Отличия горных велосипедов

Горные велосипеды XC райдер

Горный велосипед появился в тот момент, когда появились состязания по спуску с горы на велосипедах. Именно сочетание двух слов — гора и велосипед — дало название этому обширному классу двухколесных машин: MTB — mountain bike

. Но одновременно с этим существует запатентованное название MTB, авторами которого являются Том Ритчи, Чарли Кейлис и Гари Фишер (США, Северная Калифорния). Впервые это название появилось в начале 1980 года в журнале City Sports, с тех пор мир и узнал словосочетание «горный велосипед». Жесткие условия использования в этом виде катания предопределили выбор

рамы, положенной в основу MTB — Schwinn Excelsior. А самые первые прообразы «горника» появились в начале 1974 года, это были велосипеды на бескамерных шинах с переключателями скоростей и барабанными (!) тормозами, приводимыми мотоциклетными тормозными рычагами. Автором этого чуда следует признать человека по фамилии Махон. Впрочем, в дальнейшем он никак не развивал свою идею. Более похожая на современную конструкция появилась, как было сказано выше, в 1979-1980 гг., когда Гари Фишер и его товарищи всерьез взялись за адаптацию (и использовали идею Махона) дорожного велосипеда к условиям езды по холмам, бездорожью и скоростного спуска с горы. Их первые рамы так и назывались — рамы для внедорожного велосипеда. Чуть позже он же стал первым, кто использовал «туклипсы» и трещотку фирмы Shimano. В созданной им компании были осуществлены новые идеи для горных велосипедов: разработана новая вилка Unicrown, задний тормоз перенесён на верхние перья, внедрена труба Tange Prestige и т.д. Идея использовать двухподвесные велосипеды (полноподвесные) для кросс-кантри тоже принадлежала Гари Фишеру и позже принесла не одну победу.

Горные велосипеды Гари Фишер

Первыми и главными производителями MTB были: TREK, GT, GARY FISHER, CANNONDALE, SCOTT, MARIN, SCHWINN и другие фирмы. Сейчас практически все мировые велосипедные компании имеют в своем ряду линейку горных велосипедов. Давайте уточним главные отличия горного велосипеда от других и перейдем к рассмотрению их конструкции, разновидностей и конкретных моделей.

Итак, коротко можно сказать, что современный горный велосипед, это многоскоростной (18-30) велосипед с достаточно большим клиренсом, обычно на 26-дюймовых колесах, имеющий переднюю амортизационную вилку (иногда имеется и амортизатор на задней), широкие покрышки с большими грунтозацепами, прочную стальную, хромомолибденовую, алюминиевую, титановую или карбоновую раму, и предназначенный для движения по дорогам (и в этом смысле MTB это multi-terrain bike — велосипед для езды по любым дорогам), но в основном вне дорог. Велосипедист располагается за рулем более горизонтально, чем на дорожном велосипеде — посадка почти гоночная. Тормоза должны обеспечивать эффективную остановку в любых условиях, поэтому часто применяются дисковые механические или гидравлические тормоза (для спуска с горы). Для длительных поездок по ровному асфальту горный велосипед не очень подходит: во-первых, внедорожные покрышки создают ненужное сопротивление качению (и быстро изнашиваются), во-вторых, амортизационная вилка (и особенно задняя подвеска) отбирает (гасит) часть энергии от вращения педалей. Если планируется использовать MTB для ровных дорог, то необходимо выбирать блокируемые амортизаторы и вилки, а также использовать соответствующие покрышки.

Разновидности, уровни оснащения и ценовые категории* горных велосипедов общего назначения – allround MTB

*) В обзоре указаны цены по состоянию на весну 2012 года.

Для поездок по твердому покрытию (шоссе) более приспособлены горные велосипеды с жесткой вилкой — ригиды. Вообще говоря, амортизационная вилка появилась на велосипедах только в 1989-90 годах, так что в те времена горные отличались от обычных велосипедов рамами и покрышками. Теперь же на ригидах часто устанавливают не такую широкую резину с неглубоким протектором — это также идет на пользу скорости на дороге. Примеры ригид: FORWARD FLASH 861, STELS NAVIGATOR-530, подростковые FORWARD 6420 24? и FORWARD TITAN 561 24?.

