосипеды большие, маленькие, совсем миниатюрные, с моторами (WindJammer) и с электроприводом (eZee Quando, электроприводные модификации Dahon).
Велосипед WindJammer с мотором на багажнике
Разброс цен тоже большой, от недорогих моделей за 300 долларов до 2500 евро. В целом все модели представляют собой компромиссы между весом, габаритами, ходовыми качествами и ценой. Есть отличные компромиссы, просто великолепные, но за них просят, как минимум, стоимость подержанной машины, поэтому я вынужден говорить в этой заметке не только о велосипедах, но и о деньгах.
Самый лёгкий велосипед, A-bike, разработан Клайвом Синклером, тем самым, который изобрёл компьютер ZX Spectrum.
A-bike Клайва Синклера
Этот экзотический велосипед с колёсами 150 мм, весит 5.5 кг, и его можно купить в Москве. Стоит он относительно недорого, около 6500 рублей.
Из традиционных велосипедов самый лёгкий - Dahon Mu XXV, всего 7.5 кг. Юбилейная модель в честь 25-летия фирмы, выпущена тиражом 250 штук.
Dahon Mu XXV
Правда, в Европе он стоит 2500 евро, поэтому может, скорее, стать музейным экспонатом, чем транспортом (производитель честно пишет об этом на своём сайте).
В остальном чудес здесь пока нет, и велосипеды по вменяемым ценам весят в районе 10..13 кг.
На габариты и вес велосипеда сильно влияет размер колёс, чем меньше колёса, тем меньше и легче велосипед. Однако на больших колёсах удобнее ехать, не так заметны неровности, легче заезжать на бордюры, из-за хорошего гироскопического эффекта велосипед на них устойчивее и легче управляется.
Выпускаются складные горные велосипеды с традиционными колёсами 26″ (26 дюймов), например, Dahon Flo, или американский военный велосипед Paratrooper.
Военный складной велосипед Paratrooper
В этом классе есть туристические, и городские велосипеды, вроде Dahon Candeza 8.
Dahon Candeza 8
Их оценит тот, кому приходилось выезжать в велопутешествие на самолёте. Больше всего путешественники оценили бы складные тандемы, такие тоже существуют.
Складной тандем Bike Friday
Есть даже тандем Bike Friday XLQ Traveler Tour, который можно превратить в обычный велосипед простым удалением средней части. Очень удобно.
Складной тандем Bike Friday XLQ Traveler Tour
Как человек, ездивший в компании с тандемщиками, считаю, что все тандемы должны быть складными. Только этим способом можно избавиться от желания подвесить этот велосипед на палку, как добытую древними людьми дичь, и так пронести по всему маршруту. В ночной переноске тандема по густому лесу участвовало от трёх до шести человек одновременно. Наверное, всем нам хотелось распилить его на три-четыре части, и удерживало от этого только отсутствие ножовки.
Для езды по городу популярны модели с 20″ колёсами (как у привычной Камы), это хороший компромисс между габаритами, весом и ходовыми характеристиками. Уже 16-дюймовые колёса предназначены для езды по асфальтированным дорожкам или сильно укатанным тропинкам, на брусчатке седока сильно трясёт, а чтобы заехать на бордюр, приходится выставлять ногу. Однако существуют и более компактные велосипеды, с ещё меньшими колёсами, ездить на них можно только по ровным дорогам. Экстремальную, пожалуй, конструкцию представляет собой тот же A-bike Синклера. По отзывам пользователей, ездить на нём можно только до автобусной остановки или станции метро, не больше 2..3 км, для длительных поездок он неудобен. С другой стороны, 5.5 кг — вес пока недостижимый, и этим велосипед ценен.
