Первый велосипед история

История велоспорта

  История велосипедного спорта возникла сравнительно недавно, в конце XIX века, в от других Олимпийских видов известных тысячелетиями.  Перед тем, как познакомиться с историей развития велосипедного спорта, его зарождением и вхождением в состав Олимпийских игр, уместно вспомнить о возникновении самого велосипеда.

  Человеку давно пришла мысль, что передвигаться на колесах можно посредством собственной мускульной силы. Одновременно во многих странах (например, Англии, Франции, Германии) стали появляться повозки, коляски на двух, трех, четырех колесах, которые приводили в движение посредством собственного усилия. В Росси тоже появился велосипед. Начало XIX века знаменательно созданием первого цельнометаллического велосипеда на двух колесах.

Первый велосипед в России и в мире

  Создателем велосипеда в России является крепостной мастер Ефим Михеевич Артамонов. Свое творение он изобрел на одном из заводов Нижнего Тагила. Исторические записи свидетельствует, что в 1800 году, в день Ильи Пророка, Ефим Михеевич передвигался вдоль улиц Екатеринбурга на чудном велосипеде. В 1801 году Артамонов на изобретенном самокате смог добраться по разбитой дороге до столицы, которая находилась от его родного города в 5 тыс. км. В Москве на коронации царя в Сокольническом поле, создатель продемонстрировал изобретение. За это Ефима Михеевича освободили от крепостного права.

Велосипед Артамонова

  Новое изобретение Артамонова весило порядка 40 кг. На переднем, ведущем колесе были установлены шатуны и педали. Ведущее колесо достигало свыше одного метра в своем диаметре. Величина заднего колеса была в два раза меньше. Величина велосипеда в высоту достигала полтора метра. Но Артамонову не посодействовали в получении патента.

  Основателем первой велосипедной машины считают лесничего по имени Карл фон Драйс из Мангейма (Германия). В 1814 году Карл создал велосипед на двух колесах. Изготовил его из дерева. Ведущее колесо могло ехать в любую сторону. Передвигаясь на таком велосипеде, человеку нужно было, подобно езде на лыжах, самостоятельно отталкиваться ногами.

Велосипед Карла фон Драйса

  В 1817 году изобретение Драйса было запатентовано в Германии в качестве первого велосипеда в мире. Уже в Америке и Западной Европе велосипед продолжали совершенствовать. Шатуны стали устанавливать на переднее колесо. Благодаря такому усовершенствованию велосипед стал быстрее передвигаться, но при этом значительно увеличилась тряска. Англичане прозвали такой велосипед «костотрясом».

  Официальной датой начала участия велосипеда в соревнованиях считается 31 мая 1868 года. В этот день в одном из парков пригорода Парижа Сен — Клу стартовала первая в мире велосипедная гонка на 2 000 метров. В соревновании одержал победу англичанин Дж. Мур. На следующий год он одержал триумфальную победу в шоссейных гонках на 120 км, которые проводились на «костотрясах». Маршрут соревнования начинался в Париже и заканчивался в Руане. Как говорят очевидцы, чтобы передвигаться на таком транспорте, нужно обладать «силой слона и ловкостью обезьяны». Победитель Мур закончил прохождение дистанции через 10 часов 45 минут. То есть он «прошел» траекторию со скоростью спортсмена — пешехода. В дальнейшем скорость велосипеда увеличилась до 30 км/час.

Модернизация велосипеда

  Постепенно изобретатели пришли к тому, что увеличили переднее колесо и уменьшили заднее. Такие велосипеды прозвали пауками. Но ездить на подобном транспорте было небезопасно. Если велосипед неосторожно толкнуть, то он мгновенно падал, а пассажир прыгал через руль. Даже на таком высоком велосипеде некий Томас Стивенс сумел совершить кругосветное путешествие. Он двигался со скоростью 60 км в сутки.

Велосипед "паук"

  Наряду с моделями велосипедов «паук», в мире появился и другой образец данного способа передвижения, именуемый  «кенгуру». На модели велосипеда «кенгуру» первый раз стали применять цепную передачу. Скорость увеличивалась благодаря соотношению шестерёнок.