Хардтейлы — классические горные велосипеды

 — передняя вилка амортизирована, задняя — жесткая. Это самая распространенная сегодня по конструкции разновидность горных велосипедов. Как было сказано выше, амортизация на передней вилке появилась лишь в конце 80-х прошлого века. Первые вилки не были похожи на современные — пружина или эластомер располагались в рулевой трубе. Так, в 1989 году компания RockShox в содружестве с Dia-Compe собирает вилки RockShox RS-1: 25.4 мм стальные ноги, состоящие из 2-х частей алюминиевые штаны. Воздушная пружина, гидравлический демпфер (открытая масляная ванна) со «статической блокировкой». Не лучшее решение для мелких неровностей, но малые энергопотери. В наши дни вилки используются самые разные: эластомерные, пневматические, масляные; с минимальным ходом 4 см без блокировки и регулировки нагрузки; длинноходные (10 и более см); с блокировкой и предварительной регулировкой нагрузки, с регулировкой хода отскока; массового и штучного производства. В качестве оборудования для переключения скоростей (перекидки цепи по задним и передним звездам) используются внешние переключатели (дерайлер от англ. Derailleur) разных компаний: SRAM, SHIMANO, SUNRISE. Приведем примеры хардтейлов, ориентируясь на ценовые сегменты и оборудование.

Горные велосипеды начального уровня, стальная или алюминиевая рама, 18 скоростей, до 7500 рублей: STELS NAVIGATOR-500 26″, FORWARD FUSION 887 26″, FORWARD KATANA 885 26″ и женские модели STELS MISS 5000 26″, FORWARD CARMINE 885 26″. Алюминиевые модели: STELS NAVIGATOR-600 26″, FORWARD APACHE 887 26″. На них используется, как правило, оборудование начального уровня Shimano Tourney и простые эластомерные вилки (ZOOM). Тормоза только V-типа.

Горные велосипеды верхнего начального уровня, ценой до 15 000 рублей. В эту категорию попадает большинство моделей Forward и Stels, а так же несколько хардтейлов Trek и Merida. Материал рамы в основном алюминиевые сплавы. Число скоростей от 21 до 24, есть модели с дисковыми тормозами, амортизационные вилки чаще всего SunTour, реже ZOOM. Модели со стальной рамой: FORWARD NEXT 818 Disc 26″ (дисковые тормоза, более продвинутое оборудование Shimano Altus), FORWARD SPORTING 818 Disk 26″ (дисковые тормоза, оборудование Shimano Altus); с тормозами V-типа и Shimano Tourney: STELS NAVIGATOR-550 26″, TREK 820 26″. Алюминиевые хардтейлы. FORWARD NEXT 817 26″ (21 скорость, вилка Zoom, Shimano Tourney), FORWARD QUADRO 817 26″ (21 скорость, вилка Zoom, Shimano Tourney), FORWARD HESPER 817 26″ (21 скорость, вилка SunTour, Shimano Acera), TREK 3500 26″. Более продвинутые переключатели Shimano Altus используются на STELS NAVIGATOR-570 26″, STELS MISS 6300 26″, STELS NAVIGATOR-730 26″, женской модели MERIDA JULIET 10-V 26″. Восьмискоростные Shimano Alivio установлены на моделях STELS NAVIGATOR-770 26″, FORWARD 1410 26″ (обзор этой модели), STELS NAVIGATOR-870 26″ и они, соответственно, имеют 24 скорости. Так же 24 скорости имеют модели FORWARD 1422 26″ (и вся 14-я серия), MERIDA MATTS 15-V 26″, STELS NAVIGATOR-690 26″, STELS MISS 6700 Disc 26″ и STELS MISS 9300 26″. Дисковыми тормозами (Winzip Disk и TEKTRO) оборудованы FORWARD 1412 26″ и 1422, STELS AGGRESSOR 26″, STELS NAVIGATOR-690 Disc 26″, 710, 730, 850, STELS MISS 6700 26″. Напомним, что это самая многочисленная категория горных велосипедов с доступными ценами, любой из которых станет отличным вариантом для начала или продолжения знакомства с миром MTB. Нельзя сказать, что какая-то модель на голову превосходит другие, выбор велик, часто цена не отражает всех достоинств велосипеда, необходимо познакомиться с ним лично, примерить на себя и сделать небольшую пробную поездку. Приятно, что в эту категорию попадают пусть в небольшом количестве иностранные марки Trek и Merida.

