Какой велосипед выбрать для бездорожья

Если Вы читаете это, вероятнее всего, Вы недостаточно хорошо разбираетесь в велосипедах, а именно в их разновидностях, оборудовании и в правилах подбора байка.

В этой статье мы рассмотрим основные критерии подбора железного «друга», чтобы впоследствии не просто серфить по страницам нашего сайта, а целенаправленно искать велосипед.

Прошли давно те времена, когда покупали то, что продают. Наступило время велосипедного изобилия (только денег хватило бы). Ассортимент настолько велик, что даже самые опытные продавцы велосипедов не возьмутся предположить количество брендов, продаваемых на территории РФ. Не говоря уже о других странах. В московских специализированных магазинах можно спокойно найти байки из Германии ручной сборки, например велосипеды Cube, и эксклюзивные шоссейники, выпущенные тиражом 1 шт. в Италии. Всё было бы очень хорошо, если не одно но — велосипеды очень сильно отличаются друг от друга:

  • по предназначению (разновидности велосипедов);
  • по цене;
  • качеству;
  • техническим характеристикам (даже если взять один вид велосипедов)

Разновидности велосипедов

Конструктивно велосипеды отличаются в первую очередь формой и геометрией рамы, размером и количеством колес, классом оборудования, количеством амортизаторов и т.д. Сочетая некоторые из этих параметров, получились обособленные виды велосипедов, предназначение которых читайте ниже:

  • Горные велосипеды — этот самый нынче распространенный вид велосипедов, предназначенный для преодоления пересеченной местности. В зависимости от уровня бездорожья меняется сама конструкция байка. К примеру, 95% покупающих велосипед для пересеченной местности, выбирают вид кросс-кантри (преодоление легкого бездорожья, типа тропинок в лесу, поля, велосипедные дорожки). Эти велосипеды, как правило, оснащены передней амортизационной вилкой, 21-й и более скоростями. Посадка: угол наклона спины равен углу наклона рук к рулю. Популярность данной категории обеспечена идеальным балансом возможностей — можно и в лесу покататься, и на работу поездить. Накат хороший, удовольствия море. В 2014 году популярность набирают велосипеды с колесами 29 дюймов, так же, как класс, появились байки с 27,5-дюймовыми колесами. Остальные 5% выбирают велосипеды для серьёзного бездорожья (овраги, горные тропы, грязь, песок). Эти велосипеды оснащены двумя амортизаторами и называются двухподвесами. Посадка на них более вертикальная, их используют в основном для скоростного спуска с горы или фрирайда — езды по неподготовленной местности. Накат на этих велосипедах не самый легкий, поэтому длительные прогулки вряд ли получатся. К тому же, двухподвесы более тяжелые и громоздкие.
  • Кроссовые велосипеды- велосипеды гибриды,вобрали в себя лучшие качества горных и шоссейных моделей: 28-дюймовые колеса и навесное оборудование, как у горных байков. Это позволяет кроссовым моделям одинаково хорошо чувствовать себя на гладком асфальте и на бездорожье.
  • Туристические велосипеды — выбрать велосипед этого класса могут те, кто занимается велотуризмом. Это модели с очень надежной прочной конструкцией, способной выдержать вес объемных грузов.
  • Складные велосипеды — говорят сами за себя. Их эргономичная конструкция и шикарные возможности для удобной транспортировки покоряют тех, кто находится постоянно в движении. В сложенном виде такой байк отлично помещается в багажнике автомобиля или даже в дорожной сумке.
  • BMX (Bike Moto Cross) — отдельно стоящая группа велосипедов для занятий экстремальными видами катания. У BMX маленький диаметр колеса (20 дюймов), усиленная рама и вилка, они оснащены пегами.
  • Городские велосипеды — комфортники, предназначены для спокойного передвижения по улицам города. Здесь важен комфорт, а не развиваемая им скорость.
  • Шоссейные велосипеды — выбор велосипедов такого типа обусловлен необходимостью езды на большой скорости по ровному асфальтированному покрытию. Их корпус очень легкий, тонкий. Отличительные особенности — гнутый руль, большие колеса, узкие шины.

