Крепление дисковых тормозов на велосипед
У этих тормозов усилие передается на тормозной диск (обычно называемый ротором
), жестко закрепленный на втулке колеса. Тормозная машинка (калипер) крепится на вилке или на раме и содержит в себе 2 колодки, прижимающимися к ротору одним или несколькими поршнями. Такие тормоза требуют наличия втулок с крепежом для роторов, а также креплений на раме и вилке.
Содержание
-
1 Дисковые механические тормоза
- 1.1 Конструкция
- 1.2 Особенности
- 1.3 Выбор
-
2 Дисковые гидравлические тормоза
- 2.1 Конструкция
- 2.2 Разновидности
- 2.3 Применение
- 2.4 Стоимость
-
3 Аксессуары и совместимость
- 3.1 Роторы
- 3.2 Тормозные колодки
- 3.3 Стандарты крепления тормозов
-
4 Достоинства и недостатки
- 4.1 Достоинства
- 4.2 Недостатки
- 5 См. также
- 6 Примечания
Дисковые механические тормоза[править]

Конструкция[править]
Это тормоза с тросовым приводом. Такие тормоза относительно просты по конструкции и надежны, используют стандартные тормозные ручки для вибрейков (специальные «дорожные» модели могут использоваться с шоссейными тормозными ручками на циклокроссовых байках, турингах и т. п.).
Особенности[править]
Тормоза имеют регулируемый зазор между колодками и ротором (чем дороже модель, тем удобнее регулировать), что имеет свои достоинства и недостатки:
- С одной стороны, в процессе износа колодок требуется постоянно регулировать зазор, чтобы тормозная ручка не проваливалась — иногда по несколько раз за поездку. Если запустить процесс износа, то неподвижная колодка сотрется настолько, что диск будет прижиматься не к ней, а к корпусу калипера, и мощность тормоза резко упадет.
- С другой стороны, при езде в особо грязных условиях (когда тормоза не нужны) колодки можно развести в стороны, и они не будут изнашиваться впустую.
- Также механические тормоза мало подвержены «шарканию» колодок о ротор — в отличие от гидравлики, зазор регулируется быстро и просто.
Выбор[править]
Считается, что лучшие механические тормоза выпускает фирма Avid (модели BB5 и BB7), а Tektro и Shimano — неплохие бюджетные модели. Следует учитывать, что хорошая дисковая механика (с соответствующими ручками) сравнима по цене с дисковой гидравликой среднего уровня, а дешевая дисковая механика имеет качество работы хуже, чем вибрейки той же стоимости.
Дисковые гидравлические тормоза[править]

Конструкция[править]
В этих тормозах используется гидравлический привод колодок. За счет несжимаемости жидкости такие тормоза обычно имеют лучшую модуляцию по сравнению с механическими, а особенности гидравлической системы позволяют получить столько мощности, сколько требуется конструкторами.

Разновидности[править]
В зависимости от конструкции калипера, гидравлические тормоза бывают следующих видов:
- Однопоршневые.
- Двухпоршневые с оппозитными поршнями.
- Двухпоршневые с плавающим калипером.
- Четырехпоршневые и более.
Подавляющее большинство моделей велосипедных тормозов — двухпоршневые с оппозитными поршнями. Однопоршневые модели — самые дешевые, но они сочетают в себе недостатки гидравлических и механических тормозов, поэтому были вытеснены с рынка. Многопоршневые схемы и системы с плавающим калипером применяются на тормозах для даунхилла (но не на всех), где мощность важнее, чем простота конструкции и обслуживания.
По исполнению калипера тормоза делятся на 2 группы:
- С монолитным калипером — калипер представляет собой единую деталь, а поршни вынимаются через большое отверстие, закрываемое алюминиевой «пробкой». Такая конструкция легче и слегка жестче, но дороже и требует специального инструмента для выкручивания «пробки».
- С составным калипером — калипер собирается из двух половинок, стягивающихся болтами. Такая конструкция дешевле.
В зависимости от уровня тормоза, выход гидролинии из калипера бывает обычным и поворотным (с помощью штуцера под названием «банджо»). Поворотный штуцер дороже, но удобнее — гидролинию можно проложить оптимальным образом, без висящих в воздухе петель.
Применение[править]
В целом, дисковые гидравлические тормоза весьма надежны и рекомендованы для использования в покатушках, ПВД и любых гонках. Однако в экстремальных походах могут проявиться проблемы, связанные с необходимостью иметь набор для прокачки, а также с тем, что в случае механических поломок такой тормоз отремонтировать в полевых условиях невозможно. Впрочем, случаи фатальных поломок гидравлических тормозов очень редки и по частоте уступают поломкам рам, колёс и особенно багажников.
Стоимость[править]
Стоимость хороших (то есть эффективных, качественных и беспроблемных) гидравлических тормозов начинается примерно от 150-200 долларов за полный комплект (2 тормоза в сборе, 2 ротора), поэтому достойные гидравлические тормоза нельзя встретить на велосипедах ниже среднего уровня. При покупке таких велосипедов рекомендуется не «клевать» на наличие дисков, а выбрать модель с вибрейками за те же деньги — они будут лучше по многим показателям.
Аксессуары и совместимость[править]
Роторы[править]

- 140 мм — для гонок кросс-кантри, только для заднего колеса.
- 160 мм — самый распространенный диаметр, применяется для кросс-кантри, покатушек, туризма.
- 180 мм — часто ставится на переднее колесо вместо 160 мм для дополнительного увеличения мощности. На обоих колесах используется для трейла и эндуро.
- 203 мм — для экстремальных дисциплин.
- 220 мм и больше — для совсем экстремальных дисциплин, только для переднего колеса.
Необходимо отметить, что чем больше диаметр ротора, тем сильнее нагрузка на вилку, что впоследствии может повлечь ее разрушение. Так, вилки с диаметром ног 28-30 мм обычно разрешается использовать только с 160-мм роторами. В любом случае, не рекомендуется ставить ротор диаметром больше, чем того требуют стиль езды и вес райдера.

