Рама дорожного велосипеда
Рама — это основа всего велосипеда. На нее крепятся колеса, руль и седло. От ее конструкции напрямую зависит проходимость, управляемость, прочность. И даже выбор диаметра колеса велосипеда также связан с рамой.
Строение рамы
В большинстве случаев рама изготавливается из стальных, алюминиевых, титановых или углепластиковых труб, которые свариваются между собой. Рама разделяется на передний и задний треугольники. Каждый из них, в свою очередь, состоит из еще более мелких компонентов.

Передний треугольник
Передний треугольник составляют верхняя труба, нижняя труба и подседельная труба.
- Верхняя труба соединяет подседельную и рулевые трубы, которые также относятся к переднему треугольнику. В женских модификациях велосипедов верхняя труба зачастую отсутствует, что облегчает посадку на велосипед в юбке.
- Нижняя труба соединяет рулевую трубу и каретку.
- Подседельная труба находится на стыке переднего и заднего треугольников. Она соединяет каретку и седло.
К переднему треугольнику также можно отнести рулевую трубу, кареточный узел и подседельный хомут.
- Рулевая труба (она же — рулевой стакан) используется для установки руля и передней вилки велосипеда. Устройство рулевой трубы, а если точнее, то ее диаметр, влияет на прочность всего велосипеда. К примеру, в дорожных версиях велосипедов, особенно в недорогих модификациях, используется рулевая труба диаметром в 1 дюйм. А для горных моделей, нагрузка на которые по умолчанию выше, используется труба диаметром в 1,125 дюйма. Реже используется конический вариант трубок, для которых характерен разный диаметр. В нижней части он может составлять 1,5 дюйма, а в верхней 1,125. Как правило, подобная система дает раме большую жесткость.
- Узел каретки велосипеда — устройство очень простое. Это часть рамы, которая используется для установки самой каретки. Визуально он похож на горизонтальное отверстие в раме. Разделяются узлы каретки по своему диаметру и ширине. Диаметр отверстия может быть от 37 до 46 мм, а ширина от 62 до 95,5 мм. Под каждый диаметр и ширину нужна своя каретка, так как они не взаимозаменяемы.
- Подседельный хомут может поставляться вместе с рамой или вместе с седлом. Он используется для фиксации седла на раме. Есть два варианта расположения хомута — креплением вперед и назад. В первом случае удобство заключается в том, что крепление не загрязняется. То есть при частой смене позиции седла (к примеру, для разных стилей езды его то поднимают, то опускают), передний вариант будет комфортнее. С другой стороны, если расположить его сзади, то на него можно повесить сумку с инструментами, фонарик или крепления для фиксации груза. Эти особенности также помогают понять, как выбирать седло, особенно в случаях, когда хомут идет в комплекте с ним, а не с рамой.

Задний треугольник
Задний треугольник включает в себя две пары труб, которые часто называют «перья». Нижняя пара отходит от каретки, а верхняя — от подседельной трубки. В месте их соединения друг с другом расположен кронштейн под заднюю втулку на велосипед. Так как выбор кронштейнов достаточно обширный, проще всего разделить их на три группы: горизонтальные, вертикальные и регулируемые.
- Горизонтальные кронштейны используются на велосипедах с планетарными втулками, устройство которых не позволяет устанавливать вертикальный кронштейн, а также на моделях велосипедов с одной скоростью, где вертикальное крепление просто не требуется.
- Вертикальные версии кронштейнов применяются на большинстве моделей велосипедов. Они обеспечивают быструю и простую установку колеса, но несовместимы с планетарными втулками.
- Регулируемые кронштейны универсальны. С их помощью можно сделать из односкоростного велосипеда многоскоростной или наоборот.
Отдельного внимания заслуживает такой элемент, как «петух». Это тоже кронштейн, который крепится к раме отдельно и служит для защиты заднего переключателя скоростей от ударов. Он буквально принимает всю силу удара на себя, что позволяет переключателю служить намного дольше.

Влияние конструкции рамы на характеристики велосипеда
Рама напрямую влияет на особенности велосипеда, в частности, на его стабильность, сцепление, устойчивость и даже скорость. К примеру, чем длиннее верхняя труба переднего треугольника, тем менее маневренным, но более стабильным будет велосипед. Верно это и в обратном направлении. То есть для шоссейного велосипеда, который используется в основном для езды по сравнительно прямой траектории с большой скоростью, понадобится длинная верхняя труба, а для велосипеда, ориентированного на выполнение трюков, нужна короткая верхняя труба, потому как в этом случае более важна маневренность.
Если подседельная трубка сильно отклонена в сторону заднего колеса велосипеда, вес велосипедиста будет смещен в ту же сторону. Это даст больший упор на заднее колесо. Такое положение обеспечивает лучшее сцепление с поверхностью. А если ту же трубку сдвинуть ближе к переднему колесу, то человек будет практически лежать на верхней части рамы. Такая посадка делает больший упор на педали, что придает велосипеду высокую скорость.
Имеет значение и длина пар трубок заднего треугольника рамы. Чем они короче, тем лучше сцепление с поверхностью, прочнее общая конструкция рамы, выше маневренность велосипеда. И еще один важный фактор: чем короче эти трубки, тем меньший диаметр заднего колеса можно выбрать.
Не экономьте, выбирая раму. Стоит обратить внимание на качественные модели из титана или хотя бы алюминия, которые не сломаются и не погнутся от первого падения и прослужат вам не один сезон.