Какой бы Вы ни выбрали велосипед, важно знать и учитывать при покупке все его ходовые характеристики. Ведь это гарантия не только того, что правильный выбор обеспечит комфортную езду, а ещё и надежность всех его узлов.

Рама велосипеда

Размер рамы велосипеда выбирать лучше по росту. Также рама должна позволять свободно доставать до руля также полусогнутыми руками, чтобы они не уставали от перенапряжения при езде.

Подбор ростовки для рам шоссейных велосипедов:

Подбор ростовки для рам горных велосипедов:

Подбор ростовки для рам туристических велосипедов:

Материал для изготовления рамы велосипеда выбрать можно как самую дешевую стальную, так и дорогую из титана или карбона. Все они отличаются не только по цене, но и по весу.В самых простых дешевых моделях используют стальные рамы (Hi-Ten). Они достаточны прочные, подходят для повседневной езды, но при этом их вес значительный — до 16 кг. Далее идут велосипеды с рамой из хроммолибденовой стали (Cro-mol). Этот сплав так же относительно недорогой в производстве. Но все-таки выбрать такой сплав лучше уже хотя бы потому, что с хроммолибденовой рамой байк весит меньше, чем стальные «собратья». Но рамы, изготовленные полностью из хроммолибденовой стали, практически не производятся. Чаще всего только одна или три трубы рамы сделаны из этого сплава, а остальные из стали.Рамы из алюминия (Alu) наиболее распространены за счет лучшего соотношения прочность/вес. Этот легкий материал позволяет сделать раму для велосипеда с большим диаметром труб и увеличить толщину стенок. Но стоимость этого металла обуславливает применение алюминиевых рам только для велосипедов, выбрать которые можно только в классе выше среднего. Используется алюминий, конечно, не в чистом виде, а в сплаве с другими металлами. Наиболее распространена рама с маркировкой 7005, но чем меньше эта цифра, тем лучше. Для продвинутых лучше выбрать велосипед с числом на раме 6061.Велосипедов с титановой рамой (Ti) не так много. Они обладают хорошими характеристиками по прочности, но и стоимость не всегда оправдана. И в весе титановые рамы также проигрывают, поэтому прежде, чем выбрать такой велосипед, хорошо подумайте.Магний (Mg) — ещё один металл, используемый для производства рам велосипедов. Он легок, прочен, но все-таки дорог. Оптимально выбрать велосипед с магниевой рамой — под силу только для профессионалов.При производстве велосипедов стали использовать и композитные материалы (карбон, кевлар). Велосипеды с рамой из композитных материалов чрезвычайно легки, но чувствительны к различного рода физическим воздействиям. На качество рамы влияет и технологии, применяемые в производстве. Например, баттинг — процесс, в результате которого получают трубы с различной толщиной стенок. Это дает возможность рационально использовать сырье, делая большую толщину в местах, где предполагается более высокая нагрузка. За счет этого также добиваются уменьшения веса самой рамы.

Седло велосипеда

Выбрать велосипед с удобным седлом важно, но не всегда реально в стандартной комплектации. На дешевых моделях большого комфорта ожидать не приходится, но седло всегда можно заменить на более подходящее. В хорошем магазине велосипедов вы сразу сможете это сделать, доплатив нужную сумму. Узкие жесткие седла предназначаются для гонок, а длинные и широкие больше подходят для прогулочной езды. Для женщин лучше выбрать железного «друга» с седлом более широким в задней части.