По опыту я понял, что важное свойство складного велосипеда — возможность катить его в наполовину сложенном состоянии как сумку-тележку на колёсах, а не нести на плече или в руках. К сожалению, большинство моделей Dahon катить в сложенном виде нельзя. Правда, я научился катать своего Мыша (если сложить седло, но не складывать руль, велосипед можно неспешно катить впереди себя), но это «недокументированная возможность». Велосипедов, которые можно катить в полусложенном состоянии, достаточно много: Strida 5 , JZ88, и серия велосипедов Brompton, которые можно катить на специальных роликах как пылесос.
Strida 5
JZ88
Brompton M3L
Среди этих велосипедов мне понравился и Mobiky Genius.
Mobiky Genius
Он весит 13 кг, диаметр колёс 12″, складывается и раскладывается за три секунды. Хочется прокатиться на нём, пока я только видел его и держал в руках.
И, конечно, больше всех мне понравились английские складные велосипеды Brompton — хорошие, удобные и дорогие. На одном из Brompton’ов объездил половину мира учёный и путешественник Александр Мумжиу.
Для русского любителя складных велосипедов нужно помнить одно обстоятельство. Лишь немногие складные велосипеды поставляются в Россию, а те, что поставляются, из нехитрого транспорта превратились в дорогие сувениры. Можно заказать велосипед через интернет-магазин, и его пришлют. При этом родная таможня потребует оплатить 20 % пошлины по коду товара ТН ВЭД 8712003000, 18 % НДС, 250 рублей таможенного сбора и 2000-3000 рублей стоимости услуг по таможенному оформлению, если не делать этого самостоятельно. Если при этом магазин не исключил сразу европейский НДС (VAT), да ещё и включил стоимость доставки в общий счёт, и без того дорогой велосипед станет золотым. При покупке велосипеда в магазине ситуация не лучше. При заказе через интернет Mobiky Genius будет стоить 699 долларов, это около 17 тысяч рублей. В одном из московских магазинов он продаётся за 54 тысяч рублей, то есть в три раза дороже.
Из складных велосипедов, которые продаются в России стоит обратить внимание на Author Simplex, лицензионную реплику популярного когда-то Dahon Helios с оригинальными комплектующими. С колёсами 20″, он весит 13 кг и имеет 7 скоростей, вполне достойный велосипед за вменяемые деньги — около 11 тысяч рублей. Других доступных велосипедов этого класса я не знаю.
Author Simplex
Надеюсь, что со временем ситуация улучшится и продавцы станут привозить к нам недорогие велосипеды разных фирм, по крайней мере, в Москве они будут востребованы.
В завершении нельзя не напомнить про самый распространённый у нас складной велосипед Кама, который можно встретить до сих пор.
Кама, современная модификация
Это классический велосипед с 20″ колёсами, однако по современным меркам тяжёлый. На рынках продаётся много китайских складных велосипедов с 20″ колёсами, но все они очень тяжелы и плохо сделаны. Для поездок по городу с использованием общественного транспорта они непригодны, а для компактного хранения в маленькой квартире лучше купить складной Аист или ту же Каму.
И последнее. Производство складных велосипедов быстро развивается, появляются новые и новые велосипеды, они удобнее, легче и надёжнее прежних. В новые модели вкладываются серьёзные инвестиции (заявлено, что разработка Mobiky Genius стоила миллион долларов). Складные велосипеды часто получают премии за лучший промышленный дизайн, лучшие идеи. Некоторые модели никогда не окупятся, и являются лишь предметом гордости или престижа фирмы, как, например, велосипед Mercedes.
Складной велосипед Mercedes, складывается для размещения в багажнике седана
Уверен, в ближайшие годы можно ожидать прорыва в этой области. Очень востребованы миниатюрный в сложенном состоянии и лёгкий (до 7.5 кг) велосипед с колесом 12-16″ и не очень тяжёлый (до 12 кг) велосипед с электроприводом на аккумуляторах. Поживём — увидим.
Ссылки Сообщество любителей складных велосипедов Сайт любителей складных велосипедов, есть справочник, советы, новости