Переключатели шоссейных велосипедов

Sram-Shimano-Logo-Race

Здравствуйте!

Данная статья — вторая часть обзора велокомпонентов фирм Shimano и Sram. В предыдущей части рассматривалось МТБ оборудование, эта часть посвящена шоссейному оборудованию. Итак, поехали. Часть 2. Шоссе.

Как и в предыдущей части начнём с Shimano, и идти будем от более простого оборудования, к продвинутому.

Shimano 2300.

Shimano 2300

Младшая шоссейная группа. Имеет 2(3)х8 скоростей, «пистолеты» не имеют «дуал» переключения, а это значит, что переключение в одну сторону происходит с помощью самой ручки, а в другую, с помощью верхнего рычажка, визуализация скоростей присутствует. Используется каретка «под квадрат», всё оборудование делается из довольно дешёвых материалов, и как следствие это оборудование довольно тяжёлое и недолговечное. Задний переключатель поддерживает работу со звездой до 26 зубьев, а систему на 2 звезды можно выбрать одну из двух, либо 52/39, либо 50/34.

Обычно компоненты данной группы ставят на шоссейные велосипеды начального уровня. В принципе, нормальный выбор для тех, кто хочет купить первый шоссейник для «попробовать».

Группа включает в себя: кассету, цепь, систему, передний и задний переключатели, шоссейные шифтеры или шифтеры для прямого руля.

Shimano Claris.

Новая группа от Шимано, по сути, та же 2300, только более универсальная. Отличия от младшей группы в том, что рычаги переключения уже имеют двойную конструкцию (Dual Control) с визуализацией скоростей, что позволяет использовать их и в нижнем, и в верхнем хвате, а каретка используется уже «окталинк», что приводит к улучшению жёсткости вала и снижению веса. Так же отличием является то, что задний переключатель способен работать со звездой до 32 зубьев, а в системе «дуал», помимо 52/39 и 50/34, так же доступно 46/36.

Назначение тоже, что и у предыдущей группы, только данное оборудование помимо шоссейных велосипедов может устанавливаться на циклокроссы и гибриды.

Группа включает в себя: тормоза, кассета, система, передний и задний переключатели, шоссейные шифтеры, шифтеры для прямого руля, втулки.

Shimano Sora.

Группа, которая не далеко ушла от предыдущих двух, но имеет уже 2(3)х9 скоростную систему, и задние переключатели с короткой и длинной лапкой, что позволяет использовать переключатель, который лучше подходит для конкретного сочетания кассеты и системы.

Для тех, кто не читал предыдущую часть, поясню, что для работы с определённым сочетанием кассеты и системы, требуется переключатели с разной ёмкостью.

Ёмкость заднего переключателя — это сумма разниц размеров звезд в системе и в кассете, например:

— система 50×34 — разница 16 «зубов»;

— кассета 11×30 — разница 19 «зубов»;

— ёмкость заднего переключателя должна быть не менее 35 «зубов».

Обычно задние переключатели с короткой лапкой, имеют ёмкость 34 «зуба», когда как в переключателях c длинной лапкой ёмкость может достигать 40 «зубов». Кроме того, помимо ёмкости, каждый задний переключатель имеет предел на максимальную «звезду», обычно переключатели с короткой лапкой могут работать с максимальной звездой кассеты вплоть до 28-30 зубов, когда как переключатели с длинной лапкой могут работать с кассетами со «звездой» до 32 «зубов».

Дуал системы доступны в вариантах 46/36 и 50/34, кассету можно ставить до 32 зубьев. В отличии от предыдущей группы, здесь (и во всех последующих группах) уже используется каретка Hollowtech II, которая обозначает интегрированную систему каретки и шатунов, что приводит к снижению веса, увеличению жёсткости и увеличения срока службы. Так же, как и в Claris используются переключатели «дуалконтрол» с визуализацией скоростей.

Предназначена группа для любительского уровня катания, способна выдерживать регулярные выкатки на довольно приличные расстояния.

Группа включает в себя: тормоза, кассету, цепь, систему, передний и задний переключатели, шоссейные шифтеры.

Shimano Tiagra.

Более продвинутая, в отличии от предыдущих группа. Имеет 2(3)х10 скоростную систему, переключатели с короткой и длинной лапкой, есть как шоссейные «пистолеты» с визуализацией скорости, так и «монетки» для прямого руля. В отличии от предыдущих групп имеет более чёткое переключение, надёжность и при этом меньший вес. Кассета может иметь звезду до 30 зубьев, дуал система доступна в вариантах 50/34 и 52/39.

Отличный выбор для любительских тренировок, обычно данную группу устанавливают на велосипедах чуть более продвинутого уровня, в которых уже используются облегчённые рамы и вилки с карбоновыми «ногами».

Группа включает в себя: тормоза, кассету, цепь, систему, передний и задний переключатели, шоссейные шифтеры или шифтеры для прямого руля, переднюю и задние втулки.

Shimano 105.

