Колодки на тормоза велосипед

Каждый велосипедист мечтает о том, чтобы его двухколесный слуга ездил как можно легче и быстрее набирал скорость. Скоростной показатель, бесспорно, имеет огромный вес, однако велосипед надо четко и вовремя останавливать. И если динамика движения зависит от многих факторов, к примеру, типа, веса и габаритов, то быстрое и плавное снижение скорости обеспечивает эффективная тормозная система.

Тормозные колодки: принцип действия

Огромное распространение на байках получили тормоза, работающие по принципу зажима движущегося колеса. Существуют также и ножные (педальные) тормоза, но встретить их можно, разве что, на великах советской сборки и на некоторых представителях «дорожной» масти. В общем, словосочетание «велосипедный тормоз» почти всегда подразумевает собой набор нескольких деталей: зажимная клешня, трос, корпус, на котором зафиксированы прижимные элементы.

Тормозные колодки для велосипеда служат инструментом замедления: при нажатии на пусковую ручку (клешню) трос вытягивается и заставляет сжиматься корпус. В результате этого колодки сближаются и достигают обода. От силы прижатия напрямую зависит время замедления и величина тормозного пути: чем скорее колодки «схватят» обод, тем быстрее велосипед примет неподвижное положение. В особо неприятных случаях при резкой блокировке переднего колеса велосипедист может даже перелететь через руль своего транспортного средства, поэтому пользоваться тормозом тоже надо с умом.

Чуть выше мы говорили о так называемой ободной системе торможения. Широкое распространение получили дисковые тормоза, где в качестве рабочей поверхности выступает не обод, а металлический диск, расположенный по центру колеса. В движении диск вращается синхронно со всем колесом, благодаря чему, собственно, и достигается снижение скорости при его сжатии колодками. В зависимости от привода и места установки, они разделяются на механические и гидравлические, передние и задние, соответственно.

велосипедное колесо с диском

Что касается ободных тормозов, то это всем известные ви-брейки, а также кантилеверы и клещевики. Все эти системы воздействуют непосредственно на обод колеса через колодки и могут устанавливаться на оба колеса или отдельно на каждое в качестве дополнительного тормоза. Цена на такие устройства существенно ниже, по сравнению с расценками на дисковые механические и, тем более, гидравлические тормоза, да и монтировать их намного проще.

ободные тормоза

«Стоп! — скажут некоторые велосипедисты, — а как же разделение по материалу?» Действительно, колодки могут быть как из металла, так и из резины. Точнее говоря, у представителей первого типа тормозящая поверхность металлическая, у второго — органическая.

Металлические колодки для тормозов — изделия, получаемые спеканием металлосодержащих веществ. Органика не содержит в себе примесей металла, а является смесью органических наполнителей и связующего — эластомера. В зависимости от количества последнего, определяется их жесткость: чем больше резины, тем колодки мягче. Говоря о материале эластомерно-органических накладок, мы не берем в расчет каркас — он по умолчанию металлический.

У того и другого типа есть свои преимущества и недостатки. Посмотрим, в чем превосходят, а где уступают они друг другу.

Колодки металлические рекомендуется использовать там, где требуются затяжные торможения и постоянные перемещения в дождь. Органические подойдут для езды в обычных условиях. Отметим, что металл используется только на дисковых тормозах, в то время как резина — и на дисках и на ободах.

Скрип тормозов: основные причины и способы лечения

Основная проблема: колодки сильно скрипят при торможении, вызывая неприятные ощущения. При сильном зажатии резкий звук может сопровождаться вибрацией тормозной поверхности и даже прокручиванием колеса вперед. Последний случай характерен для серьезного повреждения накладок из-за сильного износа: прижимные элементы затирают обод, но не способны его зажать, из-за чего колесо проскакивает. При появлении резких звуков не стоит продолжать эксплуатировать систему, нужно попробовать разобраться, почему скрипят колодки и что нужно исправлять.

Дисковый тормоз для велосипеда

Неприятные звуки могут возникать и на ободных, и на дисковых системах торможения. Несмотря на то, что дисковые тормоза превышают своих собратьев по стоимости, проблемы со скрипом у них могут возникать даже чаще. К основным причинам, по которым слышится визг тормозов, относятся:

  • Загрязнение поверхности обода или диска.
  • Замасливание колодки.
  • Жесткий материал тормозных колодок и несовместимость с поверхностью торможения.
  • Износ и полная непригодность.
  • Неправильное положение относительно обода.

