Педали велосипеда аист

На днях наблюдал в магазине такую сцену: дама (Д) с педалью подходит к продавцу (П).

Д.: вчера мы у вас покупали педаль, не подошла, чек есть, можно поменять? П.: не проблема. А что не так? Д.: не вкручивается. Сравнили со старой, вроде резьба такая же, но не лезет. П.: на левой педали левая резьба, может дело в этом? Д.: да, всё так, внимательно посмотрели. П.: давайте проверим на вашей педали (берёт новые шатуны).

Поочерёдно легко вкручивает возвращённую педаль и старую педаль с велосипеда Д. по виду похожую на педаль ХВЗ.

П.: вкручивается, но если хотите менять — пожалуйста. Д.: хм… Но давайте поменяем вон на те…

Примерно такой диалог. Только, подозреваю, замена педали этой даме не поможет.

Дело в том, что есть несколько стандартов резьбы на оси велосипедных педалей и шатунах. Наиболее популярный в настоящее время стандарт: 9/16«×20tpi (14.28 × 1.27 мм). Используется в большинстве современных велосипедов.

Есть «американский» стандарт, используемый в тамошних дешевых велосипедах, некоторых бмх, детских велосипедах и т.п.: 1/2«×20tpi (примерный внешний диаметр резьбовой части оси педали 12,4..12,6мм). В нашей стране встречается редко, но знать о нём стоит, чтобы не ошибиться при покупке педалей в интернет-магазинах.

Старый «французский» стандарт резьбы — М14×1,25мм (14 мм × 1.25 мм). Именно этот стандарт использовался при производстве велосипедов в Советском Союзе.

Теперь самое интересно: что произойдёт при смешении стандартов?

Действительно, 9/16 дюйма и 1/2 очень близки, собственно, как и М14 т.ч. без должного опыта на глаз не сразу и отличишь. Но при попытке вкрутить всё быстро становится на свои места.

Педаль 1/2″ можно вкрутить только в шатун 1/2″. В шатунах других стандартов будет болтаться касаясь лишь краешков резьбы.

Современную педаль 9/16″ в шатуны старого советского велосипеда (шоссейные и дорожные ХВЗ, Украина, Аист, Урал, Орлёнок, Кама, …) вкрутить нельзя! Разница в размерах кажется незначительной: 14.28×1.27 мм — 14 мм x 1.25 мм, но уже является критической обеспечивая несовместимость. Плюс разница в высоте резьбы. (Вообще говоря, с помощью разводного ключа, масла и какой-то матери умельцам удаётся прикрутить, но лучше так не делать. При этом безвозвратно портится старая резьба, а новая оказывается слишком тонкой, чтобы можно было считать её надёжной для сколь бы то ни было длинных поездок.)

При этом педаль с советского велосипеда можно поставить в современный шатун без особых последствий. За счёт её чуть меньшего диаметра серьёзных проблем с закручиванием быть не должно, хотя и держаться будет чуть хуже, чем «родная» для современного шатуна. Да и нарезать новую резьбу в алюминиевом шатуне много проще, чем в старом стальном. Возможно, для последних нескольких витков разводной ключ всё-таки понадобится.

Некоторую поправку в эту стройную историю стандартов вносит точность китайского изготовления недорогих комплектующих. На то они и недорогие, что в резьбе может оказаться стружка, глубина не соответствовать стандарту или присутствовать ещё какой нежданчик. Также и «брендовые» производители вполне могут допускать брак при производстве. Хотя возможен и обратный эффект — новые китайские педали вдруг идеально встанут в советские шатуны или заменив старую каретку на клиньях на новую каретку под квадрат вы спокойно сможете поставить свои старые педали. Тут как повезёт.

Если выбирая новые педали вы допускаете, что может возникнуть проблема совместимости, то захватите в магазин свой собственный шатун, чтобы не отходя от кассы проверить подходят они к нему или нет.

Смотрите также

Близкие публикации:

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.