Расстояние между городами на велосипеде

Поездка из Петербурга в Москву — рутинное перемещение, которое мало у кого ассоциируется с настоящим путешествием. Некоторые велосипедисты ради спортивного интереса преодолевают его на скорость — но почти никто не отправляется в поездку ради того, чтобы посмотреть, как живёт страна между двумя её главными городами. По просьбе The Village участник такого путешествия Максим Поляков рассказал о своих передвижениях и составил инструкцию для тех, кто планирует нечто похожее.

Максим Поляков

Современный транспорт по большей части похож на телепорт, который перемещает человека из пункта А в пункт В, и по возможности изолирует от внешней среды. Преодолевать пространство мы научились, а понимать? Мне была интересна как раз внешняя среда, хотелось понять, как устроена жизнь вне мегаполисов и соединяющих их автомагистралей. Поэтому я выбрал велосипед. Кто-то считает его архаикой, кто-то, напротив, называет транспортом XXI века. Но дело не в том, какое место ему отводят, а в том, какой спектр возможностей он открывает. Он поможет проехать там, куда на машине даже не подумаешь сунуться. При этом велосипедисту по плечу расстояния, о которых пешеходу не стоит и мечтать. На нём ты не чувствуешь себя оторванным от окружающей действительности.

Мы отправились в путешествие вдвоём с другом Эдуардом Крыловым. Кроме двух велосипедов, нагруженных нашими пожитками, имелось острое желание миновать основные автомагистрали и при этом уложиться в одну неделю. Маршрут проходит по четырём областям: Ленинградской, Новгородской, Тверской и Московской. И это не только географическое деление. Это четыре эпизода, каждый со своим настроением, своими декорациями и своими уроками.

Кроме базового набора личных вещей, мы взяли с собой палатку, спальные мешки, газовую горелку и вообще всё, что нужно для автономных ночёвок. Буквально с первого дня пришли к выводу, что лучше всего ночевать либо в деревнях, либо в их окрестностях. Это связано не только с необходимостью достать воду, но и с тем, что деревни обычно расположены на сухих, ровных, возвышенных местах, а придорожная местность в большинстве случаев болотиста и малопригодна для комфортного ночлега. Кстати, дважды мы останавливались в хостелах, хотя и не планировали этого изначально, — в Великом Новгороде и в Твери. Уже оказавшись в городе к вечеру, глупо было выбираться из него и ночевать где придётся. В хостелах за умеренную плату (400 рублей) можно постирать вещи, зарядить телефоны, полноценно отдохнуть. Судя по публике, они весьма популярны не только у российских, но и у иностранных туристов.

Еду мы почти не брали. Маршрут устроен так, что ежедневно проезжаешь через города или сёла, где есть магазины. Продукты можно купить практически на любом участке пути. Минимального запаса на один день и одну ночёвку вполне хватит для того, чтобы не беспокоиться о содержимом своего желудка.

Маршрут и дороги

Утро выплёвывает нас из мегаполиса вместе с волной грузовых фур и несущихся легковушек, оставляет за спиной колонны многоэтажек и выстроенных по струнам проспектов. А к вечеру, 140 километров спустя, велосипеды нервно трясутся по выбоинам единственной в деревне Кремено улицы. Улица эта, мощённая булыжником, давно разъехавшимся и поросшим травой, упирается в болота. Аккуратный ряд домов последним оплотом человеческого выстроился вдоль реки Кременки.

Между утренним и вечерним полюсом вместились пригороды Петербурга с повышенной концентрацией истории, провинциальные посёлки, где никто никуда не спешит, садоводства и дачи, сёла, окружённые заборами елового леса, лугами и топями. В селе Мины казалось, что дорога хранит следы от артобстрелов Великой Отечественной, а название села Чаща ничего хорошего не предвещало, и это следовало бы учесть перед тем, как ступить на эфемерную лесную тропу, пересекающую заболоченные разливы реки Оредеж.

Может, это удача, но за всё время путешествия нам не встретилось ни одного плохого человека. Если в Ленинградской и Московской областях велотурист не редкость и местные жители не особо удивляются, то в Новгородской и Тверской области, особенно в отдалённых от основных магистралей районах, наше появление вызывало любопытство. Часто жители сёл сами окликали нас, интересовались, каким ветром сюда занесло, удивлялись. С охотой рассказывали о состоянии дороги, об интересных вещах, связанных с местностью, могли порекомендовать, где встать на ночлег и где набрать воды, иногда такие советы заканчивались тем, что мы разбивали палатку во дворе рассказчика и у него же разживались водой. Если обращаешься к человеку с просьбой, то важно в первую очередь эффектно преподнести себя и рассказать о масштабах путешествия. Например, фраза о том, что мы едем из Петербурга в Москву, мгновенно располагала человека и вызывала уважение к нам. Кроме того, стоит рассказывать о трудностях, делиться планами и не стесняться просить совета — это вносит в жизнь людей, живущих далеко от цивилизации, разнообразие и делает их как бы твоими соучастниками. Такой человек с удовольствием поможет решить возникшие вопросы и очень облегчит жизнь.

Кроме медведя, мы не встретили ни одного дикого животного. Дорога через Валдайский национальный парк была покрыта кабаньими следами, но с животными мы, к счастью, не пересекались, а оленей увидели лишь на дорожных знаках, обозначающих их присутствие. Кто действительно доставил нам массу проблем, так это комары. В один из вечеров в кипящую на горелке воду их нападало так много, что вместо задуманного чая варево больше походило на мясной суп. Лучший способ избежать массовой комариной атаки — это выбирать для ночёвки открытые, продуваемые места. Все прочие методы — репелленты, «вонючки» и «дымелки» — не очень действенны.

Альтернативный транспорт

День на исходе, колёса шуршат по непривычно пустой Тверской. Она отчего-то напоминает Невский в то утро понедельника, когда мы стартовали. И будто всё ещё впереди — дорога, люди, болота, медведи. А наш путь замкнулся.

Итоги

фотографии: Оскар Карлин, Аня Галатонова

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.