Руль бабочка для велосипеда

рули

Руль. Наиважнейший узел в конструкции велосипеда. Велосипеда, в классическом понимании — двухколесного, по крайней мере. Ведь существуют разнобразного вида юнисайклы, управляемые и без его помощи. Однако, их мы в расчет принимать не будем… Потому как сегодня нас интересуют именно рули — флеты, бараны, бабочки и так далее, а всякого рода вольтижировки на экзотических агрегатах мы опустим. Хотя есть затейники, без помощи рук творящие такое, что многим, даже и с  рулём-то, недоступно…

YouTube Трейлер

Чувак, кстати, на отечественном Тритоне жжот!

Итак, велосипедный руль.

Эта, казалось бы, элементарная деталь велосипеда имеет невообразимое многообразие форм, конфигураций и видов. Помимо, собственно функции управления, для которой он и был изобретен, этот элемент, представляющий собой тонкостенную металлическую или композитную трубку принимает на себя часть веса седока, служит основой для крепежа переключателей скоростей, тормозных ручек, рогов, а так же для размещения всякой необязательной мелочи, вроде велокомпьютера, звонка, фары, навигатора и тому подобного…

kinfolk-buellens-11

В английском языке, то что мы называем рулём, обозначается словом «handlebar», то есть буквально — прутья для рук. Название не случайно — до конца XIX столетия в качестве руля использовали цельные металлические прутья. В двадцатом веке руль стал иметь трубчатую конструкцию, однако прежнее название осталось.

Конфигурация и форма руля, определяются, в основном типом велосипеда и практикуемым стилем езды на оном. Независимо от типов все велорули различаются по диаметру, длине и материалу. В велосипедной промышленности основными материалами для изготовления рулей являются разнообразные алюминиевые сплавы, а так же хромомолибденовая сталь, титан и карбон. Диаметр, так же, бывает различный. Чем больше диаметр — тем крепче, соответственно, руль. Замеряют диаметр средней части руля, которая крепится непосредственно к выносу. Если вы намерили там 25,4 мм или 31,8 мм —  Это норма! (с)

0_48

Большинство современных производителей именно такие рули и отливают. Хотя, возможно — точат. Или же отковывают? В общем — изготавливают.

Семейство.

Стиль катания диктует выбор самого руля. Так, наиболее распространенными рулями для не слишком экстремального катания — как спортивного кросс-кантри, так и матрасного туризма — будут флэты ( flat bar ) и райзеры ( riser bar ). Флэт — поспортивнее, попрямее и покороче ( до 600 мм ), а райзеры — комфортнее, длиннее ( до 700 мм) и повыше ( с подъемом до 25 мм ). Для всех их подойдёт вынос с диаметром 25,4 мм , а так же переключатели и тормозные рычаги с диаметром 22,2 мм.

budnitz-bicycles_MTN_Budnitz_MatteGray

Для горных агрессоров типа даунхильщиков или злых фрирайдеров, коих немерено в наших широтах, подойдут рули пошире (аж до 790 мм ) и покрепче ( диаметром 31,8 мм ), зачастую усиленные ребром жесткости. Однако, вот здесь не все так однозначно…  Долгие годы в интернетах ведутся дискуссии и споры, но эталонного руля для жесткача так обнаружено и не было. Кто-то меряет в длину, а кто-то в высоту, поэтому у каждого фломастеры своего цвета и вкуса.

Рейзеры

Руль для шоссейных велосипедов, или Drop bar, трудно спутать с каким-либо другим. Из-за особых требований к аэродинамике посадки велосипедиста, он отличается знаменитой своеобразной формой с закругленными «бараньими рогами», позволяющими принимать горизонтальнок положение на скоростных участках и варьировать хват при долгом маршруте. Так называемый Изгиб Маеса — форма, когда от центра к краям руль прямой, затем изгиб вперёд под прямым углом и сразу же — плавно вниз и назад примерно на 160 градусов ровно по окружности с постоянным радиусом. На концах руль снова прямой.

1

Разделяют мелкие ( shallow ) классические итальянские бараны с дропами до 138 мм, и глубокие ( rave ) рули бельгийского типа, с дропами за 150 мм. Кроме того, среди шоссейных рулей существует масса вариантов с анатомическим изгибом, а так же компакты и даже какой-то Randonneur, отличающиеся друг от друга подъемом от выноса и трансформированным изгибом. Для «баранов» применяется вынос диаметром 26/31,8 мм, а переключатели и тормозные рычаги — шоссейные, с диаметром 23,8 мм. Компоненты с горных велосипедов сюда не подходят.

randonneur

Треккинговый, мультипозиционный руль Butterfly ( бабочка ) чрезвычайно популярен у европейских велосипедистов. Допускает множество положений рук, вариантов посадки и хвата. Станет идеальным выбором для людей, практикующих длительные велопоходы в невысоком темпе. Часто имеют мягкие накладки и крепеж для размещения всевозможных туристических гаджетов.