Полупрофессиональная шоссейная группа оборудования. Надёжная, имеет очень точное переключение и долговечность. Выпускается в 2х цветах, имеет 2(3)х10 скоростную систему, переключатели с короткой и длинной лапкой. «Дуал контролы» не имеют визуализации скорости, но зато имеют внутреннюю прокладку тросиков. Вес компонентов ниже, чем у предыдущих групп. Доступны кассеты до 28 зубьев, и дуал системы компакт (50/34) и обычная (52/39). Начиная с этой группы и выше, тормоза уже идут с картриджами, что позволяет менять только саму «тормозную резинку», а не весь тормозной блок целиком. Идеальная группа для увлечённых любителей.

Подходит для тренировок и участия в соревнованиях городского уровня, отличный выбор для тех, кто хочет купить велосипед, настроить его в начале сезона, и весь сезон кататься и не думать о том, что оборудование подведёт.

Группа включает в себя: тормоза, кассету, цепь, систему, передний и задний переключатели, шоссейные шифтеры, переднюю и заднюю втулки, педали.

Shimano Ultegra.

Профессиональная шоссейная группа оборудования. Имеет очень высокую надёжность, точность, долговечность. Группа имеет в своём распоряжении 2×11 скоростную трансмиссию, разброс кассеты достигает 11/32, при этом вес группы заметно легче, чем у 105й. Задние переключатели есть как с короткой, так и с длинной лапкой, «пистолеты» имеют внутреннюю прокладку тросиков и аналогично 105й не имеют визуализации. Звёзды системы имеют универсальное крепление, что позволяет ставить звёзды любого размера, и без лишних проблем ставить ту систему, которая нравится (53/39, 50/34, 52/36, 46/36) на одни и те же крепления. В этой группе используются самые передовые технологии, тормоза улучшенной конструкции, новая конструкция цепи, карбоновые тормозные ручки.

Группа предназначена для участия в соревнованиях и каждодневных тренировок.

Группа включает в себя: тормоза, кассету, цепь, систему, передний и задний переключатели, шоссейные шифтеры, переднюю и заднюю втулки, педали, колёса.

P.S. Так же, здесь же, хотелось бы отметить группу Shimano Cyclocross. Это даже скорее не группа, а набор из переднего переключателя и системы. Система есть СХ70 которая соответствуют по качеству исполнения оборудованию Ultegra, а есть СХ50, которая ближе к Tiagra. Отличие этих компонентов в том, что они имеют лучшую производительность в грязи. Так же, в эту группу входят кантиливерные тормоза. Система и переключатель 2×10 скоростные. Предназначена эта группа, как должно быть понятно из названия, для циклокроссовых велосипедов.

Shimano Ultegra Di2.

Профессиональная шоссейная группа, имеющая электронное переключение. В принципе это обычная «ультегра», только переключение передач осуществляется электроникой. Немного отличаются компоненты этой группы, «дуал контролы» имеют более простую конструкцию, меньший вес и меньшую цену, потому как по сути служат всего лишь тормозными ручками с «кнопками», передний и задний переключатели имеют более сложную и громоздкую конструкцию, более того, между компонентами проходят специальные тросики и на раме (или внутри неё) устанавливается дополнительный блок, который включает в себя аккумулятор, который приводит в действие переключатели. Плюсами «электроники» является то, что гонщику можно больше сосредоточится на гонке, а не на переключении, минусом же является то, что если переключение «заглючит», то придётся всё перенастраивать, когда как на механике можно просто немного «подтянуть» переключение в ручную. Так же на Ultegra Di2 можно «повесить» гидравлические дисковые тормоза, которые особенно будут актуальны в циклокроссе.

Shimano Dura Ace.

Топовая профессиональная группа оборудования для шоссе, предназначена для соревнований, благодаря применению титана и карбона имеет очень высокую надёжность и низкий вес, проверена и на шоссе, и в грязи. Как и ультегра имеет универсальное крепление для всех размеров под звёзды системы. Группа имеет улучшенное уплотнение на втулках. Улучшенная конструкция тормозов для лучшей модуляции и торможения. Разброс кассеты может достигать 11/28. Данная группа включает в себя 3 подгруппы:

— Механика. Классическая группа, механическое переключение. В этой группе инженеры Shimano уменьшили ход переключения, улучшили переключение на всём диапазоне, сделали его более равномерным.

— Электроника (Di2). По аналогии с Ultegra, электро группа, шифтеры имеют улучшенную эргономику и улучшенную «обратную связь».

— Группы для триатлона и трэка. Здесь я думаю расписывать смысла нету. Каждая из групп имеет своё назначение, для триатлона улучшенная аэродинамика компонентов, для трэка сниженный вес и использовать соответствующих передач.

Группа включает в себя: тормоза, кассету, цепь, систему, передний и задний переключатели, шоссейные шифтеры, втулки, педали, и большое количество разнообразных модификаций колёс.

Теперь перейдём ко второму производителю, компании Sram.

В отличии от Shimano, у компании Sram не такой большой выбор шоссейного оборудования, и групп всего 4: Apex, Rival, Force, Red. Так как групп не много, то есть смысл написать о каждой из них, а не отделаться, как в случае с МТБ, простым сравнением с Shimano, приступим:

Sram Apex.