Чем мягче седло, тем дальше Вы уедите

С материалом седла все просто. На дешевых моделях ставится седло из вспененного полимера, обтянутого кожзаменителем. На прогулочных и более дорогих велосипедах выбрать уже можно и модели с пружинами под сиденьем, а само седло делается с гелевыми вставками для максимального комфорта при езде. Любое седло можно отрегулировать по высоте, наклону, а некоторые даже можно сместить вперед или назад. Это просто необходимо, чтобы выбрать на велосипеде удобное для себя положение. Обычно советуется выбирать такое положение седла на велосипеде, чтобы доставать до педали в самом нижнем её положении ровной полностью вытянутой ногой. Т.е. стоять на педали надо полной стопой, а не дотягиваться носком. В остальном, все зависит от Ваших личных ощущений.

Колеса

Не последнее место занимают и колеса, поэтому прежде чем выбрать велосипед, Вы должны больше знать о них. И тут важен и их размер, и обода, и шины, и даже количество спиц. Колеса большого диаметра позволяют преодолевать дальние расстояния с меньшими усилиями. На шоссейных и дорожных (городских) велосипедах устанавливаются колеса с диаметром 28 дюймов, для горных характерен диаметр в 26 дюймов. Лучше выбрать велосипед, на котором стоит алюминиевый обод — он и легче, и прочнее стального, и более устойчив к коррозии. Спицы также изготавливают из алюминиевых сплавов и стандартно их 32. Они придают колесу дополнительную прочность и упругость. Для горных велосипедов лучше выбрать обода с 36 спицами — они выдерживают большую нагрузку. Такой вариант также хорош для людей с большим весом. Также имеет значение и переплетение спиц: чем больше пересечение спиц друг с другом, тем прочнее колесо. От ширины шины и рисунка протектора будет зависеть то, как поведет себя выбранный велосипед на различных дорогах. Для горного велосипеда, на котором Вы большую часть будете проводить в езде по пересеченной местности лучше выбрать широкие колеса с грунтозацепами. Тогда даже езда по песку, грязи или мокрой траве не будет проблемой. Но на трассе велосипеды с такими шинами ведут себя хуже — шумят и скорость развивается не так быстро. Для хороших дорог и скоростной езды лучше выбрать велосипед с гладкими узкими шинами (сликами). Также сейчас уже есть компромиссный вариант — полуслики — с гладкой поверхностью в средней части шины и грунтозацепами по бокам. Для большинства велосипедистов-любителей оптимальным вариантом будет выбрать велосипед именно с такими шинами. Это позволяет одинаково комфортно чувствовать себя и на дороге, и при езде по пересеченной местности. Единственная тонкость при использовании полусликов выявляется на резких поворотах. При наклоне основная площадь контакта колеса с дорогой приходится на грунтозацепы, что приводит к уменьшению коэффициента сцепления — а это риск падения. Так как нагрузка на заднее и переднее колесо отличается, то иногда лучше выбрать для велосипеда комбинацию из разных шин.

Амортизаторы

Дорожные (городские) велосипеды не оборудуются амортизаторами. Их устанавливают для погашения вибраций, и поэтому их можно встретить только на горных велосипедах. Вилка обычно представляет собой конструкцию из широких труб («штанов»), в которых находится амортизатор, и более узких входящих в них труб («ног»). Рулевую трубу и ноги соединяет корона вилки. А для придания прочности «штаны» между собой соединяются дополнительным элементом — «гориллой». В моделях велосипедов, где амортизаторы на вилке имеют большой ход, устанавливается вилка с двумя коронами. Крепления для тормозов (обычных и дисковых) стандартно находятся на «штанах» вилки. Можно выбрать велосипед с передним и задним амортизатором, которые называются «двухподвесы». Для подвески (заднего амортизатора) используются все те же механизмы амортизации, что и на амортизационной вилке. Но такой вариант нужен только если Вы хотите выбрать велосипед для экстремальной езды. В остальном, задний амортизатор будет только мешать, да и заплатите Вы за него немалую сумму. При разгоне часть Ваших усилий будет передаваться на задний амортизатор, что не позволит быстро набирать скорость. Для гашения вибраций от заднего колеса зачастую достаточно хороших пружин на седле.