Бабочка

Руль -«усы». На языке оригинала —  Mustache. Наиболее распространен с шоссейным диаметром (23,8 мм ) и установленными тормозными рычагами как на стандартном изогнутом руле. Использовался с концевыми переключателями скоростей — барконами ( barcon ). Используется для длительных гонок и междугородних поездок по ровному шоссе.

усы

Разновидностью спортивных рулей являются Булхорн (Bullhorn) и Cowhorn.  Различия между ними настолько незначительны, если есть в принципе, что невооруженным взглядом и не видны. Похоже это вообще один и тот же руль, только применяемый на треке и на шоссе…Возможно они даже всё ещё используются в каких-либо дисциплинах, но основное их применение в настоящее время — хипстерские сингл-спиды и фиксы. На улицах мегаполисов по всему миру можно встретить три вида булхорнов: плоский, с глубокими дропами, и укороченный перевернутый баран.

bullhorn-handlebars

Ну и собственно, родоначальник всех предыдущих, классический руль — Café bar. Имеет массу вариаций зависящих от дизайна, конструкции и размеров дорожного велосипеда, ну и от степени креативности конструкторского отдела производящей его конторы. Предназначен для комфортных прогулок на улицах и в парках любимого города. Only.

Руль... просто руль

В отличие от рамы, руль не часто подвергается серьезным нагрузкам, поэтому определяющим критерием при его выборе остается удобство при управлении велосипедом.

bikebooks_wi

Система.

Велосипедист выбирает направление движения и управляет велосипедом посредством целой системы сопряженных элементов, среди которых руль — первичное звено. Но, все же — один лишь руль мог соответствовать скоростям и навыкам вождения ситуайена прекрасной Франции времен Третьей Республики, а в современном велосипеде за управление отвечает сложная конструкция, включающая, кроме руля, колесо, вилку, рулевую колонку и вынос…

При выборе руля следует обратить внимание на ряд важных факторов и найти максимально устраивающее компромиссное решение:

Прежде всего, это вариативность положения рук. При длительных поездках необходимо регулярно менять положение рук для устранения или уменьшения проблем с кистями и запястьями. Если руки находятся под нагрузкой слишком долго, это может привести к дискомфорту, а с течением времени и к хронической боли. Поэтому, велосипедный руль с одним-двумя положениями для рук вполне хорош для катания в определенном стиле по некоторым маршрутам и местностям, но тоже далеко не всегда. Кроме того, разное положение рук на руле может давать больше подъемной силы, что является немаловажным при энергозатратных поездках в горной или пересеченной местностях.

7_2

Затем — положение тела велосипедиста. В зависимости от условий и скоростного режима поездок, велосипедисту необходимо иметь возможность менять положения корпуса относительно поверхности или велосипеда для изменения сопротивления воздуха или возможности скоростного прохождения поворотов. Некоторые модели рулей имеют возможность регулировки, однако при этом вес тела переносится, в основном, на запястья, что может привести к болевым ощущениям. Так же, при выраженной зависимости от рельефа местности и бездорожья необходим руль с возможностью принятия такого положения корпуса, при котором увеличивается подъемная сила при апхиллах и улучшается управляемость на извилистых спусках.

482

Немаловажна и совместимость крепления выноса руля. Вынос – это важнейший элемент велосипедного руля, крепящий его к велосипеду, а точнее к рулевой колонке. Каждый тип выноса — горный,  дорожный или гибридный, требует для себя совместимый руль. При этом болтовое крепление горных и гибридных выносов имеет диаметр 25,4 мм, а дорожного – 26 мм и совместимый с ними руль должен иметь соответствующую область болтового крепления. Кроме стандартных величин, некоторые горные, а так же значительное количество дорожных рулей используют уникальный размер болтового крепления – 31,8 мм. У выноса имеется возможность изменения длины, что позволяет при замене руля сохранить привычное положение рук. Заменив обычный вынос на регулируемый можно поднять или опустить руль, изменяя угол наклона выноса. Однако, при этом важно помнить, что при изменении высоты руля,  необходимо регулировать также и длину выноса, для сохранения необходимого расстояния между рулем и сидением велосипеда.

Все навесное оборудование для каждого вида руля уникально.  Другими словами — невозможна установка тормозных  рычагов с любимого шоссейника на руль горного велосипеда, как бы этого не хотелось. Переключатели передач и тормозные рычаги горного велосипеда соответствуют только горному типу руля, имеющему диаметр 22,2 мм.  Соответственно —  рычаги и переключатели дорожного велосипеда подходят для шоссейного руля с диаметром 23,8 мм.

manetka

Существуют два типа рулевых колонок. Первый — резьбовая рулевая колонка Threaded ), второй —  безрезьбовая ( Threadless илиAheadset ). Колонка первого типа имеет широкие возможности для регулировки по высоте, точно подгоняясь под рост велосипедиста. Несколько десятков лет назад она была самой распространенной, применяясь практически на 100% велосипедов.  На внутренней стороне гайки и верхнем кольце качения данного типа колонки имеется резьба, посредством которой держится собственно вилка и происходит регулировка подшипника. Чашки, в которых вращаются подшипники запрессованы в рулевую, а сами подшипники удерживаются кольцами качения сверху и снизу.  Резьбовыми рулевыми колонками оборудуются шоссейные и спортивно-туристические велосипеды с необходимостью индивидуальной подгонки посадки велосипедиста.

