Можно ли смазывать цепь велосипеда маслом

Колесо, Author

В первое время при чистке и смазке цепи у меня всё время возникал вопрос, правильно ли я это делаю. Этот вопрос может интересовать многих неопытных и начинающих велосипедистов (тем более, что на сайте большая часть именно из этой категории).

Идея написания этой статьи возникла после недавней зимней поездки, после общения с Кобланом о том, что он смазывает велосипед машинным маслом. Для этой статьи погуглил, в интернете эта тема заезженная. Кое-что беру от сюда, кое-что добавляю своё.

Прежде чем смазывать цепь, её нужно очистить.

Тому, кто катается только по городскому асфальту в хорошую погоду, поддерживать цепь в чистоте гораздо легче, чем любителям дальних велопоходов, которым могут встретиться и грязные участки дорог, и броды, и полное бездорожье. Бывает, конечно, что под слоем грязи не видно самой цепи, а мыть её некогда — надо ехать вперед… По хорошему, цепь надо мыть после каждого катания по грязной или пыльной местности. Песок и глина, попадая в звенья цепи, резко ускоряют ее износ. Если вы оставите цепь грязной на несколько дней, то на её звеньях появится ржавчина.

Чем мыть велосипедную цепь? В продаже имеются различные моющие средства — очистители цепи. Они хорошо очищают цепь от грязи, но достаточно дороги. Можно использовать растворители, которые продаются в хозяйственных магазинах — керосин, уайт-спирит. Это дешевле, но пользоваться ими следует вне помещения. Бензин использовать не рекомендуется. Лично я по началу покупал в нашем вело-магазине специальный очиститель в виде аэрозоля. Стоимость его 1900 тенге за флакон (на фото справа).

Очичтитель цепи и смазка цепи

При использовании для чистки цепи и звёздочек только этого очистителя, при экономном использовании, флакона хватает на три раза. Довольно таки дороговато получается. Позже я приобрёл приспособления, которые позволяют мыть цепь, не снимая её с велосипеда.

Машинка для мойки цепи Author

На рынке купил керосин и использую его. В результате стоимость чистки упала в разы. Сильно загрязнённую цепь эта машинка сразу не очистит, в этом случае придётся несколько раз сменить растворитель. До идеальной чистоты достаточно промыть на три раза. Но это только для цепи! Для очищения звёзд и труднодоступных мест использую аэрозольный очиститель. После очень тщательно протираю все детали щёткой (как на фото) или зубной щёткой, а по завершении насухо, до блеска тряпочкой. Для мытья машинкой и для смазки желательно установить заднее колесо в подвешенном состоянии, как на первом фото вначале статьи. Такое приспособление я купил через интернет примерно за 10$. Если такой машинки нет, то можно снять цепь с велосипеда и прополоскать её в ванночке с растворителем или моющим средством, почистив труднодоступные места щеточкой. Если цепь разъёмная, то, наверное, это самый лучший способ. Для неразъемной цепи каждая операция размыкания звена уменьшает срок службы, поэтому такой способ следует оставить только для глубокой очистки, а после катания по грязи лучше все-таки пользоваться машинкой. Иногда можно услышать рекомендации мыть цепь мыльной водой или неабразивными бытовыми моющими средствами (типа Фейри). На мой взгляд, это вариант не лучший, хотя и допустимый. Во всяком случае, мылом можно пользоваться и в жилой комнате. Но после такой мойки цепь надо быстро просушить, чтобы она не успела заржаветь. Самый быстрый способ очистки цепи — просто протереть ее снаружи сухой тряпочкой. Качество очистки будет невысокое, но если цепь не сильно загрязнена, то ничего страшного.

Для идеальной чистоты можно воспользоваться нитью, выполненной из микроволокон

Author Deore, трещотка, переключатель

Теперь непосредственно смазка.

Самый главный вопрос: когда или через какое расстояние смазывать цепь? Как определить, что пора? Пора, когда цепь при вращении педалей начнет слегка поскрипывать или через каждые 100-150 км. В зависимости от того, что наступит раньше. Цепь должна быть смазанной ВСЕГДА. Опять же, тем, кто катается по сырой / грязной или пыльной / песчаной местности, смазывать цепь приходится чаще, чем любителям асфальтовых дорожек парка. Что надо смазывать в цепи? Смазка должна находиться под роликами цепи. Снаружи цепь смазывать не нужно — смазка только наберёт на себя много грязи и пыли, которая проникнет внутрь цепи, под ролики. Поэтому после смазки цепь должна оставаться сухой снаружи. Что такое хорошая смазка? Хорошая смазка должна легко проникать в такие труднодоступные места, как пространство между роликами и осями звеньев (значит, она должна быть жидкой). С другой стороны, она не должна оттуда вытекать (значит, она должна быть густой). Кроме того, хорошая смазка не должна вымываться водой, не должна вступать в химические реакции с металлом, из которого сделаны звездочки, и… много чего не должна делать. То есть хорошая смазка для цепи — это всегда компромисс! Чем смазывать? В велосипедных магазинах продаются различные типы смазок для цепей, журналы соответствующего содержания полны рекламой. Можно смазывать и автомобильными маслами, что зачастую дешевле, но не всегда лучше. Да и не всегда то, что дорого, оказывается хорошо. Аэрозольные смазки. Поставляются в аэрозольных баллончиках (аналог на фото выше в паре с очистителем). Использую для смазки труднодоступных мест, например, роликов заднего переключателя. На безрыбье можно применять отечественное масло УНИСМА или импортное WD40 (но это уже когда лишь бы что-то).