Хардтейлы до 30 000 рублей, начальный средний уровень горных велосипедов. В этом сегменте преобладают импортные велосипеды и премиальные модели Forward. Наряду с вилками SunTour используются вилки марок Rock Shox и RST. Оборудование получает большее разнообразие, переключатели Shimano Acera уже не доминируют, уступая место более совершенным моделям: применяются не только Shimano Altus и Alivio, но и Shimano Deore, почти профессиональные Shimano SLX, переключатели марки Sram. Естественно, тормоза на эти велосипеды устанавливаются только известных мировых брендов: Avid, Shimano, Tektro, Radius, Hayes. Итак, переключателями Shimano Deore оборудованы: гибридный хардтейл FORWARD 5312 26″, горные FORWARD 1122 26″ (рама из сплава AlU6 TrB, гидравлические дисковые тормоза Shimano M445), FORWARD 1230 26″, FORWARD 1322 26″. Shimano SLX установлены на MERIDA MATTS TFS 300-D 26″, MERIDA MATTS TRIAL 300-D 26″, FORWARD 1212 26″. Оборудование SRAM в этом сегменте имеют FORWARD 1222 26″, FORWARD 1312 26″. Интересно отметить наличие большого числа моделей с дисковыми гидравлическими тормозами: FORWARD 1122 26″, FORWARD 1212 26″, MERIDA MATTS 40-D 26″, MATTS TFS 100-D 26″, MERIDA MATTS TFS 300-D 26″, MERIDA MATTS TRIAL 300-D 26″, STELS NAVIGATOR-770 Disc 26″, 870, TREK 4300 Disc 26″, TREK SKYE SL Disc 26″, MERIDA JULIET 40-D 26″. Давайте кратко сравним три модели ценой 27-29 тысяч рублей.

Кому из этой троицы отдать предпочтение — решать вам, но присмотреться внимательнее к Форварду за 27 т.р. стоит! Наконец, в эту категорию попадают два «нестандартных» хардтейла MERIDA BIG.NINE: MERIDA BIG.NINE TFS 100-D 29″ (24 скорости) и 300-D 29″ с колесами 29 дюймов. Оба оборудованы гидравлическими тормозами Tektro Draco, модель 300-D имеет 27 скоростей.

Горные велосипеды среднего уровня — до 50 000 рублей. Оборудование используется преимущественно Shimano Deore, Shimano SLX и Sram. Вилки SunTour XCM/XCR, Rock Shox Recon, Fox и даже Manitou — одна из компаний-пионеров, освоивших выпуск амортизационных вилок. Доступен велосипед с карбоновой рамой — FORWARD 1012 26″. Тормоза Shimano и Avid. Но встречаются модели и на бюджетном оборудовании, например, TREK 4500 Disc 26″: Shimano Acera и Alivio. Назовем модели с переключателями SRAM, они обе имеют 30 скоростей и гидравлические дисковые тормоза Avid Elixir: FORWARD 1112 26″ и MERIDA MATTS TFS 800-D 26″. На оборудовании Shimano SLX выполнены 30-скоростные с дисковыми гидравлическими тормозами: MERIDA BIG.NINE TFS 900-D 29″, MERIDA MATTS TFS 1000-D 26″, MERIDA MATTS TFS 900-D 26″, MERIDA MATTS TRIAL 900-D 26″, TREK 4900 Disc 26″. Вилка знаменитой компании Manitou модель Manitou 29 Tower Expert нашла применение в горниках MERIDA BIG.NINE TFS 900-D 29″ и MATTS TFS 900-D 26″. Как видите, этот сегмент насыщен моделями, построенными на качественных компонентах известных производителей, таких, как Rock Shox, Uno, Truvative, GXP, Shimano, Avid, Bontrager, Wellgo. Покупка такого велосипеда вне сомнений принесет радость, а каждый вложенный рубль с лихвой окупится на дороге и вне ее.

