Картридж каретки велосипеда

На сегодняшний день в MTB используются два стандарта чашек каретки: BSA (B.C. 1.37″ x 24T) и Italy

(M36×24T). Последний встречается крайне редко и на самых дешевых велосипедах. Можно считать, что по резьбе все MTB одинаковые и не заморачивать себе голову.

Однако, имеется три стандарта посадочных частей валов: квадрат, Octalink и ISIS.

Квадрат — старый, но не изживший себя стандарт, дешевый, достаточно надежный и простой в эксплуатации. Называется так в связи с тем, что форма оси в месте крепления на нее шатунов — квадратная. Такая каретка очень проста: состоит из собственно оси, вращающейся на промышленных подшипниках и чашки. К сожалению из-за разбалтывания и выпадания подшипников, ось достаточно быстро разбалтывается при неаккуратной эксплуатации. Чашка непосредственно вкручивается в трубу рамы.

Квадраты разных производителей могут немного отличаться, лучше ставить каретку того же производителя, что стояла ранее с вашей системой. Если система новая — без разницы.

Из такого класса кареток рекомендую Shimano UN26. Эта каретка может отличаться длиной (110, 113, 117.5, 122.5 и 127.5 мм) и диаметром (68 и 73 мм). Проверяйте диаметр перед покупкой.

Shimano Octalink — относительно новый шимановский стандарт двух несовместимых видов: обычный и XTR. По сравнению с квадратом обеспечивает более высокую жесткость и меньший вес вала каретки. Хотя формально шлицы присутствуют, но на деле они не работают — шатуны все равно садятся на конус. Шатуны под каретки octalink выпускают Shimano, FSA, Ritchey, Black Spire, Roox. Собственный стандарт болта, крепящего шатун. Выполняется в виде картриджа. Каретка Octalink Shimano ES25 Каретка Octalink Shimano ES51 Также, как и в случае квадрата, эти картриджи могут быть различной длины (113, 118, 121 и 126 мм) и двух диаметров (68 и 73 мм). Каретка Shimano BB-ES51 73/113 Octalink — картридж с креплением Octalink совестимый со всей Deore-линейкой (XTR, XT, LX, Deore), Shimano BB-ES50 73/113 Octalink совместима только с шатунами Shimano Deore, Deore LX, Deore XT. ES71 отличается меньшей массой.

Но с Deore много хитростей! Дело в том, что Shimano почти каждый год меняет состав одной и той же линейки, постепенно «спуская» в младшие технологии из старших линеек. Так Deore недавно приобрела кое-какие черты Deore LX. Deore LX имеет систему с интегрированой кареткой Hollowtech II. В 2006 году Deore избавилась от многочисленных очень сильно различающихся модификаций систем, тормозов и втулок. В 2006 году в группе появились манетки Dual Control, хотя, остались и триггерные RF Plus (Rapidfire+). Сейчас это единственная группа оборудования с неинтегрированной шлицевой кареткой. Системы — только с полыми шатунами и двумя большими алюминиевыми звездами. Шлицевая система с полыми шатунами — единственная, до которой «не добрался» стандарт Hollowtech II, но уже давно «ушедшая» от посадки «на квадрат».

На 2009 год Shimano нам приготовила «подарок»: она решила сменить привычное позиционирование линеек: Deore LX ушла в прогулочные велосипеды, сменив там Home, а на место LX пришел SLX. В наборах механики SLX присутствуют как all-mountain так и классические кросс-кантрийные компоненты, вобравшие немало технологий из топовых групп. Систем в группе будет две. Мощная, с двумя (!) звездами (36/22), рокрингом и усиленными стальными вставками на резьбе педали для экстремальной езды Плюс, классический кросс-кантрийный (не туристический!) набор 44/33/22, со стальной средней звездой повышенной износостойкости. Передних переключателей в группе будет 5(!).

Ранее универсальная группа XT разделилась на условные XT XC и XT туризм. Аналогичная трансформация постигнет теперь и Deore! Пройдя критический предел в количестве всевозможных модификаций тормозов, систем, втулок и переключателе, группа для удобства также будет разделена на две линейки: XC и Trekking.

Deore_2009.jpg

Главное изменение в системах для Deore: полностью литой шатун на XC линейке! С чего ушли, к тому и пришли: полые шатуны в линейке Deore существовали уже более 5 лет. Интегрированная каретка и внешние подшипники прилагаются.

