Разборка втулок велосипеда

Во втулке типа чашка-конус используются рассыпные подшипники и в них можно легко настроить их натяжение, в отличие от большинства втулок с промышленными подшипниками, которые никак не настраиваются. В них «чашка» служит внешним кольцом для шариков подшипника, и она запрессована во втулку, ее нельзя заменить, а «конус» служит внутренним кольцом и накручивается на ось.

Шарики подшипника обычно имеют размер 1/4 дюйма в задней втулке и 3/16 дюйма в передней, они вращаются между чашкой и конусом. Натяжение подшипников настраивается закручиванием конуса на ось, затем конус фиксируется в своем положении с помощью контргайки (шайба между конусом и контргайкой дает возможность проще затянуть их друг к другу). Передние втулки чашка и конус обычно симметричные, хотя втулка часто слегка сдвинута, чтобы скомпенсировать крепеж ротора. На задних втулках устанавливается барабан свободного хода (храповый механизм, который позволяет двигаться накатом) и конус с контргайкой со стороны звездочек могут находиться внутри храпового механизма, незаметные снаружи.

Компоненты втулки чашка и конус (слева направо): контргайка, шайба и конус.

Некоторые полезные советы перед началом:

  • Хотя разводной ключ можно использовать для ослабления контргайки, вам потребуется ключ для конуса, чтобы вставить его в тиски между контргайкой и бортиком конуса. Сходите с вашим колесом в ближайший магазин и подберите подходящий ключ.
  • Для работы с передней втулкой обычно требуются ключи для конуса на 13, 15 и 17мм, для задней нужны ключи на 17 и 19мм.
  • Густая водостойкая смазка будет наилучшим выбором для втулки.
  • В передних втулках обычно используется десять шариков 3/16 дюймов с каждой стороны, на задней девять шариков 1/4 дюйма с каждой стороны. Это не всегда так, поэтому пересчитайте шарики с каждой стороны прежде чем снять их.
  • Шарики для подшипников можно купить в магазине и они очень дешевые. Если вы собираетесь перебрать вашу втулку, вам следует поменять и шарики в ней.
  • При разборке втулки вы вытащите из нее много мелких деталей. Разложите их на рабочем столе в том порядке, как будете вытаскивать из втулки.
  • Очень важно, чтобы концы оси не высовывались наружу слишком далеко за контргайку. Если это произойдет, вы не сможете крепко зафиксировать колесо в раме или вилке. Ось никогда не должна выступать за внешнюю грань рамы или вилки. Ось должна высовываться с обоих сторон колеса на одинаковое расстояние.
  • Вам нужно будет таким образом отрегулировать втулку, чтобы в ней было минимальное натяжение подшипников при котором нет люфта. Втулки с нарушенной поверхностью, по которой движутся шарики, не может крутиться равномерно, без рывков, даже если ее собрать и настроить правильно.

Для этой работы обязательно потребуются подходящего размера ключи для конуса и смазка, но также будет удобно использовать магнит, разводной ключ и зажим для оси.

Насколько сильно нужно затягивать? Важно заметить, что затягивание подшипники втулки сильнее, чем это необходимо, ни коим образом не убережет их от ослабления в дальнейшем, а в действительности усилит износ всех деталей. На втулке с рассыпными подшипниками, которую сильно затянули и ездили на ней, скорее всего будут испорчены и чашка и конус, и, возможно, ее придется заменить целиком. То же самое произойдет при езде со слабым натяжением подшипников. Итак, как же узнать, когда натяжение правильное?

В идеале, быстросъемная втулка должна иметь небольшую величину постукивания или люфта, когда она не зафиксирована в раме или на вилке. Это происходит из-за того, что полая ось согнется на небольшую величину, когда быстросъемный зажим будет зафиксирован и уберет этот люфт. Если у втулки с эксцентриковым зажимом нет люфта, когда она снята с велосипеда, то скорее всего она слишком туго затянута. Это не относиться к сплошным осям, которые закрепляются гайками. Все это совершенно не работает с изогнутыми осями или поврежденными чашками и конусами. Такие части нужно заменить, чтобы правильно отрегулировать втулку.