Типы используемых вилок сильно отличаются по своим характеристикам, поэтому, какой выбрать велосипед не в последнюю очередь зависит и от них. Пружинные амортизаторы самые простые и дешевые, но при этом недолговечны, поскольку пружины со временем теряют свои амортизационные свойства. Для более мягкой работы в пружинные амортизаторы могут устанавливаться демпферы (элементы для поглощения резонансных колебаний) из полимерных материалов. Но такая система также не идеальна, поскольку полимеры теряют свои свойства при низких температурах.

Также в роли амортизатора и демпфера может использоваться воздух. Он закачивается в вилку насосом, такая конструкция самая легкая, но сам воздух при больших нагрузках может пропускаться. Лучшими считаются масляные амортизаторы: демпфер представляют собой картриджи, заполненные маслом, а амортизаторы могут быть как воздушными, так и пружинными. Масляно-пружинные (или масляно-воздушные) амортизаторы самые долговечные, устойчивы к большим нагрузкам и перепадам температур. Но стоят они соответственно — от 150 у.е. На хороших амортизаторах можно регулировать жесткость, плавность сжатия/возврата амортизатора, длину хода, а также, при желании, полностью блокировать.

Переключатели скоростей

Переключатели скоростей традиционно устанавливаются на руле. Принцип работы ручек переключения скоростей (их ещё называют манетками) разный, лучше знать их устройство и принципиальные отличия. Первая система — это поворотное кольцо, которое напоминает ручку газа на мотоциклах: вращение вперед переключает на высшую передачу, назад — на низшую. Этот тип ручек производится фирмой SRAM и получил название «ГрипШифт» (Grip Shift). На втором типе «РэпидФайер» (Rapid Fire) производства фирмы Shimano переключение осуществляется с помощью двух рычажков. Оба переключателя удобны и имеют визуальные показатели скоростей.

Тормоза велосипеда

Для дорожных (городских) велосипедов характерны ножные тормоза. Их вполне достаточно для обычных условий езды, единственный случай, вызывающий неудобства — это момент, когда педали находятся в не очень удобном положении для торможения. Поэтому иногда лучше выбрать велосипед с ручными тормозами. Ручные тормоза в любой момент можно нажать, а эффективность торможения зависит от их типа и погодных условий. Передача усилия на тормозные колодки происходит с помощью системы тросиков или гидравлики. Преимущество гидравлических тормозов в большей чувствительности и передаваемом усилии на колодки. Тросики же при частом использовании и больших нагрузках со временем растягиваются. В остальном принцип действия на колодки одинаков.

Выбрать для велосипеда тормоза также означает выбрать, каким образом будет передаваться усилие на колодки — с помощью центральной или прямой тяги (V-brake). Главный плюс прямой тяги в непосредственной передаче усилия, что делает такую систему более эффективной. При центральной системе торможения часть усилия теряется за счет применения дополнительных рычагов. В любом случае торможение происходит за счет прижимания колодок к ободу. У такой системы есть и свои минусы: при дождливой погоде колодки и обод мокрые, поэтому эффективность тормозов заметно снижается за счет проскальзывания. А если под колодки вдобавок забьется грязь, то даже езда на велосипеде будет затруднена. В таком случае единственный выход — выбрать велосипед с дисковыми тормозами. Их стоимость выше, но эффективность не зависит от погодных условий. Основное отличие таких тормозов в том, что колодки зажимают не обод колеса, а диск, который находится на оси. Таким образом, для частой езды с большими нагрузками советуем выбрать велосипед с дисковыми гидравлическими тормозами. Естественно, если у Вас есть такая возможность.

Какой выбрать велосипед, конечно же, зависит и от торговой марки. От положения и времени нахождения бренда на рынке будет изменяться цена на выбранную модель велосипеда. Главный критерий, чтобы на всех узлах была обозначена фирма-производитель, а не было так называемого «NoName». Самые известные производители, выпускающие качественную продукцию — это «Shimano» и «SRAM». Не гонитесь за дешевым велосипедом, выбирайте качественную модель, чтобы впоследствии избежать неприятных сюрпризов.

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.