«Младшая» шоссейная группа компонентов Sram. Почему слово младшая взято в ковычки? Да потому, что если сравнивать с Shimano, то эта группа стоИт по уровню где то между Tiagra и 105, ближе ко второй. Судите сами, система идёт только дуал, доступны соотношения 48/34, 50/34 и 53/39. Максимальный разброс кассеты составляет 11/32, при этом доступны 2 типа задних переключателей, обычный, который работает с кассетой до 11/28 и WiFli, который работает с кассетой до 11/32. Тормоза идут сразу со сменными картриджами. Пистолеты идут с внутренней прокладкой тросиков. Кстати о пистолетах, Пистолеты всех групп Sram имеют совсем другую конструкцию и принцип работы:

— Пистолеты Shimano работают так: для подъема на большую звезду мы давим на тот же рычаг которым тормозим, только тормозим мы придавливая его к себе, а переключаем движением внутрь (к центру велосипеда), а для сброса передачи давим на маленький рычаг, который находится под большим и который обычно пластиковый.

— Пистолеты Sram работают так: для сброса на меньшую звезду мы давим на нижний рычаг внутрь, до щелчка, а если нам нужно поднять цепь на бОльшую звезду, мы давим на тот же рычаг, только дальше, до появления второго щелчка, т.е. все манипуляции делаются одним и тем же рычажком.

Плохо это или хорошо? Это каждый сам для себя решает, для того, чтобы понять, что удобнее, нужно попробовать и то, и другое.

При этом, самое главное, весь групсет Sram Apex по стоимости выйдет чуть-чуть дешевле чем Shimano 105, при этом по весу он будет намного (около 15%) легче 105, и лишь немногим (около 3-4%) будет уступать Shimano Ultegra. Группа доступна в двух цветах, чёрный и белый.

Предназначена группа примерно для тех же целей, для которых служит Shimano Tiagra.

Sram Rival.

Полупро от Sram. В отличии от «младшей» группы в Rival используются более лёгкие компоненты, что делает ей вес легче Ультегры. Эта группа, как и предыдущая, использует 2×10 передачи, с задними переключателями 2х типов, под 11/28 и 11/32 кассеты, из систем доступны 53/39, 52/38, 52/36, 50/36, 50/34, 46/38. В этой группе используются карбоновые тормозные ручки, более прочная и лёгкая система, и все технологии, заимствованные из старших групп, что является гарантией точного переключения и высокой надёжности компонентов. Имеет цену, где то на 25% выше, нежели у Apex, но примерно на 15% ниже, чем у Ultegra, при этом весит меньше, чем Ultegra. Аналог этой группы у Shimano, как наверно уже все поняли, Ultegra, с той лишь разницей, что Rival 2×10, а не 2×11.

Данная группа идеальна для каждодневных тренировок и даже участия в соревнованиях, а благодаря большому разнообразию систем, данная группа будет отличным выбором для циклокросса.

Sram Force.

Sram Force

Про уровень. В целом, по качеству, надёжности и точности, эта группа недалеко ушла от Rival, принципиальная разница в том, что в Force используются другие материалы, такие как титановые болты в тормозах, магний в «пистолетах», карбон в шатунах и т.д, количество передач выросло до 2×11, с максимальной кассетой 11/32, система доступна в вариантах 34T, 36T, 39T малая звезда и 46Т, 50Т, 53Т большая звезда. В отличии от Ultegra крепления идут разные, по-этому нужно заранее подумать, какие звёзды в системе нужны. Так же улучшена эргономика пистолетов, и резина на них текстурированная, что обеспечивает лучший хват. Группа не позиционируется как соревновательного уровня, но тем не менее, по всех характеристикам, если сравнивать с Shimano, она ближе именно к Dura Ace. Так же, в данной группе доступны гидравлические ободные тормоза и гидравлические дисковые тормоза.

Данная группа предназначена для участия в соревнованиях и тренировок, правда для второго целесообразнее всё-таки выбрать Rival, если конечно трансмиссия 2×11 не принципиальна.

Sram Red.

Профессиональное оборудование для соревнований мирового уровня. Группа имеет 2×11 трансмиссию и по всех характеристикам опережает механику от Dura Ace. В целом здесь всё как обычно для топ уровня, карбон, титан, магний, керамика в подшипниках и т.д. По передаточным отношениям группа аналогична Force.

По-поводу совместимости шоссейных систем Sram и Shimano, из-за того, что Sram использует соотношение длина тросика/сдвиг переключателя 1:1, а Shimano 2:1 (по-этому у Shimano переключение более плавное), то пистолеты и переключатели не совместимы друг с другом, зато совместимы кассеты, системы, цепи и тормоза (механические).

Рекомендации по подбору шоссейного оборудования, такие же, как и при выборе МТБ оборудования:

— Старайтесь не «мешать» оборудование разных групп, особенно это касается «пистолетов» и переключателей.

— Производители частенько ставят кассеты и системы на уровень ниже, чем переключатели и пистолеты, это нормально, и ничего критичного в этом нету.

Спасибо за внимание.

автор: Игорь Гончаров.

Со списком всех статей, Вы можете ознакомиться в разделе «О сайте».

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.