Производство грузовых велосипедов

Изобрели велосипед? Вот и отлично! Сегодня выпуск велосипедов — один из самых реальных способов организовать собственный бизнес, который не увядает даже во время кризисов, а иногда и расцветает благодаря им. Я хочу рассказать о велосипедах в трех странах: в Дании, самой велосипедизированной стране мира, в Латвии, которая была долгое время в лидерах этой индустрии и переживала процессы, понятные всем россиянам, и в Финляндии — стране, где природные условия не стали препятствием для езды на велосипеде круглый год.

Хиппи строят стартап

После извержения индонезийского вулкана Тамбора в 1815 году в атмосферу было выброшено более 50 кубических километров горных пород, возникли глобальные природные аномалии. В Европе в тот год просто не было урожая, от голода гибли люди и лошади — главная тягловая сила того времени. Именно тогда барон Карл фон Дрез, главный лесничий герцогства Баденского, задумался над тем, как обойтись вообще без лошади. Он модифицировал идею детского самоката — переднее колесо у него стало поворотным. В 1817 году Дрез прокатился перед публикой на своем самокате. Народ благосклонно отнесся к изобретению, тут же назвал самокат «дрезиной» и выстроился в очередь. Вскоре о нем узнали во Франции и в Британии.

Спустя четыре десятка лет французы — слесарь Пьер Лалман и инженер Пьер Мишо — сконструировали уже что-то более похожее на нынешние велосипеды, с педалями и из металла. Мишо и придумал слово «велосипед». В 1878 году появилась цепная передача. И наконец в 1884 году Джон Кемп Старли выпустил велосипед модели Rover вполне привычного нам вида: два колеса одинакового размера, трубчатая рама, цепная передача на задние колеса. Эта архитектура оказалась самой практичной. Но изобретать велосипед не перестали.

Первая мировая война и последовавший за ней кризис вызвали рост популярности велосипедов в Дании. Их было так много, что уже в 1926 году начали открывать охраняемые велосипедные парковки на железнодорожных станциях. Инженер Микаэль Педерсен считал, что железные велосипеды конца XIX века были слишком тяжелы, и создал раму из тонких трубчатых элементов, собранных в жесткие фермы. Для облегчения вращения педалей он придумал встроенную в ступицу заднего колеса коробку передач. Но самое интересное — это седло, устроенное по принципу гамака, которое снимает нагрузку с позвоночника и позволяет сидеть как на офисном стуле.

Мало того что это удобно и физиологично, — на велосипеде Педерсена можно ездить в сюртуке или костюме, то есть джентльмену не надо переодеваться, прибыв на велосипеде в присутствие. Для дам Педерсен придумал особую юбку-шаровары. Этот элемент одежды быстро стал символом суфражистского движения женщин по всему миру.

Популярности Педерсена хватило на пару десятилетий. Казалось, идея умерла. Однако в 1971 году группа хиппи самовольно заняла старую казарму в копенгагенском районе Христиания и основала там коммуну. Оторвавшись по полной, они стали искать возможности легального и свободного (то есть не по найму) труда. Одним из них был Еспер Соллинг, который в 1978 году наткнулся на старый альбом с фото велосипеда Педерсена. По сути дела, надо было изготовить раму и собрать само седло. Что он и сделал.

Когда я познакомился с Соллингом в 2009 году, он собрал уже более 6000 велосипедов, разошедшихся по всему миру. Делаются они по мерке. Индивидуальность этих байков стала их достоинством. На раму у мастера Соллинга уходил один рабочий день, материал самый доступный — стальной прут или трубка сечением 10 мм. Колеса, переключатели скоростей стандартные. А вот седло — под заказ. Мастерская Еспера Соллинга выпускает порядка 20 велосипедов в месяц. Цена в зависимости от заказа — от 1500 до 2500 евро.

Грузовые байки: бизнес с нуля

Там же, в Христиании, производятся и грузовые велосипеды. Самые знаменитые — Christiania Bikes. Появление этих трехколесных велосипедов связано с тем, что коммуна «вольного города Христиании» объявила авто и мототранспорт «вне закона». Заменой им и стал грузовой байк.

Классический вариант грузового велосипеда — это два колеса впереди и одно (толкающее) сзади. Между передними колесами устанавливается фанерный, пластиковый или металлический короб. Туда можно поставить два детских сидения или закатить внутрь стандартную инвалидную коляску. Пожилые люди и инвалиды очень любят такой способ перемещения, который позволяет им вновь почувствовать себя молодыми и здоровыми. В короб также ставят холодильные агрегаты для уличной торговли, генераторы для питания электроинструмента, специальные ящики для транспортировки различных товаров. Качество этих байков отменное, а починить их можно в любой слесарной мастерской.

В той же Христиании выпускают длинные грузовые двухколесные велосипеды Long John и вообще велосипеды по индивидуальному заказу. Но даже там при серийном производстве объемы небольшие, от двух десятков до пары сотен в месяц. Таким образом разные конструкторские идеи проходят апробацию, чтобы потом быть воплощенными в массовом производстве.

Стартовать в этом бизнесе можно практически с нуля. Опрошенные мной датские веломастера и велолюбители сошлись на том, что главное понять, что и для кого вы хотите сделать. Нужно разработать конструкцию рамы, сидения и рулевого управления, воплотить это в чертежах. Заказать раму из стали можно у сторонних мастеров. Колеса, рулевые колонки, цепь, тормоза можно купить отдельно. Собрать велосипед можно и в гараже, продать — по интернету.