Существует несколько стандартов крепления ротора к втулке:
- International Standard (6-болтовый) — самый распространенный, используется для всех стилей езды.
- CenterLock (шлицевой, под съемник кассеты или интегрированной системы) — стандарт тормозов Shimano, поддерживается некоторыми другими производителями втулок и тормозов. Диск быстро устанавливается, но ухудшается грязезащита втулки. На втулку CenterLock можно установить 6-болтовый ротор через переходник.
- CenterLock (c большим локрингом) — для даунхильных тормозов и втулок, требует специального инструмента.
- Нераспространенные стандарты (3-4-5-болтовые).
Тормозные колодки[править]

На современных тормозах принята верхняя загрузка колодок, которая в теории позволяет менять колодки практически мгновенно, без снятия колеса и калипера. Встречается и нижняя установка колодок.
Выпускаются тормозные колодки различных видов, отличающиеся стоимостью и своими характеристиками[1][2]:
- Органические (англ. organic, resin, semi-metallic). Имеют невысокую стоимость и хорошие характеристики для повседневной езды в сухих и мокрых условиях. Проигрывают металлизированным по сцеплению с диском и по долговечности.
- Металлизированные (англ. metallic, sintered). Имеют высокую долговечность и отличное сцепление с диском. Но они более шумные, имеют более высокую стоимость, менее эффективны в холодном состоянии. Идеально подходят для соревнований, а также для езды по грязи и песку.
Иногда встречаются специфические виды:
- Керамические (англ. сeramic) — отличные рабочие характеристики, очень низкая шумность, малая склонность к перегреву, но быстрый износ.
- Жесткие керамические (англ. сeramic hard) — повышенная долговечность за счет некоторого проигрыша в сцеплении, более высокая стоимость.
- Кевларовые (англ. Kevlar) — более высокие характеристики, чем у органических колодок, но быстрее изнашиваются в плохую погоду и имеют более высокую стоимость.
В зависимости от уровня тормозов, подложка тормозной колодки может выполняться из стали, меди, титана или алюминия. Алюминиевая подложка несколько дороже, но легче и лучше отводит тепло. Преимущества титановой подложки неизвестны (низкая теплопроводность).
Стандарты крепления тормозов[править]


Существует 2 стандарта крепления дисковых тормозов: 51 mm International Standard (IS) с поперечными отверстиями и 74 mm Post-Mount (PM) с продольными отверстиями. Велосипедные рамы обычно имеют крепление заднего тормоза IS (иногда — PM), значительная часть вилок — РМ (IS в вилках постепенно исчезает).
Выпускаются различные переходники для переднего и для заднего колеса, однако при необходимости можно использовать вместо заднего переходника — передний на размер больше (и наоборот). Таблица совместимости переходников IS-PM:
- 160 мм передний = 140 мм задний,
- 180 мм передний = 160 мм задний,
- 200 мм передний = 180 мм задний,
- 220 мм передний = 200 мм задний.
Рекомендуется покупать переходник той же фирмы, что и производитель тормозов. Для некоторых вилок (Fox 40 и др.) выпускаются специфические адаптеры: полный список с картинками.
Достоинства и недостатки[править]
Достоинства[править]
- Очень высокая мощность
- Относительно медленный износ колодок и роторов
- Нечувствительность к восьмеркам на ободе
- Хорошая работа в мокрых, грязных и зимних условиях.
- Отсутствие износа ободов.
- Меньшая склонность к перегреву.
Недостатки[править]
- Сложности в совмещении заднего дискового тормоза с багажником (кроме случаев, когда производитель заранее продумал этот момент и разместил крепление багажника на дропауте со сдвигом наружу, или же разместил крепление дискового тормоза на нижнем пере рамы (например, рамы велосипедов Wheeler длительное время выпускаются с такой возможностью)
- Высокая стоимость тормозов и колодок (недостаток был актуален ранее, но за последние годы стоимость дисковых гидравлических тормозов существенно снизилась, в то время как качественные модели ободных тормозов типа V-brake были сняты с производства ввиду утраты конкурентноспособности).
- Высокая нагрузка на втулку, вилку и спицы колеса.
- Совместимость по запчастям (гидр.) и колодкам только с моделями того же производителя (или вообще, только с самими собой), или же с моделями сторонних производителей, созданными под тормоза конкретного производителя (см. продукцию Goodridge, Clarks и т.п.).
- Относительно большой вес.
- Плохая модуляция (мех.)
См. также[править]
- Тормоз
- Прокачка тормозов