  • Плюсы — аэрозоль умеет проникать в самые труднодоступные места смазываемого узла.
  • Минусы — часто получается, что аэрозольная смазка попадает не туда, где она нужна, а как раз наоборот, где она совсем не нужна (на обода, покрышки, и прочее).

Жидкие смазки. Поставляются во флакончиках-маслёнках (на фото ниже). Для смазки цепи использую именно такую смазку. В принципе, можно использовать автомобильное трансмиссионное масло.

  • Плюсы — точечное применение. Используя медицинский шприц, можно капнуть маслом точно в промежутки между роликами и боковыми пластинами звеньев.
  • Минусы — не все, но многие такие смазки на морозе густеют, и не могут попасть в нужное место цепи.

Двухкомпонентные смазки. Поставляются во флакончиках-маслёнках. Это попытка убить сразу двух зайцев и сделать смазку одновременно густой и жидкой. Такое масло представляет собой густую смазку, разведённую в растворителе, так, что оно является жидкостью (консистенция как у воды). При смазке такая жидкость легко затекает под ролики цепи. Потом растворитель испаряется и внутри остаётся густая смазка.

  • Плюсы — как и у всякой жидкой смазки, возможно точечное применение.
  • Минусы — требуется время для высыхания растворителя, то есть после смазки кататься можно только через несколько часов.

Пример двухкомпонентной смазки — White Ligthning. Как написано в аннотации, если смазать этим маслом чистую цепь, то потом необязательно её мыть перед каждой смазкой — White Ligthning, высохнув, не пускает грязь внутрь. Но смазывать надо часто (через каждые 50-100 км). Густые смазки. Поставляются в банках или тюбиках. Пример такой смазки — ЛИТОЛ-24. В принципе, их тоже можно использовать для цепей, но у таких масел есть огромный минус — очень трудно доставить масло в нужное место цепи. Можно, конечно, проварить цепь в горячем масле, но тогда придется для каждой смазки снимать цепь с велосипеда, а потом, перед установкой, чистить её снаружи… Получается, что густые масла для цепи подходят слабо.

Я использую для смазки цепи на своём велосипеде Shimano (на фото справа).

Holmenkol купил недавно через интернет, повёлся на рекламу в стиле NANO. Производитель обещал супер-отталкивающий эффект от пыли — летом буду испытывать.

Смазка цепи
Смазка цепи

Теперь о том, как смазывать цепь.

Смазывать можно только чистую цепь. По-хорошему, её надо вымыть до такого состояния, когда растворитель останется прозрачным, а при изгибании цепи в поперечном направлении не будет слышно песочного хруста. Не помешает помыть и звездочки системы и кассеты (иначе грязь с них попадет в чистую цепь). Потом цепь надо просушить, или, на худой конец, протереть чистой тряпочкой, потому что растворитель будет разрушать свежее масло. Потом можно приступать к смазке. Если используем жидкую или двухкомпонентную смазку, то, не снимая цепь с велосипеда, капаем из маслёнки или из медицинского шприца в промежутки между роликами и боковыми пластинами звеньев. Это надо проделать для каждого звена цепи (вращая педали назад). Запомните, с какого звена начали смазку, чтобы не пойти на второй круг или считайте уже смазанные звенья. Если масло попало на обод, тормозной диск, покрышку, то уберите его тряпочкой. После того, как все звенья будут смазаны, покрутите педали в обратном направлении в течение нескольких минут, после чего насухо протрите тряпочкой цепь и звездочки кассеты. В заключении пара видео от том, как ухаживать за цепью.

P.S. (спустя 6 месяцев после написания статьи) 10.09.2014

Сезон почти позади, смазывалась цепь много и часто. 80% я пользовался смазкой Holmenkol, а Shimano использовалась реже, но не потому что Holmenkol лучше, а Shimano хуже! Нет. И та и другая смазывают хорошо и разницы между ними лично я не заметил, просто на подсознании срабатывает то, что производители Holmenkol обещают много и хочется верить что так оно и есть. Какую смазку я куплю в следующий раз? Однозначно Shimano! При одинаковых свойствах Shimano почти вдвое дешевле.

Ещё одно замечание по уходу цепи. Этот сезон я отъездил на цепи SRAM 991 (кстати, купил прозапас ещё одну такую же). Одно из преимуществ — наличие замка. Очень удобно в домашних условиях снять цепь, промыть щёточкой с мылом под струёй горячей воды. Занимает 15 минут времени.

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.