Каретки горного велосипеда
Каретка велосипеда — один из узлов, без которого не обходится современный байк. Аналогично ушам, лапам и хвосту, велосипед состоит из рамы, руля, нашей «героини», колёс и трансмиссии. Это несложный узел, но к нему предъявляются очень жесткие требования по точности исполнения, установке и надёжности составляющих частей, потому для обслуживания жизненно важно знать устройство каретки.
Собственно, на данный узел приходится большая нагрузка:
- силовая — энергия педалирования, полный вес велосипедиста в случае езды на педалях;
- абразивная — силовое воздействие, плюс нахождение узла близко к земле приводит к большому риску попадания внутрь подшипников частиц грязи, которые очень быстро приведут к разрушению ключевых элементов детали.
Конструкция каретки
Каретка на велосипед состоит из четырёх частей:
- Корпус — основная часть каретки, на которую крепятся подшипники, в которые заводится ось, и на которой размещается чашка.
- Чашка — элемент для крепления устройства в стакане. В зависимости от стандарта и типа крепления, либо запрессовывается, либо особенным образом вворачивается в раму.
- Ось каретки — подвижная часть, находящаяся внутри корпуса, которая может свободно вращаться. Заканчивается местами крепления шатунов. Является одним из источников типизации по типу шатунов.
- Шлицы или места крепления шатунов.
К системе каретки можно отнести место её крепления. Это элемент рамы, называемый кареточным стаканом.
Таким образом, каретка у велосипеда — достаточно простой и небольшой по размерам элемент, который, правда, может быть достаточно высокотехнологичным и дорогим.

Типы кареток и элементов
Существует огромное количество стандартов и видов кареток. В основном они подразделяются по таким параметрам:
- длина вала — она же длина оси, важна для положения системы и педалей, может варьироваться;
- длина корпуса — должна соответствовать размерам стакана, но есть возможность отклонения;
- тип резьбы — размеры резьбы для крепления в стакан. Варьироваться не может, необходимо точное соответствие;
- тип крепления шатунов — размеры и способ крепления шатунов системы к валу. Необходимо полное совпадение.
История развития стандартов очень интересна, потому как в ней встречаются стандартизирующие организации, патентные споры и непрерывное совершенствование конструкции.
Есть разделение и по принципиальной конструкции.

По объединённости с системой
- Интегрированные каретки для велосипедов составляют единое целое с системой. Ось в таком случае является единым целым с одним из шатунов, что уменьшает вес и стоимость, а также повышает надёжность всей конструкции.
- Неинтегрированные модели — отдельный узел, который позволяет закреплять шатуны определённого типа.
- Большинство моделей картриджные, т.е. подшипники составляют картридж, внутри которого они запрессованы заводским способом. Некартриджные каретки требуют постоянного обслуживания, так как возможностей попадания грязи внутрь узла намного больше.
По кареточному стакану
С резьбовой посадкой, под различные размеры:
- «Английская резьба»;
- 68 мм;
- 73 мм — распространён в MTB байках;
- 83 мм — в дисциплинах Trial и BMX;
- 100 мм — круизеры с широкой рамой;
- «Итальянская резьба» под стакан 70 мм — такое изделие легко найти в старых шоссейных велосипедах;
- «Французская резьба» — использовалась в советских дорожных велосипедах.

Press-fit, иначе — стандарт BB30 — совсем новый, но очень перспективный. Подшипники запрессовываются в кареточный стакан, и в них продевается вал диаметром 30 мм, что увеличивает общую жесткость узла и его надёжность. Данный стандарт разбивается по размерам кареток:
- BB30 — диаметр стакана 42 мм, ширина 62 мм для шоссейного и 73 мм для горного велосипеда;
- PF30 — диаметр стакана 46 мм, ширина 68 мм и 73 мм;
- Press-fit — модели под ось стандартных размеров (24 мм);
- BB90, BB95 — диаметр стакана 37 мм, ширина 90,5 или 95,5 мм;
- BB86, BB92 — диаметр стакана 41 мм, ширина 86,5 или 91,5 мм;
- BBright Direct Fit — диаметр стакана 42 мм, ширина 79 мм;
- BBright Press Fit — диаметр стакана 46 мм, ширина 79 мм;
- 386 EVO — внутренний диаметр 46 мм, ширина 86,5 мм.
Эксцентриковые устройства со смещённым креплением, которые позволяют быструю и удобную установку: велосипедная каретка проворачивается в стакане, затягивая цепь, а затем фиксируется гайкой или болтами. Такие устройства обычно используются на велосипедах с фиксированной передачей или планетарной втулкой, на серийных байках встречаются очень редко. Существует также несколько размеров:
- Посадочный диаметр 54 мм;
- Стандарт 46 мм, под раму Press Fit 30, обычно поставляется интегрировано с осью 24 мм;
- Стандарт BSA — с одноимённой резьбой, используется со специальным полузвеном, позволяя смещать натяжение цепи.

По креплению шатунов
- Квадрат (SQR) — стандартный квадрат, очень старая система крепления, которая, однако, достаточно неудобна — при частой разборке шатун разбалтывается, и при педалировании будет повреждать вал, приводя к необходимости замены по причине износа вала каретки, а не, как обычно это бывает, износа или повреждения подшипников.
- Шлицевой — с несколькими стандартными размерами, позволяет избежать проблем квадратного сечения, не позволяя валу и шатунам разбалтываться друг относительно друга.
Шлицевых соединения множество версий:
- Octalink — стандарт от Shimano для недорогих байков. Существует две поставки — Octalink v1 и Octalink v2;
- ISIS Drive — общий шлицевой стандарт для множества компаний. Основные производители — FSA, Truvativ, Race Face. Последняя компания была инициатором разработки стандарта из-за ограничений компании Shimano на Octalink;
- Hollowtech II — применяется в интегрированных системах Shimano высокого уровня;
- Giga X Pipe (GXP) — альтернатива Holowtech II от Truvativ, Noir и Stylo;
- Howitzer — вариант, схожий с ISIS для экстремальных байков.
Выбор каретки
Некоторые советы по выбору новой модели, когда каретке требуется замена или ремонт. Например, если появился люфт или было получено физическое повреждение:
- Внимательно следить за размерами и типом каретки.
- Узнать из документации тип кареточного стакана.
- Из документации к заднему переключателю узнать chainline — линию цепи (на неё влияет способ крепления шатунов к валу).
- Из документации по системе получить размеры стакана.
- В зависимости от типа переднего переключателя выбрать неинтегрированную модель.
Очень часто вместе с новым девайсом придётся покупать специализированный ключ для каретки, так как современные модели требуют уникального инструмента.

Заключение
Каретка в велосипеде — небольшой, но очень важный элемент конструкции, работа которого очень важна для велосипедиста. Особенно важен выбор модели для профессионалов — от этого узла зависит комплект шатунов, переднего переключателя и звёзд, которые могут быть даже овальными. На практике мы сталкиваемся с интегрированными картриджными каретками для велосипеда, а иные типы — решения для конкретных, чаще всего спортивных, задач.