Зачастую при появлении скрипа надо обращать внимание на состояние самой поверхности: грязь, втершийся материал с накладок, жирность и влага. Для очистки обода или поверхности диска можно использовать доступный растворитель: уайт-спирит или бензин. После этого протереть сухой и чистой тканью.

При появлении масла на тормозной площади накладки не нужно спешить их выбрасывать. Можно попробовать прокалить их до полного сгорания масляных пятен. Делается это либо на нагретой поверхности (плитка, сковородка), или над горелкой. Как только следы масла исчезнут, оставить колодки на открытом воздухе, но не обливать их холодной водой. Нужно отметить, что после прокаливания они долго вряд ли могут прослужить, хотя хорошие экземпляры, от shimano, к примеру, могут спокойно выдержать нагрев и функционировать дальше.

прокаливание колодок

Чем жестче резина, тем выше будет сила трения. Однако более плотный материал не так быстро изнашивается, как это происходит с мягкой резиновой смесью. Еще одной неприятностью мягких колодок для велосипеда может оказаться их оголение, что быстро проявится через визг и снижение эффективности торможения. Тем не менее, мягкие накладки редко шумят, но требуют более частой замены. Из-за несоответствия прочностей материала колодок и поверхности торможения возникает так называемая несовместимость, вызывающая чрезмерный износ. Чтобы этого не случилось, подбирать велосипедные тормозные колодки лучше всего оригинальные и в специализированных магазинах.

Бывает и такое, что скрипеть тормоза начинают только «в конце», когда колодки уже полностью износились, а сила зажима резко снижается. Если причина скрипа кроется в непригодности детали, то можно с уверенностью сказать, что тормозная система работает на «отлично»! А чтобы она и дальше служила верой и правдой, нужно купить новые колодки и заменить их.

изношенная контактная деталь

Оптимальная сила зажатия колеса, величина тормозного пути и равномерность износа достигаются при правильном расположении колодок. Настроить их бывает на так просто, как может показаться на первый взгляд. Впрочем, об этом поговорим дальше.

Регулировка ободных и дисковых колодок

В работе тормозной системы велосипеда значительную роль играет правильное положение прижимных элементов относительно поверхности воздействия — обода или диска. Настройка колодок для ободных и дисковых тормозов выглядит не совсем одинаково, поэтому подробно рассмотрим оба случая.

Как отрегулировать положение колодок относительно обода:

  • Ослабить гайки крепления к корпусу. Делать это надо не сильно, чтобы колодки не болтались.
  • Выставить требуемое положение.
  • Настроить расстояния до обода с обеих сторон. Для правой и левой накладки оно должно быть одинаковым.
  • Зафиксировать креплениями и проверить. Лучше всего испытать тормоза на практике, сидя на велосипеде. При срабатывании тормоза на половине хода клешни результат можно считать успешным.

Иногда может возникнуть проблема заедания тормоза из-за слишком малого расстояния до поверхности. В этом случае необходимо разжать колодки вручную, отцентровать заново и проверить натяжение троса.

Оптимальное положение колодок

Колодки на велосипеде с дисковым тормозом настраиваются проще, чем v-brake, правда, необходимо четко следить за величиной зазора. Как правило, с дисками это расстояние не больше 0,5 мм. При этом колодки не должны задевать диск при движении, иначе скорый износ и того и другого обеспечен.

С помощью регулировочных болтов установить положение и угол. Сильно ослаблять крепления, как и в предыдущем случае, не стоит, иначе придется монтировать деталь заново.

Если колодки сильно стерты с одной стороны и почти не тронуты с другой, то это следствие их изначальной неправильной регулировки. В отдельных случаях можно попробовать поставить их другой стороной: неплохой вариант для дополнительных клещевых тормозов, которые используются в качестве вспомогательных замедлителей или фиксаторов положения велосипеда. На спортивных или шоссейных байках такого лучше не делать, а просто поменять обе колодки.

Как и любая другая составляющая на велосипеде, тормозная система требует пристального внимания и периодического обслуживания. Много времени это не отнимает, при этом значение исправных тормозов трудно переоценить в реальных условиях движения.

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.