Размеры цепи велосипеда

Велосипедная цепь, передний блок звёзд или система, задний блок звёзд или кассета, образуют трансмиссию велосипеда. Велосипедная цепь состоит из звеньев. Многие производители велосипедных цепей снабжают свои цепи специальным разъёмным звеном — замком цепи

Велосипедная цепь подвержена достаточно интенсивному износу и поэтому вполне может быть отнесена к расходным материалам. Для продления срока службы трансмиссии, велосипедисты практикуют эксплуатацию не одной, а нескольких цепей, которые устанавливаются на велосипед в порядке круговой замены. Обычно круговая замена требует 2-3 цепи.

Основные параметры велосипедной цепи

Велосипедная цепь состоит из звеньев. В англоязычной литературе для этого используется термин link. Англ. Link — звено, links — звенья.

Звенья велосипедной цепи разные. Стандарт различает внутреннее звено, наружное звено, соединительное звено (замок цепи) см. Рис.1.

Наружное звено, внутреннее звено, соединительное звено

Рис.1. Наружное звено, внутреннее звено, соединительное звено

Производители велосипедных цепей позиционируют их по уровням надёжности, точности изготовления и долговечности.

Современные велосипедные цепи могут с одинаковым успехом использоваться на велосипедах различных типов. Ту или иную велосипедную цепь можно эксплуатировать на городском или шоссейном велосипеде, на туристическом велосипеде или на горном. Тем не менее, некоторые производители чётко соотносят выпускаемые велосипедные цепи с типами велосипедов.

Для плавного переключения передач конфигурация велосипедной цепи усовершенствована. На некоторых участках пластин конструкторами предусмотрены специальные фаски. Эти фаски облегчают работу переключателей передач, ускоряя надёжное зацепление зубьев звёзд и велосипедной цепи см.Рис.2.

Фаски на пластинах звеньев велосипедной цепи

Рис.2. Фаски на пластинах звеньев велосипедной цепи

Износ цепи зависит от условий эксплуатации и регулярности обслуживания. Из-за разных условий эксплуатации одинаковые цепи одного производителя, установленные на горный велосипед и на шоссейный велосипед, будут изнашиваться по-разному.

Разберём основные параметры велосипедной цепи, которые играют важную роль при подборе новой цепи.

Шаг велосипедной цепи

Все современные велосипедные цепи имеют стандартный шаг равный 1/2″ или 12.7 мм.

Шаг велосипедной цепи равен расстоянию между пинами см.Рис.3.

Велосипедные цепи имеют стандартный шаг равный 1/2” или 12.7 мм

Рис.3. Велосипедные цепи имеют стандартный шаг равный 1/2″ или 12.7 мм

Перевод в миллиметры дробных значений дюймов можно осуществить при помощи Таблицы перевода дробных значений дюймов в миллиметры

Количество звеньев велосипедной цепи и её рабочая длина

Длина велосипедной цепи определяется количеством звеньев, составляющих цепь. Например, цепи, поставляемые в запчасти и рассчитанные на работу с 12-скоростной кассетой, имеют длину 126 чередующихся внутренних и наружных звеньев.

Для комплектации велосипедов поставляются цепи длиной 108, 110, 112, 114, 116, 118, 120, 122, 124, 126 звеньев.

Велосипедные цепи, которые поставляются в запчасти, обычно состоят из 114 или 116 звеньев. Количество звеньев зависит от подхода производителя. Многие производители велосипедных цепей снабжают свои цепи специальным разъёмным звеном — замком цепи.

Количество звеньев 114 или 116 может оказаться избыточным. Для разных типов велосипедов требуется различная рабочая длина цепи. Рабочая длина цепи достигается путём удаления лишних звеньев.

Для горных велосипедов MTB цепь обычно приходится укорачивать до 106-108 звеньев. Такая длина цепи обусловлена размером звёзд системы и длиной задних перьев.

Для велосипедов с длинными задними перьями, например, для некоторых найнеров, цепь укорачивают до 112 звеньев.

Для велосипедов определённого типа, например, шоссейных, цепь можно не укорачивать и использовать из коробки.

При замене заводской цепи на новую цепь, следует обязательно посчитать и записать данные о количестве звеньев в заводской цепи. В новых цепях, при необходимости, следует оставлять такое же количество звеньев, какое было у заводской цепи.

Ширина велосипедной цепи или длина пина

Габаритная ширина велосипедной цепи определяется размером пина. Конструкторы проектируют ширину велосипедной цепи исходя из ширины кассеты и количества звёзд в ней.

Прослеживается явная тенденция к уменьшению ширины велосипедных цепей при одновременном росте числа звёзд в кассете.

Основные размеры велосипедной цепи

Шаг велосипедной цепи

Как уже отмечалось, шаг велосипедной цепи составляет 1/2″ или 12.7 мм.

Ширина велосипедной цепи

Ширина велосипедной цепи, определяемая по длине пина, приведена в Таблице 1

Ширина велосипедной цепи

Таблица 1

Популярны цепи, рассчитанные на кассету с 7-8 звёздами. При этом ширина цепи некоторых производителей может превышать величину 7.3 мм.

Типы велосипедных цепей, выпускаемые некоторыми производителями, приведены в Таблице 2.

Типы велосипедных цепей, выпускаемые некоторыми производителями

(по данным официальных сайтов)

Таблица 2

В Таблице 2 звёздочками обозначены типы велосипедных цепей, выпускаемых некоторыми производителями.

Износ велосипедной цепи

В процессе эксплуатации велосипедная цепь подвергается износу.

На износ велосипедной цепи влияет множество факторов. Вот некоторые из них:

  • Материалы, из которых изготовлена велосипедная цепь;

  • Манера педалирования, практикуемая велосипедистом;

  • Манера переключения передач и перекос цепи;

  • Своевременная очистка цепи от пыли и грязи;

  • Своевременная смазка велосипедной цепи.

Своевременный уход, очистка и смазка продлевают срок эксплуатации велосипедной цепи. Тем не менее, велосипедная цепь в процессе эксплуатации изнашивается.

Определение величины износа велосипедной цепи

Когда речь заходит об износе велосипедной цепи, то под этим подразумевается явление «вытягивания» или удлинения цепи в процессе эксплуатации. Это «вытягивание» происходит от того, что в каждом сочленении звеньев в результате износа появляется зазор. Сочленений с зазорами в обычной цепи больше ста. Все эти зазоры суммируются, и возникает эффект «вытягивания» цепи.

Например, если зазоры в каждом сочленении увеличатся на 0.01 мм, то это приведёт к общему удлинению цепи больше, чем на 1 мм.

Как сильно вытянулась цепь, подскажут нехитрые способы, доступные многим.

Например, можно просто сравнить новую и старую цепи см.Рис.4.

Новая велосипедная цепь (верхняя) и «вытянувшаяся» старая (нижняя)

Рис.4. Новая велосипедная цепь (верхняя) и «вытянувшаяся» старая (нижняя)

Для определения величины «вытягивания» цепи можно воспользоваться разными способами см.Способы измерения износа цепи

© 2016 abcIBC.com. All rights reserved.

Удачных поездок!

См.также

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.