ISIS — создан Race Face в противовес шимановскому окталинку. Это действительно шлицевой крепеж, придающий высочайшую прочность соединению шатуна и вала каретки. По весу незначительно отличается от Octalink. Этот стандарт поддерживают также Truvativ, FSA. Собственный стандарт болта, крепящего шатун.

Каретка ISIS Truvativ GigaPipe Team SL:

  • Крепление шатуна: ISIS
  • Чашки: фрезерованный алюминий
  • Подшипники: 3 закрытых подшипника
  • Ось: хроммолибден

Обращу ваше внимание на то, что Truvativ производит качественные и относительно недорогие каретки всех стандартов от квадрата до ISIS, включая Powerspline.

Популярностью пользуется каретка Howitzer Truvativ Team. Это неубиваемая каретка с внешними подшипниками увеличенного диаметра:

  • Болты M12
  • Фрезерованные алюминиевые чашки, серебристая отделка.
  • 2 подшипника увеличенного диаметра.
  • 8 уплотнительных колец.
  • Прочная хроммолибденовая ось Howitzer.

Естественно, что все вышеперечисленные стандарты между собой никак не совместимы. Шлицевую систему Octalink нельзя поставить ни на квадрат, ни на ISIS, и наоборот.

Существует два стандарта ширины кареточного узла рамы: 68 мм и 73 мм. Как уже было сказано, длина вала, определяется используемой системой и шириной кареточного узла. Подходящую длину вала можно определить по спецификациям производителя системы, либо померить штангенциркулем старую ось от среза до среза и округлить до ближайшего стандартного значения.

Стоит сказать еще о том, что для кареток ISIS нужен подходящий съемник — ось в него должна войти глубже, чем в шимановский. Можно рассверлить шимановский, если есть где.

XTR, начиная с 2003 года, здесь мы не рассматриваем, т.к. в этой группе не совсем каретка — она частично интегрирована с шатунами.

Классификация конструкций

Полукартриджная каретка (semi-cartridge). Ставится на младшие велосипеды, никак не защищена, требует частого ТО. Поэтому совет — уходить вусмерть, выкинуть и поставить картридж. Отличительная особенность — свободно вынимается ось и насыпные подшипники. Выпускается только под квадрат.

Картриджная каретка (cartridge). Наиболее распространенный сейчас тип, неплохо защищена, не требует ТО. Эксплуатируется по принципу сносил-выкинул.

Облегченная каретка на картриджных подшипниках. Весьма дорогой тип, редко устанавливаемый на байки. Подшипники защищены от грязи. Отличие от картриджной — заметно меньший вес.

Что выбрать?

Здесь трудно советовать что-либо конкретное. Каретки и системы под квадрат до сих пор поддерживаются и выпускаются от очень дешевых до очень дорогих. Современная Shimano Deore/LX/XT — единственный вариант под Octalink. Под ISIS довольно большой выбор на рынке как систем, так и кареток. Имеет смысл сказать, что ISIS — для более агрессивного применения, нежели остальные типы, а квадрат дешевле других сходного уровня.

С эксплуатационной точки зрения наибольший интерес представляет именно стандарт ISIS, ибо и Octalink и квадрат подвержены крайне неприятному глюку — они щелкают и хрустят. ISIS же не хрустит принципиально в силу конструктивных особенностей шлицевого крепления.

Технические подробности

Для интересующихся, несколько моментов по всем типам кареток, точнее принципам крепления шатунов.

Крепление под квадрат обеспечивает достаточно высокую прочность соединения, однако при частых сборках/разборках быстро убивает посадочную часть шатуна. Шатун серьезно повреждается, если ехать с люфтом.

Плюс к этому, как уже говорилось выше, у разных кареток квадраты немного отличаются и, после установки, ответная часть шатуна перестает быть прямоугольной формы, в результате чего может оказаться невозможным использование каретки другого производителя.

Крепление Octalink также сделано по принципу конуса, однако оно не убивает шатун во время сборок/разборок. При езде с незатянутым шатуном могут быть повреждены его шлицы. Сами шлицы нужны лишь для позиционирования шатунов при установке и эксплуатационной нагрузки не несут.

Крепление ISIS в отличие от квадрата не повреждает шатун при сборках/разборках, и при этом посадочная часть значительно больше, чем на обоих предыдущих типах. Шлицы работают полностью и при напрессовке шатуна и при работе педалями.

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.