рулевая-колонка-с-резьбой

По прошествию времени и под влиянием всё более трансформирующихся стилей катания и видоизменяющихся требований к технике, появилась рулевая колонка другого типа, которая и  перехватила доминирующую позицию у резьбовой. В настоящее время безрезьбовая колонкаAheadset устанавливается практически на все современные алюминиевые велосипеды. От резьбовых предшественниц эти рулевые колонки имеют коренное отличие —  так как, в такой колонке нет резьбы, они не отвечают за фиксацию вилки. В остальном и та и другая сходны по конструктиву – обе имеют верхнюю и нижнюю чашки, удерживающие подшипник, верхние и нижние кольца качения, направляющую гильзу и распорный элемент — якорь, крепящийся в штоке вилки. При закручивании регулировочного болта в крышке происходит стягивание данной конструкции, а полное закрепление штока выполняется затягиванием болтов на выносе, что и закрепляет всю систему от короны вилки до выноса.

Cane

 Безрезьбовая  рулевая колонка по высоте регулируется незначительно. Но зато она имеет намного более высокие параметры жесткости. Как уже было сказано, безрезьбовые колонки захватили весь рынок современных  велосипедов из алюминия, а значит практически на любом горном велосипеде, с большей долей вероятности, будет стоять именно такая колонка. Поэтому при выборе велосипеда необходимо обращать внимание на её высоту.

Кроме двух стандартных типов существует масса других разновидностей рулевых колонок, отличающихся стандартами и конструктивными особенностями — безрезьбовая Columbus, полуинтегрированная Columbusполуинтегрированная Zero Stack 1⅛,  интегрированная Campagnolo  Standart, интегрированные  Cane Creek Integrated Standard 1 и Standard 1⅛, полутора дюймовая 1.5″ Integrated Standard для карбоновых шоссеров и прочее, и прочее…

dakine-cross-x-

Вернемся, однако, к нашим баранам. То есть, непосредственно к рулям. Основная характеристика руля, если отбросить разные умные термины — это его ухватистость. Чем удобнее и крепче схвачен руль, тем дольше любой велосипедист просидит верхом на своем Росинанте. А вот за удобство хвата отвечают красивые эластичные ручки на концах рулевой трубы — грипсы. Правда, вот если говорить именно о «баранах» или «бараньих рогах» — там то, как раз никаких ручек и нет. Элитарность и стиль шоссейных рулей подчеркивает индивидуальная обмотка — синтетическая, кожаная или тряпичная лента, которой обматывают руль для улучшения сцепления и амортизации. Искусство правильной намотки должен познать каждый шоссер. Мастерство приходит с годами медитативных практик, ведь дело это очень личное и, даже, в какой-то степени, интимное… не так-то легко решиться отдать свои рога в чужие руки.

YouTube Трейлер

Грипсы же — вещь приземленная и утилитарная. Благодаря им просто увеличивается диаметр руля, а значит — его становится удобнее держать. Изготавливаются из резины или других пористых материалов. Благодаря этому они гасят вибрации руля, а так же уменьшают возможность повреждения кистей и запястий рук. Чем материал плотнее и тверже – тем более он долговечный и износостойкий, а чем мягче – тем наоборот. С комфортом и хватом ситуация такая — мягкие более комфортные и полезные для здоровья, жесткие — более чуткие и ухватистые.  Аскетизм — занятие похвальное, однако о предотвращении хронического неврита локтевого нерва и стенозирующего лигманетита тыльной связки запястья всё же стоит позаботиться заранее. Поэтому — гасите вибрации и ударные нагрузки с помощью этих красивых резиночек.

ulna nerve

 Кроме того, причиной дискомфорта, влекущего за собой профессиональные заболевания, может стать длительное  нахождение рук в статическом положении. При этом кровь плохо циркулирует по сосудам конечностей, в связи с чем руки затекают и устают.  В таком случае, положение облегчают специальные приспособления, крепящиеся на руль — велосипедные рога!  Выбор рогов – достаточно интересный вопрос. Рога в основном есть такие: короткие, длинные, прямые и с изгибом. Устанавливают их на торцах руля, с наружной стороны, реже — со внутренней стороны грипс. Рога, как правило подняты вверх или направлены вперёд, от себя — это придает велосипеду и, едущему на нем, велосипедисту вид агрессивно- спортивный, даже угрожающий…

4150732

Впрочем, не переусердствуйте. Постарайтесь в своем спортивном задоре не допускать смешных и нелепых ситуаций, при которых рога могут при движении велосипеда заце­пится за посторонние предметы — это чревато конфузом, опрокидыванием и, в конце концов, получением физических повреждений. Как от падения на поверхность дороги, так и от кулаков поддетого на рога встречного бычка с района.  Велосипедные рога для предотвращения аварийных ситуаций устанавливаются строго загнутыми вовнутрь, но никак не наружу.

falling-off-bike

И помните главное – какой бы руль не находился у вас в руках, куда вы его повернете — туда и приедете!

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.