Хардтейлы верхнего среднего и полупрофессионального уровня — до 100 000 рублей. Именно в этом сегменте новичку выбор сделать особенно сложно, потому что выбирать приходится, по сути, профессиональный инструмент — эти велосипеды зачастую предназначены для серьезных занятий кросс-кантри, многие из них способны выдержать жесткие приземления, тяжелые нагрузки. Другие не предназначены для запредельных испытаний, но обладают своими преимуществами: малый вес, возможность точной настройки, высокая степень грязе-водо защиты. Представлены модели с карбоновой рамой, есть варианты и для спортсменов. Одним словом, нужно хорошо подумать (и получить консультацию специалиста), прежде чем приобрести, например, такой полупрофессиональный аппарат: MERIDA BIG.NINE CARBON 3000-D 29″. Приведем в пример модели с алюминиевой рамой. MERIDA MATTS LITE XT-D 26″, MERIDA BIG.NINE LITE 1200-D 29″, MERIDA BIG.NINE LITE 3000-D 29″, MERIDA MATTS LITE 2000-D 26″, женская модель MERIDA JULIET XT-D 26″: все они 30-скоростные, с гидравлическими дисковыми тормозами марок Magura, Shimano или Avid. На них применяется оборудование Sram X9, Sram XO и Shimano Deore XT и амортизационные вилки DT SWISS, Fox, Rock Shox. Чтобы показать уровень оборудования, достаточно взглянуть на цену, например, амортизационной вилки DT SWISS XMM — около 20 000 рублей. Велосипеды других производителей: Ghost SE 9000, Cube Reaction SL, Author Egoist, Scott Scale 60, CUBE REACTION GTC RACE, Ghost HTX Actinum 7200, Author AGang Gangsta 9.29, Specialized Stumpjumper Comp. Карбоновые хардтейлы в этой ценовой категории представлены у нас маркой MERIDA: MERIDA O.NINE PRO 1000-D 26″ (Shimano SLX/XT), MERIDA O.NINE PRO 1200-D 26″ (Sram X9), MERIDA BIG.NINE CARBON 3000-D 29″ (Shimano Deore XT), MERIDA BIG.NINE CARBON 1200-D 29″ (Sram X9). Другие карбоновые горные велосипеды: CUBE REACTION GTC SLT, Ghost HTX Lector 7700, Author Master.

Двухподвесы или полноподвесы

 — как следует из названия класса, это горные велосипеды с передним амортизатором и задней подвеской (задним амортизатором). Двухподвесы появились примерно в 1990 году (прототип RS1 представил все тот же Гари Фишер и получил награду от журнала Bicycling), конструкция задней подвески постоянно совершенствовалась, но до сих пор не пришла к единому стандарту. Существует несколько вариантов амортизации, которые в общем можно свести к трем схемам: многорычажная, консольная и с единым задним треугольником. В самом примитивном варианте задний амортизатор представляет собой две детали: пружину — рессору, работающую на сжатие, и демпфер для гашения колебаний заднего колеса после преодоления препятствия. Демпфер это масляный или пневматический картридж (стакан). В сложных подвесках могут (и должны) быть: блокировка амортизатора, регулировка скорости отскока и сжатия, настройка величины хода и др.

Двухподвесные горные велосипеды начального уровня — ценой до 8000 рублей — по оснащению не отличаются от хардтейлов начального уровня: вилки Zoom, переключатели Shimano Tourney, манетки RS35 или EF51/40. У всех моделей стальная рама, 18 или 21 скорость: четырехрычажная FORWARD BENFICA 985 26″, консольная FORWARD RAPTOR 917 26″, 4-х рычажн. с дисковыми тормозами FORWARD BENFICA 918 26″, консольная STELS FOCUS 21ск 26″.

Двухподвесы среднего начального уровня, ценой до 20 000 руб. Это, в основном, алюминиевые рамы, вилки ZOOM и SunTour XCR/XCM/XCT и оборудование Shimano Tourney/Acera: FORWARD SPIKE 917 26″, STELS ADRENALIN 26″, STELS VOYAGER 26″. Есть модели с применением Shimano Altus: FORWARD SPIKE 918 Disk 26″, FORWARD FLARE 917 26″. Дороже по ценеи лучше оборудованы такие модели, как FORWARD 4412 26″ (дисковые тормоза Radius), STELS NAVIGATOR 26″ и премиальный FORWARD 4312 26″ (задний амортизатор DNM с регулировкой скорости отскока, дисковые тормоза Tektro Novela). Хотя формально велосипед STELS NAVIGATOR 26″ DISC чуть дороже 20 000 р, его смело можно относить в эту категорию, ведь он отличается лишь наличием дискового тормоза TEKTRO. Стальные рамы есть, но их не много: 4-х рычажная FORWARD TERRA 918 Disc 26″, STELS CHALLENGER 26″ и CHALLENGER Disc 26″. В категории двухподвесы верхнего начального уровня до 40 000 рублей всего одна модель, но за то отечественная — FORWARD 4212 26″: отличное оборудование Sram, задний амортизатор DNM ход 140 мм, регулировка скорости отскока, дисковый тормоз Avid BB5.

Средний сегмент двухподвесных велосипедов — до 100 000 рублей. Оборудование Shimano Deore XT, Sram X9, Sram XO, Shimano SLX. Вилки Rock Shox Recon Silver, Rock Shox Reba, Fox 32 Float, Fox Evolution, задние амортизаторы: RockShox Ario, DT Swiss M210, Fox Performance. Тормоза дисковые гидравлические: Avid Elixir, Shimano Deore XT, Shimano M596, Magura MT4, Hayes Dyno Sport. Модели: MERIDA NINETY-NINE XT-D 26″, TREK FUEL EX 5 26″, MERIDA NINETY-SIX CARBON XT-D 26″, MERIDA NINETY-SIX CARBON 1200-D 26″, TREK FUEL EX 7 26″, TREK REMEDY 7 26″. Модель TREK REMEDY 7 относится уже к профессиональному классу (поставляется без педалей), хотя стоит не так дорого, как другие профессианальные велосипеды. Велосипеды других марок: Stark Teaser, Author AGang Rocknrolla 2.0, Author AGang Ninja 2.0.