Необходимые инструменты:

  • Ключи для конусов (обычно используются на 13, 15, 17 и 19 мм)
  • Разводной ключ (не обязательно)
  • Зажим для оси (вам также потребуются и тиски, чтобы использовать его)
  • Магнит (не обязательно)
  • Чистая тряпка

Шаг 1. Снимите колесо с велосипеда и вытащите эксцентриковый зажим, будьте осторожны не потеряйте центрирующие пружины с каждой стороны. На большинстве втулок с рассыпными подшипниками установлены резиновые пыльники, которые надо снять, чтобы добраться до конуса и его граней для установки ключа. Если вы работаете с задней втулкой, вам также нужно снять кассету. Пересчитайте количество открытых витков резьбы на конце оси, прежде чем переходить к следующему шагу. Если на конце оси нет резьбы, как показано на фото, вы можете использовать штангенциркуль для измерения.

Шаг 2. Всегда разбирайте заднюю втулку со стороны ротора, а переднюю со стороны без ротора. Теперь вам надо ослабить и открутить конусы с одной стороны втулки. Для этого удерживайте конус подходящим по размеру ключом и открутите контргайку против часовой стрелки другим ключом для конуса или разводным ключом. Вы также можете использовать зажим для оси, чтобы удерживать ее в тисках, когда ослабляете контргайку.

Шаг 3. Положите колесо на стол, чтобы предотвратить выпадание деталей на пол, открутите и снимите с оси контргайку, тонкую шайбу и конус. Положите их в безопасное месть в том порядке, как вы их сняли.

Шаг 4. Снимите ось, медленно вытащив ее с противоположной стороны, будьте осторожны, не потеряйте шарики подшипников, когда будете вытаскивать ось. Всегда обращайте внимание, с какой стороны втулки вы вытаскиваете ось, чтобы не было путаницы при сборке.

Шаг 5. К этому моменту вы должны снять конус, шайбу (одну или несколько) и контргайку, а также саму ось. На некоторых втулках используются толстые шайбы между конусом и контргайкой, а на других втулках несколько тонких шайб. Шайбы не только позволяют конусу и контргайке быть притянутыми друг к другу без риска ослабить натяжение, но также крайне важны для размещения деталей на нужном расстоянии. Всегда собирайте втулку с теми же шайбами, в том же порядке, как вы снимали их. Почистите ось и другие детали подходящим чистящим средством.

Шаг 6. Теперь самое время убедиться, что конус и контргайка, оставшиеся на оси затянуты достаточно туго. Удерживайте конус жестко с помощью ключа для конуса и проверьте насколько сильна затянута контргайка с помощью другого ключа для конуса или разводного ключа.

.jpg">

Шаг 7. Посчитайте количество шариков с каждой стороны, прежде чем вытащите их. В передней втулке обычно ставят десять шариков размером 3/16 дюйма с каждой стороны, на заднюю втулку девять шариков 1/4 дюйма с каждой стороны, хотя это не всегда так.

Шаг 8. Магнит очень упростит вытаскивание шариков, но его использовать необязательно. Если у вас нет магнита, вы можете просто вытащить шарики кончиком отвертки или они часто сами выпадают. Дважды проверьте отверстие посредине втулки, чтобы убедиться, что внутри него не осталось шариков. На многие втулки с рассыпными подшипниками устанавливают металлический колпачок, защищающий от пыли, который запрессовывается во втулку (серебряное кольцо окружающее подшипники на фото ) и он не рассчитан на то, чтобы его вытаскивали. Хотя вы можете вытащить его отверткой, но скорее всего при этом вы его повредите. Лучше оставить его на месте.

Шаг 9. Вам нужно теперь удалить с поверхностей движения шариков всю старую смазку вместе с грязью и мелкими металлическими стружками, которые в ней могут присутствовать. Тряпка, обмотанная вокруг пальца, вполне подойдет для этой работы, хотя вы можете проделать все это и с помощью ватной палочки. Также теперь нужно тщательно осмотреть поверхности движения шариков в чашке и конусе. Они должны быть гладкими и без изъянов, ямок, неравномерного износа, которые приводят к неравномерному вращению. Если вы найдете дефект на конусе, вам нужно с ним сходить в магазин запчастей и подобрать подходящую замену (существует много, очень много размеров конусов). К сожалению, с чашкой мало что можно сделать, она запрессована внутрь втулки и ее нельзя заменить. Хорошая густая смазка может скрыть некоторые изъяны, но изношенная чашка чаще всего как похоронный марш для всей втулки.

