Самодельные рычажные велосипеды

ИЗОБРЕТАЙТЕ ВЕЛОСИПЕД

С таким предложением, вопреки известной скептической поговорке, наш журнал обратился к читателям еще в № 6 за 1969 год, опубликовав подборку о некоторых необычных конструкциях и описание велосипеда С. И. Горшкова с дополнительным, ручным приводом на переднее колесо.

Сегодня, публикуя новые материалы по этой теме, мы обращаемся к активу нашего общественного КБ — читателям журнала — с приглашением продолжить поиски модернизации велосипеда. Пишите нам о своих конструкциях, усовершенствованиях: пусть «изобретение» велосипеда продолжается!

Рис. 1. Универсальный велосипед однобалочной схемы.
Рис. 2. Складной велосипед «Десна».
Рис. 3. Велосипед, складывающийся как ножницы.
Рис. 4. Он же в сложенном виде.
Рис. 5. Вариант многоступенчатого складывания.

В английском городе Портсмуте проводится «велосипедный эксперимент»: открыта трехметровая дорожка, где движение разрешено только на велосипедах. Эта «велострада», протянувшаяся через город на восемь километров, связала жилые дома со школами, промышленными районами и торговыми центрами.

Дело в том, что в простой конструкции велосипеда заложены качества, способные в какой-то мере решать многие жизненные для населения больших и малых городов проблемы, начиная от загрязнения воздуха выхлопными газами и шума от автотранспорта до уходящей в область медицины проблемы гиподинамии: малоподвижности жителей больших административных центров с густой сетью транспорта и «магнетизмом» телевидения.

Оказалось, что старина-велосипед несколько отстал от жизни.

В самом деле, в отличие от других видов транспорта велосипеда почти не коснулось крыло технического прогресса. Родившись в начале прошлого века, когда в 1801 году русский крепостной Артамонов изобрел свой «самокат с педальным приводом на переднее колесо», велосипед уже к концу того же столетия обрел нынешние конструктивную схему и узлы и практически без существенных изменений вошел в наши дни.

Показательно, что в Японии, выпускающей и без того вполне конкурентоспособные современные велосипеды, был объявлен национальный конкурс на лучшую конструкцию двухколесной машины, а затем проведен и первый международный конкурс. На него откликнулись конструкторы почти 30 стран мира. Несмотря на большое количество и разнообразие представленных работ, они показали некоторые общие тенденции «второго рождения» велосипеда.

Наша промышленность уже освоила выпуск подобного велосипеда. Например, модель «Десна» (рис. 2) имеет колеса диаметром 20″ и однотрубную раму с механизмом складывания. В сложенном виде его габариты — 820Х650Х300 мм; велосипед легко умещается в багажнике автомобиля или на антресолях квартиры. Быстродействующие рычажные зажимы позволяют мгновенно собрать его, без инструмента регулировать высоту седла и руля. Благодаря этому велосипед становится универсальным: им может пользоваться как подросток, так и взрослый.

Второе большое направление поиска в усовершенствовании двухколесного транспорта — привод. Скорее даже не второе, а первое, если судить по тому, что велосипед с рычажным приводом (рис. 6) шведскою конструктора получил первую премию упомянутого конкурса, а третьей была отмечена трехколесная спортивная велотележка — тренажер для гребцов, на котором также использован оригинальный привод, передающий усилие и от рук и от ног. И наконец, можно судить по нашей почте: больше всего читательских писем посвящено приводу.

Рис. 6. «Мостовая» схема рамы и рычаги вместо педалей.

Рис. 7. Рычажно-цепной привод.

Рис. 8. Велосипед шведского конструктора. Только ли комфорт?

Рис. 9. Велосамокат.

Настойчиво работает в этом направлении американский конструктор гоночных машин Тревор Гаррис. В его велосипедах (рис. 7) две короткие цепи, соединенные с рычагами, вращают расположенные по обе стороны задней втулки шестерни. Интересно, что одна из его последних машин имеет 20 скоростей.

Одному из наших читателей, студенту из Уфы Фирдаусу Ибраеву, пришла идея инерционного дополнительного привода. Он предлагает в переднее колесо встраивать тяжелый диск, играющий роль маховика и запасающий энергию вращения на спусках, которую он сможет затем «отдавать» на ровном месте. Автор, правда, умалчивает, что делать с этим маховиком при подъеме в гору, хотя, например, для торможения он предусматривает «отключение» его на свободное вращение.

Как бы неказисто ни выглядел велосипед с ручным приводом, такая конструкция упорно привлекает внимание многих любителей двухколесной техники. «Возможность использовать силу ног и рук одновременно во время дальней поездки или при подъеме в гору не требует, очевидно, особых пояснений о получаемых преимуществах», — пишет наш читатель В. Росляков, оснастивший обычный дорожный велосипед дополнительным, ручным приводом. При этом он подчеркивает, что такая модернизация позволит ездить на велосипеде и тем, кто не может пользоваться ножным приводом. Но главный выигрыш, конечно, в удваивании «тяговой силы» благодаря тому, что и переднее колесо становится ведущим.

Рис. 10. Ручной привод

1— крепление планки, 2— планка, 3 — звездочка с кареткой, 4 — цепь, 5 — втулка со звездочкой.

Такое решение интересно прежде всего тем, что не требует никаких серьезных изменений или переделок в самом велосипеде: достаточно лишь поднять и несколько выгнуть руль, чтобы удобнее было работать руками, когда они находятся на педалях переднего привода.

ИЗОБРЕТАЙТЕ ВЕЛОСИПЕД

Если дополнительный, ручной привод на велосипеде для многих пока проблематичен, то вот на веломобилях, подобных публикуемому здесь, он, наверно, был бы перспективен именно как дополнительный резерв «мощности».

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Рекомендуем почитать

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.