Велосипед "кенгуру"

  Далее усовершенствование велосипеда происходило быстро. Переворотом в развитии считается 1885 год. В этот период шотландский ветеринар Денлоп создал и применил на деле полую пневматическую шину. Он хотел сделать велосипед наиболее комфортным для езды ради своего сына. Для этого Денлоп воспользовался резиновым рукавом для полива цветов, наполнил его водой и надел на колеса велосипеда. Велосипед стало меньше трясти во время езды, но уменьшилась скорость из-за тяжести наполненных водой шин. Денлоп решил попробовать накачать шины для колес воздухом. Чтобы воздух не выходил наружу, врачу пришлось придумать специальный клапан. Когда шина полностью наполнялась воздухом, клапан автоматически закрывался.

  Колеса с шинами, наполненными воздухом, — это то, что не хватало велосипеду, чтобы он стал удобным для передвижения. В последующее время конструкция велосипеда подвергалась постоянному совершенствованию с целью сделать ее более прочной, легкой, красивой. Изобретатели — конструкторы работали и над скоростью.

Развитие велоспорта

  Велосипед быстро приобрел популярность среди населения в качестве удобного средства передвижения, для занятий спортом. В период с 1870 года в таких странах, как Франция, Италия, Великобритания  стали производится работы по строительству треков. В велосипедном спорте появились категории спортсменов. Они подразделялись на профессионалов, любителей, независимых участников. 

Как только появились пневматические шины, гонки на велосипедах стали проводиться не только на треках, где ранее катались только на моделях «пауки» и «кенгуру», но и по дорогам. В 1891 году состоялась первая официальная дорожная гонка Бордо — Париж. Расстояние маршрута достигало 600 м. В 1893 году состоялся первый чемпионат мира для любителей велоспорта в Чикаго. С 1895 года стали организовываться мировые  чемпионаты для профессиональных спринтеров. Конец XIX века известен популярностью шестидневных соревнований. В 1896 году в Америке организовали первую такую гонку. История мировых чемпионатов по дорожному шоссе началась с 1921 года на расстояние 190 км для любителей; для профессиональных спортсменов с 1927 года на 185 км. В 1958 году впервые прошли гонки  среди женщин. Самой запоминающейся гонкой того времени считается гонка для профессиональных велосипедистов вокруг Франции под названием «Тур де Франс». Первый раз соревнование провели в 1903 году на длину маршрута 5 тыс. км. Гонка осуществлялась на далекое расстояние. Каждый год условия соревнования изменялись.

Шоссейный велоспорт

История велоспорта в Олимпийской программе

  Велоспорт — это  спортивная дисциплина, которая присутствует во всех Олимпийских играх современности. Когда проводилась первая олимпиада в Афинах, был специально построен трек. Во многом он соответствовал современным нормам. В первых играх, состоявшихся 08 апреля 1896 года, принимали участия спортсмены велосипедисты из пяти Европейских стран. В программу входило 5 видов гонок с помощью трека, и одна гонка совершалась по дорожному шоссе. Уникальные достижения продемонстрировал спортсмен из Франции П. Массон. Впоследствии он стал трехкратным чемпионом олимпийских игр по велоспорту. В 1896 году, в период проведения первых олимпийских игр, Международный союз велосипедистов еще не существовал. Союз образовался только в 1900 году. Но благодаря представителям Международного союза «Солидарность, соревнования на велосипедах были включены в программу. На протяжении долгого периода спортивная программа составлялась на усмотрение организаторов, включая в игры только гонки на треке. Так было в 1900,1904 годах. В 1900 году итоги соревнований, участниками которых являлись только спортсмены из Америки, не были отражены в официальных протоколах олимпийских игр. В игры включали либо гонки по треку, либо по шоссе. В период с 1908-1972 год гонки на треках осуществлялись на тендемах. Существующий сегодня план соревнований стали определять с 1928 года. В 1984 году в Олимпийских играх впервые приняли участие женщины.

  На первых играх с участием спортсменов — велосипедистов победили профессионалы из Франции, Великобритании. Далее победителями становились велосипедисты из Дании, Германии, Италии, СССР. В 1996 году Олимпийские игры проходили в Атланте. Там спортсмены боролись за первое место, двигаясь по треку и шоссе и горным дорогам этого города. Наряду со стандартным велосипедом первый раз за историю игр в них приняли участие спортсмены на горных велосипедах. Конструкция такого велосипеда отличается широкими колесами. Он был создана примерно 20 лет назад хиппи из Северной Калифорнии. Раньше чаще всего американские спортсмены признавались лучшими в этом виде спорта. Маршрут гонки проходил вдоль холмов и рощ парка, предназначенных для верховой езды. В соревнованиях участвовали профессионалы.