Шаг 10. Смазка — ваш друг. Положите толстую полоску смазки внутри на поверхность чашки, она должна полностью покрывать весь периметр. Это также поможет удерживать шарики подшипников, когда вы будете собирать втулку. Аккуратно вставьте шарики с обоих сторон втулки, их должно быть ровно столько, сколько вы вытащили, когда разбирали ее.

Шаг 11. Когда шарики будет установлены на свои места, нужно вставить ось. Прежде чем делать это, намажьте смазку на поверхность конусов, где будут кататься шарики. Обратите внимание, с какой стороны вы будете вставлять ось, ее нужно вставлять с той стороны, откуда вы ее вытащили. В переднюю втулку ось нужно вставлять со стороны ротора, а в заднюю со стороны барабана свободного хода. Будьте внимательны, не выроните шарики из чашек.

Шаг 12. Накрутите конус, предварительно смазав его поверхность соприкасающуюся с шариками слоем смазки, далее установите нужную шайбу и контргайку. Закрутите конус по часовой стрелке, пока он не соприкоснется с шариками и затем открутите его на четверть оборота.

Шаг 13. С помощью ключа для конуса удерживайте его на месте и затяните контргайку вплотную к нему с помощью другого ключа. Втулку далее нужно будет, скорее всего, отрегулировать, но важно помнить, что пока колесо не зафиксировано зажимом, втулка с эксцентриковым зажимом должна не до конца зажимать подшипники, должен оставаться небольшой люфт, а после установки и фиксации зажима не должно остаться никакого люфта. Это из-за того, что полая ось с эксцентриковым зажимом слегка сжимается при фиксировании ее зажимом.

Покрутите ось втулки с эксцентриковым зажимом пальцами — она должна вращаться свободно, гладко, равномерно, но с небольшим люфтом. Установите ее на раму или вилку и постарайтесь ощутить люфт, удерживая за верх колеса и покачивая его вдоль оси. Если люфта нет и колесо вращается гладко и равномерно, вы закончили работу. Если нет, продолжайте дальнейшие шаги.

Шаг 14. Снимите резиновый пыльник со втулки и пружины эксцентрикового зажима (таким образом, что гайка QR зажима будет соприкасаться лишь с внешней контргайкой втулки) и зафиксируйте колесо с внешней стороны заднего треугольника велосипеда, сторона, которую вы настраиваете должна быть ближе к вам. При таком креплении сила эксцентрикового зажима должна быть примерно такой же, как когда колесо установлено на велосипеде во время поездки.

Шаг 15. Положите одну руку на конус и контргайку с вашей стороны, а другую на обод. Аккуратно покачайте обод туда и обратно в осевом направлении и постарайтесь ощутить люфт во втулке другой рукой. Если почувствуете какое-либо постукивание, вам нужно будет слегка поджать подшипники втулки.

Шаг 16. Одной рукой аккуратно удерживайте конус на месте, а другой ослабьте контргайку, повернув ее против часовой стрелки. Когда контргайка будет ослаблена, поверните ключ на конусе по часовой стрелке примерно на десять градусов. Удерживайте конус на месте ключом и затяните контргайку. Проверьте наличие люфта, как описано в шаге 15 и, если люфт остался, повторите процесс, пока он не исчезнет. Запасайтесь временем и делайте регулировку небольшими шагами, скорее всего, вам потребуется проделать это несколько раз, прежде чем настройка достигнет совершенства.

Для последней проверки немного откройте ручку эксцентрика зажима (так чтобы она расположилась под углом 45 градусов, но при этом удерживала колесо в дропауте) и проверьте люфт втулки, удерживая одну руку на оси. Должен быть небольшой люфт, но он должен исчезать при затягивании зажима.

Пересчитайте количество витков резьбы на выступающей части оси с каждой стороны, чтобы убедиться, что они совпадают с тем, что было перед разборкой втулки и это количество одинаковое с обоих сторон. Сотрите все излишки смазки.

Оригинал pinkbike.com

Статья подправлена, перевод выполнен cyclenews.ru

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.