Латвия: велоренессанс?

Сто лет тому назад центром велосипедостроения в Российской империи была Рига. Здесь в 1886 году механик Александр Лейтнер основал велосипедную компанию «Россiя». Лейтнер изучал механику в Европе и вполне разумно начал дело с ремонта импортной продукции, которую хорошо знал. Затем он начал выпускать клоны западных моделей. Спустя 4 года его фабрика производила уже 500 велосипедов в год и стала внедрять собственные разработки. Спустя еще пять лет счет пошел на тысячи. Но «Фабрика велосипедовъ А. Лейтнеръ. Velociped-Fabrik A. Leutner» была далеко не единственной. С ней в Лифляндской губернии конкурировало еще 18 велозаводов, поставлявших продукцию во все крупные города империи.

В Риге начала ХХ века велосипедные заводы были настоящими техническими лабораториями. На велосипедном заводе «Дукс» собирались аэропланы, а сами велосипеды стали рассматриваться как товары военного назначения. Увидеть великолепие старых латвийских (и не только) велосипедов можно в музее велосипедов в городке Саулкрасты, который находится в 50 км к северу от Риги по дороге в Таллин. Там экспонируется и чудом сохранившийся деревянный велосипед, изготовленный из авиационной фанеры на рижской фабрике VEF в 1942 году.

В советское время производство велосипедов в Риге было заменено на производство мопедов. Однако сейчас, несмотря на засилье дешевых (100–200 евро) велосипедов, сделанных в странах Юго-Восточной Азии, местные мастера стали возрождать традиции латвийского велосипедного дела. Пока они повторяют в основном успешные мировые образцы, но уже началось производство собственных серийных велосипедов, как взрослых, так и детских.

Велосипеды под заказ в достаточно бедной Латвии делают не только для богачей. Во-первых, это люди, которые хотят ездить на велосипеде, но имеют слишком большой вес. Им нужна укрепленная рама и особое сиденье. Есть очень рослые люди, и есть те, кому велосипед нужен для специальных целей, например, чтобы ездить на рыбалку. Найти своего клиента можно даже в бедной стране с населением 2 млн человек.

Капитализм и jopoism

Для финнов велосипед так же привычен, как и для датчан или латвийцев. Но есть нюансы, которые здорово повлияли на развитие велодела в этой северной стране: среди них — долгая зима и пересеченный рельеф.

Одна из самых популярных моделей велосипедов в Финляндии — Jopo, разработка фирмы Helkama. Этот простой и удобный велосипед сейчас выпускается уже в третьем поколении. Согласно официальной версии, в 1960-е годы возникла идея велосипеда, который бы могли использовать люди любого возраста, пола, роста и финансового положения. Технологически простая рама допускала самые разнообразные настройки высоты руля и сидения. Но что было ново, так это широкая палитра окраски, поначалу включавшая шесть цветов. Сегодня в Финляндии даже есть шуточный термин jopoism, описывающий любовь к простому, удобному и практичному велосипеду. И отдельные мастера занимаются тем, что восстанавливают старые велосипеды, оснащая их новейшими прибамбасами.

Простой, надежный и безопасный велосипед, однако, теряет эти свойства в зимнее время. Долгие годы финские умельцы по-всякому решали эти проблемы, пока компания Nokia не стала выпускать велосипедные шины с шипами. В 2004 году Nokian Tyres продала это производство компании Suomen Rengastehdas Oy. Шипованную резину можно купить сейчас и в России, ее пропагандируют на сайтах велолюбителей. Езда на велосипеде при использовании таких покрышек становится круглогодичным занятием.

Но есть и еще один фактор — пересеченный рельеф. Хорошо кататься на велосипеде по плоской, как стол, Дании. В Финляндии все гораздо сложнее. Небольшой подъем, почти незаметный для пешехода, заставляет переключать скорости и здорово увеличивать нагрузку. Именно поэтому в Финляндии растет популярность велосипедов, оснащенных электродвигателями и аккумуляторами нового поколения. Умный контроллер включает двигатель, когда вам становится тяжело крутить педали. При спуске под горку включится режим рекуперации энергии, и батарея будет заряжаться.

И если одни покупают сразу фирменный электровелосипед, то другие предпочитают добавить электрооснастку к своему привычному велику, тем более что это может обойтись гораздо дешевле. Зачастую речь идет именно о моторе-помощнике, который будет включаться лишь изредка, облегчая езду.

Наконец, финские изобретатели вернулись к тому, с чего начинал Дрез. Они сделали самокаты для взрослых «кикбайки». Как и 200 лет назад, на них ездят, отталкиваясь ногами. Никаких цепей, коробок передач и прочих сложностей, а кататься можно в парадном костюме или бальном платье.

Велосипед по-прежнему остается самым популярным транспортным средством в мире. Его можно оптимизировать под самые удивительные запросы, а новые технологии открывают перед велосипедом и новые возможности. Например, заряжая велосипед энергией ветра или солнца, вы станете полностью независимы в своих передвижениях. И практически каждый владелец веломагазина, с кем я разговаривал, признается, что у них еще не было идеального велосипеда. А значит, изобретать велосипед надо снова и снова.

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.