Велоспорт - маунтинбайк

  Каждый вид соревнований отличается типом велосипедов. Стоимость одной модели для гонок по треку или шоссе достигает 4 500 долларов. В конструкции велосипеда, предназначенного для шоссейных гонок, может быть предусмотрено до 14 передач, а также высококачественные тормоза. Модель трекового велосипеда обладает только одной передачей, тормоза у нее отсутствуют. Велосипедисты, двигающиеся по треку с закругленными бортами, могут достигать скорости 64,5 км./ч. Атланта известна своим переносным треком Stone Mountain. Борьба за победу — это всегда напряженный процесс. В 1964 году между первым и 51 местом была разница только лишь в 0,16 секунд. В 1976 году Западная Германия стала победителем по маршруту 4 км только из — за того, что участники наполнили шины велосипедов не воздухом, а легким гелием.

В последние годы программа олимпийских игр постоянно расширяется. Уже к 1990 году стали очень популярны такие виды велоспорта как  маунтенбайк (горный велосипед), триатлон, ряд дисциплин трековой программы соревнований. Благодаря расширению в соревнованиях стали участвовать и женщины. В 2000 году в Сиднее проходили XXVII Олимпийские игры, программа которых была расширена до 18 типов соревнований с велосипедами. Из этого перечня 7 комплектов медалей предназначалось для женщин.

История велоспорта - трек

История велоспорта в России

  Россияне должны гордиться тем, что такое средство для передвижения, как велосипед, впервые зародилось именно в нашей стране. Но достижение крепостного мастера — самоучки Артамонова, к сожалению, никто не оценил. Поэтому появившиеся велосипеды в России в середине XIX в. поставляли из Англии и Германии. В 1880 году Петербургской городской управой было зарегистрировано порядка 100 велосипедов. Примерно через два года они стали появляться в продаже в Москве.  На них было неудобно ездить по булыжной мостовой, поэтому велосипеды запрещали использовать в черте города.

  Первое официальное соревнование в Москве состоялось 24 июля 1883 года. Гонки проходили по двум дистанциям: 1,5 и 7,5 верст. Играм был присвоен международный статус. В гонках приняли участие спортсмены из Америки, Австрии, Англии. Именно 1883 год в России считается официальным днем начала истории велоспорта. Второй знаменательной датой для российского велоспорта является 24  сентября 1884 г. В этот день на Марсовом поле (тогда это место называлось Царский луг) в Санкт — Петербурге состоялось соревнование. Отчасти благодаря этому состязанию было создано Московское и Петербургское общество любителей велосипедного спорта. Московское общество в России организовано в 1882 году. В 1884 году был утвержден устав сообщества любителей — велосипедистов в Петербурге. Постепенно и в других городах образовалось множество подобных обществ. В губерниях и уездах формировались кружки поклонников велосипедов. В 1896 году в одном из таких кружков москвичи заметили Л.Н. Толстого. Несмотря на то, что на тот момент писателю было уже 70 лет, он прекрасно управлял велосипедом. Почитатели его творчества сделали Льву Николаевичу подарок: велосипед с серебряными спицами.

 

Л. Н. Толстой с велосипедом

  1886 год примечателен появлением первой модели современного велосипеда, у которой колеса были одинакового размера с цепной передачей на втором колесе. Такая конструкция постепенно вытеснила ранее популярные модели «пауки» и увлечение велоспортом среди населения стало расти еще быстрее. Свои велосоревнования появились в  Риге, Киеве, Одессе. Гонки проводились на дорогах и ипподромах. Позднее благодаря помощи крупных бизнесменов стали строить треки. В 1891 годы в столице для велогонок построили трек из цемента. В Санкт — Петербурге пока пользовались треком из дерева. Но собирать его было несложно и недолго: за 30 минут. Одесситы создали для себя трек для велогонок с асфальтовым покрытием. Его длина достигала 360 метров.

