Рама дорожного велосипеда

Рама — это основа всего велосипеда. На нее крепятся колеса, руль и седло. От ее конструкции напрямую зависит проходимость, управляемость, прочность. И даже выбор диаметра колеса велосипеда также связан с рамой.

Строение рамы

В большинстве случаев рама изготавливается из стальных, алюминиевых, титановых или углепластиковых труб, которые свариваются между собой. Рама разделяется на передний и задний треугольники. Каждый из них, в свою очередь, состоит из еще более мелких компонентов.

Строение рамы с подписями

Передний треугольник

Передний треугольник составляют верхняя труба, нижняя труба и подседельная труба.

  • Верхняя труба соединяет подседельную и рулевые трубы, которые также относятся к переднему треугольнику. В женских модификациях велосипедов верхняя труба зачастую отсутствует, что облегчает посадку на велосипед в юбке.
  • Нижняя труба соединяет рулевую трубу и каретку.
  • Подседельная труба находится на стыке переднего и заднего треугольников. Она соединяет каретку и седло.

К переднему треугольнику также можно отнести рулевую трубу, кареточный узел и подседельный хомут.

  • Рулевая труба (она же — рулевой стакан) используется для установки руля и передней вилки велосипеда. Устройство рулевой трубы, а если точнее, то ее диаметр, влияет на прочность всего велосипеда. К примеру, в дорожных версиях велосипедов, особенно в недорогих модификациях, используется рулевая труба диаметром в 1 дюйм. А для горных моделей, нагрузка на которые по умолчанию выше, используется труба диаметром в 1,125 дюйма. Реже используется конический вариант трубок, для которых характерен разный диаметр. В нижней части он может составлять 1,5 дюйма, а в верхней 1,125. Как правило, подобная система дает раме большую жесткость.
  • Узел каретки велосипеда — устройство очень простое. Это часть рамы, которая используется для установки самой каретки. Визуально он похож на горизонтальное отверстие в раме. Разделяются узлы каретки по своему диаметру и ширине. Диаметр отверстия может быть от 37 до 46 мм, а ширина от 62 до 95,5 мм. Под каждый диаметр и ширину нужна своя каретка, так как они не взаимозаменяемы.
  • Подседельный хомут может поставляться вместе с рамой или вместе с седлом. Он используется для фиксации седла на раме. Есть два варианта расположения хомута — креплением вперед и назад. В первом случае удобство заключается в том, что крепление не загрязняется. То есть при частой смене позиции седла (к примеру, для разных стилей езды его то поднимают, то опускают), передний вариант будет комфортнее. С другой стороны, если расположить его сзади, то на него можно повесить сумку с инструментами, фонарик или крепления для фиксации груза. Эти особенности также помогают понять, как выбирать седло, особенно в случаях, когда хомут идет в комплекте с ним, а не с рамой.
На фото – подседельный хомут с задним креплением для багажника

Задний треугольник

Задний треугольник включает в себя две пары труб, которые часто называют «перья». Нижняя пара отходит от каретки, а верхняя — от подседельной трубки. В месте их соединения друг с другом расположен кронштейн под заднюю втулку на велосипед. Так как выбор кронштейнов достаточно обширный, проще всего разделить их на три группы: горизонтальные, вертикальные и регулируемые.

  • Горизонтальные кронштейны используются на велосипедах с планетарными втулками, устройство которых не позволяет устанавливать вертикальный кронштейн, а также на моделях велосипедов с одной скоростью, где вертикальное крепление просто не требуется.
  • Вертикальные версии кронштейнов применяются на большинстве моделей велосипедов. Они обеспечивают быструю и простую установку колеса, но несовместимы с планетарными втулками.
  • Регулируемые кронштейны универсальны. С их помощью можно сделать из односкоростного велосипеда многоскоростной или наоборот.

Отдельного внимания заслуживает такой элемент, как «петух». Это тоже кронштейн, который крепится к раме отдельно и служит для защиты заднего переключателя скоростей от ударов. Он буквально принимает всю силу удара на себя, что позволяет переключателю служить намного дольше.

На фото – комплект «петухов»

Влияние конструкции рамы на характеристики велосипеда

Рама напрямую влияет на особенности велосипеда, в частности, на его стабильность, сцепление, устойчивость и даже скорость. К примеру, чем длиннее верхняя труба переднего треугольника, тем менее маневренным, но более стабильным будет велосипед. Верно это и в обратном направлении. То есть для шоссейного велосипеда, который используется в основном для езды по сравнительно прямой траектории с большой скоростью, понадобится длинная верхняя труба, а для велосипеда, ориентированного на выполнение трюков, нужна короткая верхняя труба, потому как в этом случае более важна маневренность.

Если подседельная трубка сильно отклонена в сторону заднего колеса велосипеда, вес велосипедиста будет смещен в ту же сторону. Это даст больший упор на заднее колесо. Такое положение обеспечивает лучшее сцепление с поверхностью. А если ту же трубку сдвинуть ближе к переднему колесу, то человек будет практически лежать на верхней части рамы. Такая посадка делает больший упор на педали, что придает велосипеду высокую скорость.

Имеет значение и длина пар трубок заднего треугольника рамы. Чем они короче, тем лучше сцепление с поверхностью, прочнее общая конструкция рамы, выше маневренность велосипеда. И еще один важный фактор: чем короче эти трубки, тем меньший диаметр заднего колеса можно выбрать.

Не экономьте, выбирая раму. Стоит обратить внимание на качественные модели из титана или хотя бы алюминия, которые не сломаются и не погнутся от первого падения и прослужат вам не один сезон.

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.