Передний переключатель горного велосипеда
Передний переключатель скоростей велосипеда
Передний переключатель скоростей велосипеда служит для перевода цепи с одной звездочки системы на другую. Он управляется при помощи манетки установленной на руле или раме.
На подавляющем большинстве современных велосипедов есть возможность переключения передач, которое происходит путем перекидки цепи с одной звездочки на другую. Хотя переключатели и кажутся сложными устройствами, на самом деле такими не являются и работают при помощи физической силы, особенно передние переключатели.
Передний переключатель скоростей велосипеда состоит из металлической рамки, которая перемещается из стороны в сторону над передними звездами. Старые модели переключателей представляли собой рамку, закрепленную на одной оси, а современные модели закреплены на специальном параллелограмме. Суть работы переднего переключателя в том, что он перемещаясь из стороны в сторону толкает цепь, которая идет к звезде не по прямой, а под углом. В момент когда угол становится слишком острым цепь соскакивает на меньшую звезду. Переключение в обратную сторону происходит немного иначе. переключатель толкает цепь в сторону большой звезды. Цепь начинает тереться о бок соседней звездочки и, в итоге, захватывается ее зубцом и затягивается вверх на эту звезду. Для более плавного и качественного переключения современные звезды делают специальной формы: на их боках существуют наклонные поверхности и штыри, которые подцепляют цепь.

При работе передний переключатель скоростей взаимодействует с верхней частью цепи, а задний переключатель с нижней частью. Усилия с передних звезд к задним передается именно по верхней части. Поэтому при постоянном педалировании цепь находится в натяжении и ей сложно изгибаться в стороны. Из-за этого при переключении передач на передних звездочках следует уменьшить усилие на педали. При переключении передач на задних звездах это не так важно, так как нижняя часть цепи натянута не так сильно.

Выбор переднего переключателя скоростей
Установка перекидки
Существует пять типов креплений переднего переключателя скоростей велосипеда. Они зависят от диаметра подседельной трубы рамы:
- 1 1/8″ (28.6 мм.) хомут. Это стандартный размер для большинства шоссейных и старых горных велосипедов.
- 1 1/4″ (31.8 мм.) хомут. Немного больший размер труб.
- 1 3/8″ (34.9 мм.) хомут. Широкие подседельные трубы, общепринятый стандарт для алюминиевых рам.

- «Braze-on» — тип в котором передний переключатель крепится на специальную платформу, находящуюся на раме. Этот тип крепления ограничивает возможность выбора размера звезд, у него настройка в вертикальной плоскости минимальна и ее не хватает на звезды не подходящего размера.

- «E-type» от Shimano — крепление происходит на каретку. Этот тип крепления также не имеет возможности вертикальной настройки, так что Вам придется использовать только подходящие по размеру звезды.

Натяжение тросиков
1. Нижняя тяга — переключатель скоростей управляется тросиком идущим вверх от каретки. Традиционный способ расположения тросиков.

2. Верхняя тяга — переключатель скоростей управляется тросиком идущим сверху. Используется на горных велосипедах, чтобы избежать загрязнения тросиков под кареткой.

Размер большой звезды системы
Для хорошей работы современного переднего переключателя скоростей велосипеда следует устанавливать его как можно ниже, но избегать соприкосновения его со звездами. Переключатель скоростей лучше подбирать так, чтобы он подходил к большой звезде системы. В частности изгиб внешней рамки переднего переключателя должен совпадать с изгибом большой звезды. Если звезда будет больше чем рассчитан переключатель тогда задняя часть рамки приблизится слишком сильно к звезде, а передняя часть будет слишком далека. Если звезда будет меньше чем рассчитан переключатель тогда передняя часть рамки приблизится слишком близко, а задняя будет все еще далека. Это не повредит переключению передач, однако потребует дополнительного напряжения тросика.
Передние переключатели скоростей могут быть рассчитаны на системы с двумя или тремя звездами. Они различаются по форме рамки:
- На двухскоростных переключателях внутренняя рамка немного выступает вниз относительно верхней.

- На трехскоростных переключателях внутренняя рамка значительно ниже внешней, это значительно улучшает процесс переключения с меньшей звездочки на среднюю.

Двойные переключатели можно использовать на трехскоростной системе, но только если средняя звезда немного меньше большой. В противном случае переключение будет заторможенным. Трехскоростные переключатели плохо работают на системах в которых средняя звезда намного меньше большой. Они рассчитаны на разницу зубьев примерно в 10 штук (некоторые Shimano 13 зубьев).
Производители заявляют что некоторые передние переключатели скоростей велосипеда разработаны на определенное количество звезд сзади. На самом деле это не всегда верно, практически все современные переключатели будут работать с любыми кассетами. Единственное конструктивное отличие которое может быть, это размер рамки. Она может быть уже, для соответствия узкой цепи которая используется в кассетах с большим количеством звезд.
Приступать к настройке переднего переключателя скоростей следует только после настройки заднего переключателя.
Читайте также:
Классификация оборудования SRAM
Выбор велосипедных передач
Самый простой способ научиться ездить быстрее
Все статьи раздела