Одним из знаменательных событий спортивной жизни для нашей страны стали соревнования на звание «Первый ездок России». Событие произошло в 1891 году. Многие историки называют мероприятие «Всероссийским чемпионатом». На гонки приехало много гостей, а также профессионалы — гонщики из Санкт — Петербурга, Одессы, Киева. Дистанция для соревнований равнялась 7,5 верст (в то время такое расстояние было традиционным и равнялось примерно 8-ми километрам). Такие же мероприятия проводились в столице в 1892-1894 году. Так, велосипед стал массовым хобби.

В 1894 году было принято решение организовать марафон от столицы до Нижнего Новгорода. Но дорожное шоссе было сильно поврежденным: только два гонщика смогли добраться до реки Волга. На следующий год прошло другое тяжелое и длительное соревнование под названием «Москва — Петербург». Победителем стал профессиональный гонщик М.Дзевочко. Один из петербуржских гонщиков на протяжении многих лет выступал за Россию на международной арене. В 1896 году из Копенгагена он вернулся в качестве второго призера в гонке лидеров на 100 км. Дьяков занял призовые места в соревнованиях на 1 и 10 миль.

  Благодаря другому русскому профессиональному велосипедисту А. Панкратову, который известен своим кругосветным путешествием, был утвержден Международный Союз велосипедистов. Российский спорт гордится такими  профессиональными спортсменами, как А.Бутылкин, Г.Вашкевич, П.Ипполитов, П. Степанов-Калашников, С.Уточкин. В конце XIX века в Россию из США и Европы пришла  настоящая «Велосипедная лихорадка». Велогонки стали очень популярны, зрители с удовольствием ходили на такие мероприятия.

  В такой успех в историю велоспорта не могли не мешаться крупные торговые компании. Все пришло к тому, что гонщиков «скупали» и соревнования превратились в сугубо коммерческое мероприятие. Торговля целиком поглотила спортивную арену. Постепенно люди стали терять интерес к велосипедным гонкам. Как писал один из известных русских спортсменов П. Ипполитов: «Спустя два десятилетия после триумфального события на ипподроме Москвы (речь идет о 1883 г.), от велоспорта ничего не осталось». После переворота 1917 года в городе Тула остался один единственный трек, он был одним действующим треком на всю Россию.

  Далее начинается другой этап развития велоспорта, теперь в РСФСР. В двадцатые годы вдоль Московского садового кольца (эта улица еще оставалась выложено булыжником) состоялись встречи московских гонщиков, Петрограда. Затем прошел чемпионат в Сибири, всеукраинская олимпиада в Харькове, чемпионат страны на ипподроме Москвы в 1923 году, гонки по трекам, дорогам…Настоящим толчком для развития велосипедного спорта в Советском союзе стала Всесоюзная спартакиада, прошедшая в 1928 году. До этого в 1926 году велогонщики из России состязались в соревнованиях с зарубежными спортсменами, которые входили в состав спортивных организаций. Первые победы произошли в Париже, Бремене.

История велоспорта в России

  Но только в 50-е годы на международной арене начался официальный счет выступлений. Это произошло после того, как наших спортсменов признали настоящими профессионалами в Международном Союзе. СССР входил в состав Международной федерации любителей велоспорта с 1965 года. Первым советским рекордсменом в гонках на треке на дистанцию в 1 километр стал Р. Варгашкин. Советские спортсмены дебютировали в 1952 года, но, к сожалению, дебют оказался неудачным. На протяжении долгих лет советские  спортсмены терпели неудачи, но в конечном итоге пришли к победе. 1976 и 1980 гг. — игры, в которых команда СССР стала олимпийским чемпионом в гонках по шоссе. В 1988 году наши спортсмены получили 4 золотые медали. В СССР гордились своими победителями: С.Сухореченковым, А. Кириченко, З. Зарибовой.

  Считается, чтобы успешно состязаться с ведущими профессионалами в области велоспорта других стран, российским спортсменам следует работать в зарубежных командах либо организовывать свои собственные команды на профессиональном уровне. Неплохо, если бы вопрос финансирования решался с помощью государства. Настоящие профессионалы, участвующие в соревнованиях, никогда не скажут о своих коллегах «спортсмен» либо « велосипедист». Они говорят друг о друге как о гонщиках, то есть настоящих бойцах, носить этот титул является великой честью, но просто так он не присваивается.

Читайте также:

Правила дорожного движения для велосипедистов

Инновационный велошлем от Volvo

Стили велотуризма

Все статьи раздела

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.