Специализированные по назначению горные велосипеды

Велосипеды для спуска с горы — даунхилы (Downhill)

Даунхилл Downhill

Даунхилл является спортивной дисциплиной и входит в программу Чемпионата мира по горному велосипеду. Велосипеды для даунхилла подвергаются серьезным динамическим нагрузкам на высокой скорости, их конструкция и материалы должны выдерживать приземления с высоты около 1,5 метров. На данный момент оптимальным считается использование двухподвесных велосипедов повышенной прочности с высокой надежностью всех компонентов. Например, роторы тормозов не должны искривляться при перегреве (а они часто раскаляются докрасна). Естественно, тормоза могут быть только гидравлическими. Амортизационная вилка имеет ход более 100 мм, задние подвески до 200-240 мм. К весу такого велосипеда нет особых требований, поэтому он запросто может превышать 20 кг. Используются только широкие покрышки, центр тяжести смещен назад. На гору такой велосипед поднимается на подъемнике, да и вообще, он не очень подходит для обычной езды. Даунхильный велосипед оснащен большим числом специфических компонентов, не нашедших применения в других классах велосипедов. Например, здесь применяются двухкоронные амортизационные вилки с ходом 200-300 мм., которых почти не встретить на других типах велосипедов. Цена даунхилльного велосипеда начального уровня составляет около $2000.

Триальные велосипеды.

Триальные велосипеды

Велосипеды для езды по местности с препятствиями. На самом деле, часто триальную трассу создают искусственно, путем нагромождения камней, бревен, мостиков, ящиков и т.п. Например, весной 2012 года устроители второго этапа Кубка России для создания экстремальных велотрасс завезли в Санкт-Петербург покрышки карьерных самосвалов высотой более полутора метров. Кроме того, для создания естественного горного ландшафта из Выборга привезли более 30 тонн гранитной массы. Некоторые валуны в высоту превышают человеческий рост. Такие велосипеды имеют небольшую раму, они достаточно легкие. Гидравлические тормоза обеспечивают наилучший контроль. Некоторые из них имеют переднюю амортизационную вилку, но чаще используется жесткая вилка. Колеса применяются 26 и 20 дюймов. Одна передача, передаточное отношение рассчитано на тягу, а не скорость. Как правило, на этих велосипедах отсутствует седло, ездить в обычном смысле на таком велосипеде невозможно, сами понимаете.

Кросс-кантри (CrossCountry, XC racing).

Горные велосипеды кросс-кантри XC

Горные велосипеды для скоростного движения по пересеченной местности. С 1996 года соревнования по кросскантри вошли в программу Олимпийских игр и Чемпионата мира по горному велосипеду. Велосипеды для кросс-кантри наиболее близки к обычным горным велосипедам. Соревнования на таких горных велосипедах проводятся по кольцевой трассе, по пересеченной местности и с горы, и в гору. Некоторые из них жесткие, рейсинговые же имеют амортизационную вилку с ходом 80-100 мм. За счет того, что эти велосипеды изготавливаются из карбона или алюминия, вес их минимизируется. Обычно эти велосипеды имеют легкие баттированные рамы и удлиненный передний треугольник, который обеспечивает более низкую посадку для агрессивной езды. На горные велосипеды кросскантрийного типа устанавливают дисковые тормоза.

Фрирайдерные велосипеды.

Они предназначены для езды вне дорог. Велосипеды для езды по пересеченной местности. Промежуточный вариант между даунхильным велосипедом и обычным горным велосипедом. Фрирайдерные велосипедывнешне похожи на даунхильные, но по ним можно ездить не только с гор. Их вес меньше, чем у даунхильных, эти велосипеды имеют вилки и задние подвески с ходом около 150-170 мм. Велосипеды этого типа могут сильно отличаться. Некоторые имеют только переднюю амортизационную вилку, некоторые полноподвесные велосипеды. Этот тип горных велосипедов не очень распространен в продаже.

Завершая обзор, хотим пожелать вам правильно выбрать свой горный велосипед. Катайтесь на здоровье и с удовольствием!

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.